Кассационный военный суд в составе председательствующего Бабошкина П.И., судей Гусейнова Т.Г. и Лядова В.Л., при секретаре судебного заседания Платошечкиной Ю.С., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело N2а-82/2019 по кассационной жалобе представителя административного истца Викуловой Олеси Николаевны на решение Пензенского гарнизонного военного суда от 17 сентября 2019 г. и апелляционное определение Центрального окружного военного суда от 3 декабря 2019 г. по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части N "звание" Бухарова Олега Николаевича об оспаривании решения Центральной жилищной комиссии "данные изъяты" (далее - ЦЖК ... России), связанного с изменением даты принятия на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Гусейнова Т.Г, изложившего обстоятельства административного дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд
установил:
решением Пензенского гарнизонного военного суда от 17 сентября 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением Центрального окружного военного суда от 3 декабря 2019 г, отказано в удовлетворении административного иска Бухарова О.Н, в котором он просил признать незаконным решение ЦЖК... России от 11 июня 2019 г, отменившей ранее принятое свое же решение об изменении даты принятия на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, и установившей вместо 8 сентября 2010 г. новую дату - 11 марта 2016 г, и просил суд обязать жилищный орган отменить данное решение.
В поданной 7 февраля 2020 г. кассационной жалобе представитель административного истца, выражая несогласие с судебными актами, полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, просит их отменить и принять новое решение об удовлетворении административного иска Бухарова О.В.
В обоснование этого представитель истца, ссылаясь на нормы жилищного законодательства, а также на обстоятельства дела, приводит доводы, суть которых сводится к тому, что судами неверно установлены обстоятельства дела, а также неправильно применены нормы, регулирующие порядок принятия на жилищный учет. Изменив дату постановки на учет, жилищная комиссия нарушила права административного истца.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд не находит оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Согласно частям 2-3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС) Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
Частью 2 статьи 328 КАС Российской Федерации определено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований по настоящему делу не имеется. Принятые гарнизонным военным судом и окружным военным судом судебные постановления сомнений в обоснованности и законности не вызывают, а изложенные в жалобе доводы не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке.
Оснований к безусловной отмене судебных актов согласно нормативным положениям части 3 статьи 328 КАС Российской Федерации также не имеется.
Судами первой и апелляционной инстанций в качестве юридически значимых обстоятельств по делу установлено, что Бухаров О.Н. с 16 мая 2018 г. уволен с военной службы, и с 4 июня 2018 г. исключен из списков личного состава войсковой части "данные изъяты".
В 1991 г. Бухарову О.Н. на состав семьи... человека по месту прохождения военной службы предоставлена двухкомнатная квартира жилой площадью 46, 94 кв.м, расположенная по адресу: "адрес"
8 сентября 2010 г. Бухаров О.Н. обратился в жилищную комиссию с рапортом о предоставлении ему жилого помещения для постоянного проживания в г. "данные изъяты" в связи с отселением из закрытого военного городка. Решением жилищной комиссии Спецсвязи... России от 11 января 2010 г. подтверждено, что на основании решения ЦЖК... России от 30 декабря 2009 г. (протокол) он с составом семьи... человека включен в список граждан, подлежащих отселению из закрытых военных городков.
Согласно рапорту Бухарова О.Н. от 11 марта 2016 г. и его заявлению от 11 марта 2016 г, последний ходатайствовал перед ЦЖК... России о принятии его (одного) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в "данные изъяты" или городе "данные изъяты". Решением ЦЖК... России от 23 июня 2016 г. (протокол) он с составом семьи 1 человек принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по г. "данные изъяты". Этой же комиссией 21 февраля 2019 г. (протокол) внесены изменения в учетные данные Бухарова О.Н, изменена дата принятия его на учет с 11 марта 2016 г. на 8 сентября 2010 г.
11 июня 2019 г. ЦЖК... России было принято решение (протокол), об отмене названного выше решения в части внесения изменений в учетные данные административного истца, поскольку Бухаров О.В. на момент подачи соответствующего рапорта в сентябре 2010 г. проходил военную службу и к увольнению не планировался.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - ФЗ "О статусе военнослужащих") государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. Военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации
Во исполнение названных предписаний ФЗ "О статусе военнослужащих" Правительство Российской Федерации постановлением от 29 июня 2011 г. N 512 утвердило Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, заявление по утвержденной форме, к которому должны быть приложены предусмотренные Правилами документы. При этом датой принятия на учет военнослужащего является дата подачи им в уполномоченный орган заявления, предусмотренного пунктом 3 настоящих Правил, и представленных документов (п. 9).
Разрешая при установленных обстоятельствах спорные правоотношения, суды первой и апелляционной инстанций правильно истолковали примененные нормы материального права и пришли к обоснованным выводам о том, что поскольку датой принятия Бухарова О.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному месту жительства является дата подачи им 11 марта 2016 г. заявления в ЦЖК... России, а не включения его жилищной комиссией "данные изъяты" России в 2009 г. в список военнослужащих, подлежащих отселению из закрытых военных городков, то есть когда он проходил военную службу, к увольнению не планировался, и соответственно, льготных оснований для получения жилья в избранном месте жительства ранее чем за три года до увольнения с военной службы не имел.
При таких обстоятельствах оснований для изменения даты принятия административного истца на учет нуждающихся в жилом помещении с 11 марта 2016 г. на 8 сентября 2010 г. у жилищной комиссии ЦЖК... России не имелось.
Вопреки доводам автора жалобы, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права.
Иные доводы представителя административного истца по существу повторяют позицию Бухарова О.Н, изложенную при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с их выводами и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены при разрешении данного спора, влияли бы на обоснованность и законность принятых судебных актов, основаны на ошибочном толковании норм материального права и, по своей сути, сводятся к несогласию с существом постановленных судебных актов, что, в силу части 3 статьи 329 КАС Российской Федерации, основанием для их отмены в кассационном порядке не является.
Руководствуясь статьями 327, 329 и 330 КАС Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
решение Пензенского гарнизонного военного суда от 17 сентября 2019 г. и апелляционное определение Центрального окружного военного суда от 3 декабря 2019 г. по административному исковому заявлению Бухарова О.Н. оставить без изменения, а кассационную жалобу его представителя Викуловой Олеси Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий П.И. Бабошкин
Судьи Т.Г. Гусейнов
В.Л. Лядов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.