Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей Макаровой Е.В, Горковенко В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Новониколаевском районе Волгоградской области об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости по кассационной жалобе ФИО2 на решение Новониколаевского районного суда Волгоградской области от 02 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 19 сентября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, судебная коллегия
установила:
ФИО2 обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Новониколаевском районе Волгоградской области (далее УПФР в Новониколаевском районе) об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в части исключения из стажа периодов работы и службы, с учетом уточнения требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просил суд признать незаконным решение УПФР в Новониколаевском районе N от 13 марта 2019 года, включить в специальный стаж периоды работы преподавателя-организатора ОБЖ, включая периоды нахождения в командировках и на курсах повышения квалификации, признать право на назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью с 06 октября 2016 года, то есть с момента обращения за ее назначением.
Решением Новониколаевского районного суда Волгоградской области от 02 апреля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 19 сентября 2019 года, в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе истец ссылается на то, что при вынесении решения, апелляционного определения были допущены нарушения норм материального и процессуального права, в связи с чем указанные судебные постановления подлежат отмене.
В суд кассационной инстанции от истца ФИО2 поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, в суд не явились, об отложении дела слушанием не просили, на участии в рассмотрении дела не настаивали. При таких обстоятельствах, с учетом положений статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившегося истца.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
Судебными актами установлено, что ФИО2 обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон N 400-ФЗ).
Решением УПФР в Новониколаевском районе от 13 марта 2019 года N ФИО2 отказано в назначении досрочной пенсии по старости как лицу, менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность в общеобразовательных учреждениях для детей по причине отсутствия необходимого специального стажа работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
На основании акта документальной проверки N от 30 декабря 2016 года, а также выписок из приказов по личному составу Новониколаевской СОШ N, судами установлено, что ФИО2 в период с 2000 года по 2016 год имел следующую учебную и педагогическую нагрузку: 2000-2001 учебный год - физкультура 6 часов, ОБЖ 8 часов; 2006-2007 учебный год - ОБЖ 8 часов; 2007-2008 учебный год - физкультура 12 часов, ОБЖ 6 часов; 2008-2009 учебный год - физкультура 6 часов, ОБЖ 6 часов; 2009-2010 учебный год - физкультура 13 часов, ОБЖ 4 часа; 2010-2011 учебный год - физкультура 10 часов, ОБЖ 5 часов; 2011-2012 учебный год - физкультура 11 часов, ОБЖ 4 часа; 2012-2013 учебный год - физкультура 11 часов, ОБЖ 4 часа; 2014-2015 учебный год - физкультура 15 часов, ОБЖ 6 часов; 2015-2016 учебный год - физкультура 12 часов, ОБЖ 4 часа.
Также ФИО2 установлена нагрузка по обучению детей на дому: в 2011 году - 1, 25 часа в неделю, в 2012 году - 1, 25 часа в неделю, в 2013 году - 0, 75 часа в неделю, а также - 0, 25 часа в неделю, в 2014 году - 0, 25 часа в неделю.
Согласно тарификации по МБОО "Новониколаевская СОШ N", приказами N от 1 сентября 2014 года, N от 1 сентября 2015 года, N от 1 сентября 2016 года ФИО2 установлена следующая педагогическая нагрузка: с 1 сентября 2014 года учитель физкультуры 15 часов, учитель ОБЖ 6 часов - 1 ставка, с 1 сентября 2015 года учитель физкультуры 12 часов, учитель ОБЖ 4 часа - 1 ставка, с 1 сентября 2016 года учитель физкультуры 12 часов, учитель ОБЖ 6 часов - 1 ставка.
Указанные периоды не зачтены в педагогический стаж работы истца в связи тем, что должность преподавателя ОБЖ не поименована в Списке профессий и должностей, дающих право на пенсию по выслуге лет, кроме того, не вырабатывалась необходимая педагогическая нагрузка.
ФИО2 обратился в суд с настоящим иском, полагая, что периоды работы преподавателем ОБЖ и физкультуры в МБОО "Новониколаевская СОШ N 1" необоснованно не включены в стаж, необходимый для назначения пенсии лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суды первой и апелляционной инстанции обоснованно исходили из нижеследующего.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с частями 3, 4 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781 утверждены Список должностей и учреждений, работа, в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Указанный Список и Правила применяются при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года N 665.
В пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка предусмотрены должности "учитель", "преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности", а в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" Списка предусмотрены "общеобразовательные учреждения: школы всех наименований".
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Приказом Министерства образования Российской Федерации N235 от 7 июня 1993 года "Об утверждении тарифно-квалификационных характеристик", руководителям образовательных учреждений, в которых введено преподавание курса "Основы безопасности жизнедеятельности", было рекомендовано привести наименование должности работника, ведущего этот курс, в соответствие с наименованием, предусмотренным тарифно-квалификационной характеристикой, утвержденной Приказом Минобразования России и Госкомитета России по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16 марта 1993 год. N 66/85, а именно, должность истца должна быть поименована как преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности.
Как установлено пунктом 4.1. Приказа Министерства образования Российской Федерации N 66, Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий N 85 от 16 марта 1993 года "Об организации подготовки учащихся по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" в образовательных учреждениях преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности: должностные оклады выплачиваются за 36 часов работы в неделю с учетом ведения преподавательской работы непосредственно по курсу ОБЖ в объеме 9 часов в неделю (360 часов в год). При объеме преподавательской работы по курсу ОБЖ менее 5 часов в неделю (180 часов в год) оплата производится в размере 0, 5 должностного оклада с продолжительностью рабочей недели 18 часов.
Пунктами 1, 2 Постановления Правительства РФ от 3 апреля 2003 года N191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" (утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 года N603), установлены продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности, а также норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы 18 часов в неделю учителям 5 - 12 классов общеобразовательных учреждений.
Согласно Приложению к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 года N2075, педагогическим работникам в зависимости от должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда устанавливается продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю, в том числе, преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности, допризывной подготовки.
В силу пунктов 2.1, 2.8.1. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 года N1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю устанавливается: преподавателям-организаторам основ безопасности жизнедеятельности. Норма часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы устанавливается: учителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе адаптированным).
Согласно пункту 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397, служба в Вооруженных силах СССР засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на льготную пенсию.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно пришли к выводам о том, что истцом в оспариваемые им периоды не соблюдалось условие ведения преподавательской работы непосредственно по курсу ОБЖ в объеме 9 часов в неделю в 2000-2001, 2006-2016 учебных годах, а поскольку специальный педагогический стаж истца составляет 12 лет 10 месяцев 11 дней, что менее 2/3 специального стажа, требуемого для назначения досрочной пенсии по старости и оснований для включения в специальный стаж истца иных периодов его работы у суда не имелось, период прохождения им военной службы по призыву в специальный педагогический стаж работы истца зачету не подлежал, в связи с чем в удовлетворении исковых требований было отказано правомерно.
Иные доводы кассационной жалобы свидетельствуют не о нарушениях судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не входит в компетенцию кассационного суда общей юрисдикции.
Таким образом, ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену судебных актов в кассационном порядке, в жалобе не приведено, позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергает, о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не может повлечь отмену по существу правильного судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новониколаевского районного суда Волгоградской области от 02 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 19 сентября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.