Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Песоцкого В.В.
судей Брянского В.Ю, Кудрявцевой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству обороны РФ, департаменту жилищного обеспечения МО РФ, ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, квартирно-эксплуатационному отделу 4 армии ВВС, военному комиссариату Калачёвского района "адрес" о признании права на обеспечение жилым помещением, по кассационной жалобе ФИО1 на решение Калачевского районного суда Волгоградской области от 19 февраля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 13 июня 2019 года.
Заслушав доклад судьи Брянского В.Ю, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству обороны РФ, департаменту жилищного обеспечения МО РФ, ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" МО РФ, квартирно-эксплуатационному отделу 4 армии ВВС, военному комиссариату Калачёвского района "адрес" о признании права на обеспечение жилым помещением, в обоснование заявленных требований указав на то, что проходил военную службу по контракту в Вооруженных Силах СССР, а затем в Вооруженных Силах Российской Федерации. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ N он уволен с военной службы и исключен из списков войсковой части N по достижению предельного возраста. В период прохождения военной службы истец и члены его семьи жилым помещением от Министерства обороны РФ не обеспечивались. По его мнению, за ним признано право на обеспечение жильем путем включения его в списки на получение государственного жилищного сертификата. Однако сведения о его включении в списки утрачены воинской частью.
Поскольку им выполнены все предусмотренные законодательством действия, необходимые для установления факта нуждаемости в обеспечении жилым помещением и постановки на учет граждан, уволенных с военной службы, истец, с учётом уточнё ФИО3 требований, просил суд: признать за ним право на обеспечение жилым помещением за счёт средств Министерства обороны Российской Федерации, возложить обязанность на Министерство обороны Российской Федерации предоставить жилое помещение в "адрес" с освобождением служебного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", Калачёвский район, "адрес".
Решением Калачевского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ФИО1, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального и процессуального права, ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений с принятием нового судебного акта об удовлетворении исковых требований.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда не явились.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных оснований по результатам изучения доводов кассационной жалобы по материалам дела не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 являлся военнослужащим, уволен с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации с зачислением в запас по достижению предельного возраста пребывания на военной службе приказом по строевой части N N от ДД.ММ.ГГГГ.
Выслуга лет в календарном исчислении составила 27 лет, в льготном - 48 лет 6 месяцев. На основании ордера N от ДД.ММ.ГГГГ, выданного КЭУ СКВО района, семье истца ФИО1 было дано право занять квартиру, расположенную по адресу: "адрес".
В подтверждение своих доводов истцом представлена копия списка от 2002 года граждан-получателей государственных жилищных сертификатов по войсковой части N, утвержденного командиром войсковой части N. Справка представлена в виде светокопии, оригинал данной справки суду не представлен.
Из ответа департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ на обращение истца по вопросу получения государственного жилищного сертификата видно, что он не относится к категории лиц, указанных в ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Согласно положениям абз.12, 13 п.1 ст.15 Федерального закона от N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Военнослужащие - граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
В силу п. 3 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 года N 512, для признания военнослужащего нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган в порядке, устанавливаемом федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - федеральные органы), заявление по форме согласно приложению с указанием избранного постоянного места жительства, с приложением необходимых документов.
В отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, указанное заявление и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.
Военнослужащие, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями (далее - граждане, уволенные с военной службы), не могут быть сняты с учета и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с Правилами предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от N 512. (п. 11 Правил).
В соответствии с п. 5 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, обеспечиваемых на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от N 512, в случае признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащие принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании представленных в уполномоченные органы заявления и документов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил. В отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, указанное заявление и документы должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.
Таким образом, для реализации указанного права гражданин, уволенный с военной службы, должен на момент увольнения быть признан нуждающимся в жилом помещении. При этом решение о признании нуждающимися в жилых помещениях федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, принимается только в отношении гражданина-военнослужащего (абзац тринадцатый пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"), то есть в период прохождения военной службы.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года N 1054, которым утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, обязанность по организации учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, в соответствии с которой правом принятия решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях наделен уполномоченный орган, которым на основании приказа Министра обороны РФ от 3 ноября 2011 года N 1455 определен департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, осуществляющий свои функции через специализированные организации Министерства обороны РФ, в том числе через ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения".
Пунктом 11 вышеназванной Инструкции предусмотрено право уволенных военнослужащих на обеспечение жилыми помещениями только при условии принятия их в установленном порядке на учет нуждающихся в жилых помещениях.
В силу п. 2 ст. 2 Федерального закона N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" граждане утрачивают статус военнослужащего с окончанием военной службы, которым в соответствии с п.11 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Каких-либо доказательств того, что истец по состоянию на 11 октября 1996 года в установленном законом порядке признавался нуждающимся в получении жилого помещения либо, что он состоит в списке военнослужащих (уволенных с военной службы), нуждающихся в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства, истцом суду не представлено.
Поскольку на момент увольнения в запас истец по последнему перед увольнением месту военной службы не признавался нуждающимся в получении жилых помещений, в том числе, по избранному месту жительства, и не состоял в соответствующих списках очередников, то суд сделал обоснованный вывод, что истец, утратив статус военнослужащего после увольнения с военной службы, не вправе претендовать на предоставление ответчиком жилых помещений, а также на признание его нуждающимся в жилых помещениях по договору социального найма.
Законодательством Российской Федерации предусматривается улучшение определенными категориями граждан своих жилищных условий не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездной субсидии на его приобретение, право на получение которых удостоверяется ГЖС.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 года N 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан" в редакции от 22 июля 2002 года N 770, в целях обеспечения предусмотренных законодательством Российской Федерации социальных гарантий военнослужащих и некоторых других категорий граждан в ходе проведения военной реформы установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, является выпуск и погашение Государственных сертификатов.
Пунктом 3 названного Указа Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок выдачи и погашения ГЖС, выдаваемых военнослужащим и некоторым другим категориям граждан.
Согласно статьи 115 Конституции Российской Федерации, статей 13, 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.
В соответствии со ст. 15 Федерального Закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В соответствии со ст. 23 указанного Федерального закона военнослужащим -
лее, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего - гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 утверждена целевая программа "Жилище" на 2002 -2010 годы, в состав которой входила Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты", после 2003 года - Подпрограмма "Государственные жилищные сертификаты", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 года N 71, с 2006 года - Подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 865.
Главной целью указанной Подпрограммы является обеспечение жилыми помещениями граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации путем предоставления субсидий на приобретение жилья за счёт средств федерального бюджета.
В рамках указанной конституционной нормы, в соответствии с вышеназванными нормативно-правовыми актами и на основании предоставленных полномочий Правительство Российской Федерации в целях реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы 21 марта 2006 года приняло Постановление N 153, которым утвердило Правила выпуска и реализации ГЖС.
Согласно подпункта "б" пункта 5 Правил граждане подлежат переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее по тексту поселки) в случае, если поселок включен в Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием субсидии, утвержденной Правительством Российской Федерации по представлению Министерства Юстиции Российской Федерации, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Согласно Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил Российской Федерации, органов Федеральной службы безопасности и Пограничных войск, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-Р, " "адрес"" был отнесен к закрытым военных городкам.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 "О Федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153.
Принимая обжалуемые судебные акты об отказе в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции, исследовав и оценив в порядке статей 12, 56, 67 ГПК РФ представленные сторонами доказательства, правомерно исходили из отсутствия оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку истцом не представлено достоверных доказательств, подтверждающих тот факт, что ФИО1 и члены его семьи включены в список граждан получателей государственного жилищного сертификата.
Вместе с тем, данные обстоятельства не препятствуют реализации права ФИО1 на обеспечение жильем на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Разрешение вопросов доказывания и оценки доказательств отнесено к компетенции судов, рассматривающих дело по правилам для суда первой инстанции, и не охватывается основаниями для кассационного пересмотра судебных актов.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, повторяют правовую позицию заявителя при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судебных инстанций, которые правомерно отвергнуты как несостоятельные, с приведением мотивированных выводов, основанных на правильном применении норм материального и процессуального права.
Поскольку судебными инстанциями не допущено существенных нарушений норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, обжалуемые судебные постановления отмене либо изменению не подлежат.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Калачевского районного суда Волгоградской области от 19 февраля 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 13 июня 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Песоцкий
Судьи В.Ю. Брянский
Е.Н. Кудрявцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.