Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе: председательствующего Руденко Ф.Г., судей Шатовой Т.И., Мамия М.Р., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Разуваева Г.П. к администрации Кумылженского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет, возложении обязанности по назначению пенсии как выборному должностному лицу муниципального образования, по кассационной жалобе Разуваева Г.П., поступившей с делом 31 января 2020 г., на решение Кумылженского районного суда Волгоградской области от 16.04.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 11.07.2019.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
Разуваева Г.П. обратился в суд с иском к администрации Кумылженского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии за выслугу лет, возложении обязанности по назначению пенсии как выборному должностному лицу муниципального образования.
В обоснование иска указал, что он (Разуваева Г.П.) со 2 ноября 2009 г. по 29 сентября 2014 г. замещал выборную должность председателя Кумылженской районной думы Волгоградской области четвертого созыва на постоянной основе, получал денежное содержание за счет средств местного бюджета. Истец полагал, что как лицо, замещавшее должность на постоянной основе не менее одного срока, имеет право на дополнительную выплату к страховой пенсии, однако, постановлением главы администрации Кумылженского муниципального района от 5 февраля 2019 г. ему было отказано в назначении такой выплаты.
Решением Кумылженского районного суда Волгоградской области от 16.04.2019 в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 11.07.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Разуваева Г.П. просит судебные постановления по делу отменить, как вынесенные с нарушением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в связи с чем, в порядке статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Согласно ч.1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении дела не допущено.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из системного толкования положений Федерального закона от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" выплата пенсии муниципальным служащим, определение ее размера, а также дополнительные гарантии муниципальным служащим осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.
Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ, п. 5 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
В соответствии с ч.1 и 2 ст. 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Согласно ст. 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
В соответствии с ч. 5.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ в уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношений лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абз. 7 ч. 16 ст. 35, п. 2.1, 3, 6-9 ч. 6, ч. 6.1 ст. 36, ч. 7.1, п. 5 - 8 ч. 10, ч. 10.1 ст. 40, ч. 1 и 2 ст. 73 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 5 Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Кумылженского муниципального района Волгоградской области, утвержденного решением Кумылженской районной думы от 9 ноября 2007 г. N 29/203-РД (в действующей редакции), лицам, замещавшим муниципальные должности Кумылженского муниципального района Волгоградской области, пенсия за выслугу лет назначается в случаях, предусмотренных уставом Кумылженского муниципального района Волгоградской области, при условии замещения муниципальной должности Кумылженского муниципального района Волгоградской области на постоянной основе не менее одного года.
Согласно ч. 1 ст. 24 Устава Кумылженского муниципального района Волгоградской области (в действующей редакции) депутату, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, за счет средств бюджета Кумылженского муниципального района гарантируется в том числе пенсионное обеспечение за выслугу лет.
В соответствии с ч. 3 ст. 24 Устава гарантии, предусмотренные п. 4 ч. 1 ст. 24, распространяются на лиц, осуществлявших полномочия депутата, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абз. 7 ч. 16 ст. 35, п. 2.1, 3, 6 - 9 ч. 6, ч. 6.1 ст. 36, ч. 7.1, п. 5-8 ч. 10, ч. 10.1 ст. 40, ч. 1 и 2 ст. 73 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Решением Кумылженской районной думы от 20 апреля 2016 г. N 27/138- РД статья 24 Устава была приведена в соответствие с Федеральным законом от 30 декабря 2015 г. N 446 - ФЗ "О внесении изменений в ст. 2.1 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальной службы Кумылженского муниципального района Волгоградской области, утвержденного решением Кумылженской районной думы от 9 ноября 2007 г. N 29/203-РД, пенсия за выслугу лет устанавливается в виде ежемесячной дополнительной выплаты к страховой пенсии по старости.
В соответствии с п. 6 Положения пенсия за выслугу лет назначается со дня подачи заявления, которое должно быть подано лицом, замещавшим муниципальную должность или должность муниципальной службы, после вступления в силу Положения, но не ранее дня, следующего за днем освобождения от муниципальной должности, должности муниципальной службы Кумылженского муниципального района и установления страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400 - ФЗ "О страховых пенсиях", либо досрочно назначенной в соответствии с законом Российской федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032 - 1 "О занятости населения в Российской Федерации".
С учетом изложенного, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу, что пенсия за выслугу лет муниципальному служащему является дополнительной к базовой пенсии. Средствами местного бюджета распоряжаются органы местного самоуправления, в связи с чем, определение условий выплаты муниципальной пенсии и ее размера относится к полномочиям органа местного самоуправления.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, с 2 ноября 2009 г. по 29 сентября 2014 г. Разуваев Г.В. исполнял полномочия председателя Кумылженской районной думы Волгоградской области четвертого созыва на постоянной основе.
Согласно справке ГУ УПФР в Кумылженском районе N от 17 декабря 2018 г. Разуваева Г.П. является получателем страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ
19 декабря 2018 г. истец обратился в Кумылженскую районную думу Волгоградской области с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет
По итогам рассмотрения заявления истца, постановлением главы администрации Кумылженского муниципального района от 5 февраля 2019 г. N 58, ему было отказано в назначении пенсии за выслугу лет со ссылкой на решение думы от 9 ноября 2007 г. N 29/203-РД "Об утверждении положения о пенсионном обеспечении за выслугу лет лиц, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы Кумылженского муниципального района" (с учетом внесенных изменений), ст. 24 Устава Кумылженского муниципального района и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции обоснованно исходили из того, что на дату прекращения полномочий председателя Кумылженской районной думы Волгоградской области четвертого созыва истец не являлся получателем страховой пенсии по старости, право на получение муниципальной пенсии за выслугу лет возникло у истца с 14 ноября 2018 г, то есть после внесения соответствующих изменений в устав района.
С заявлением о предоставлении социальных гарантий в виде назначения муниципальной пенсии истец обратился в период действия устава, предусматривающего назначение муниципальной пенсии лицам, достигшим пенсионного возраста в период исполнения соответствующих полномочий. В связи с изложенным, судебные инстанции пришли к правильному выводу, что истец не вправе претендовать на назначение дополнительной выплаты к страховой пенсии.
Учитывая дополнительный характер такой пенсии, внесение изменений в устав района и положение о выплате муниципальной пенсии, не свидетельствует об ухудшении положения истца, так как определение условий и установление размера такой доплаты к страховой пенсии по старости, является правом органа местного самоуправления исходя из финансово-экономических возможностей.
По доводам кассационной жалобы, обжалуемые судебные постановления отменены быть не могут, поскольку эти доводы основаны на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств об обстоятельствах, установленных и исследованных судами в полном соответствии с процессуальным законом.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кумылженского районного суда Волгоградской области от 16.04.2019 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 11.07.2019 оставить без изменения, кассационную жалобу Разуваева Г.П. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Т.Н. Шатова
М.Р. Мамий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.