Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Мишиной И.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, поданную через суд первой инстанции 15 января 2020 года, на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 26 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 19 ноября 2019 года
по административному делу N 2а-1831/2019 по административному исковому заявлению Агалова Максима Игоревича о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Иркутской области от 22 марта 2019 года N 02-51-2710/19 о возврате заявления о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности и земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э, установила:
Агалов М.И. обратился в Иркутский районный суд Иркутской области с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений Иркутской области от 22 марта 2019 года N 02-51-2710/19 о возврате заявления о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности и земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", возложении обязанности повторно рассмотреть заявление от 11 марта 2019 года о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности.
Требования мотивированы тем, что Агалову М.И. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью 240 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", предоставленный для индивидуального жилищного строительства.
Так как органом местного самоуправления не был утвержден проект межевания территории, на котором расположен земельный участок, принадлежащий истцу, а также земли, государственная собственность на которые не разграничена, находящиеся смежно с его земельным участком, Агалов М.И. обратился к кадастровому инженеру с целью подготовки схемы расположения образуемого в результате перераспределения земельного участка.
После изготовления схемы земельного участка 7 марта 2019 года Агалов М.И. обратился в Министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", находящегося в частной собственности.
22 марта 2019 года Министерством имущественных отношений Иркутской области принято решение N 02-51-2710/19 о возвращении заявления, поскольку предоставление испрашиваемого земельного участка не относится к полномочиям Правительства Иркутской области, так как по информации Межрегионального территориального управления Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае испрашиваемый земельный участок предположительно расположен в границах земель, относящихся к федеральной собственности, предоставленных ФГБОУ ВО "Иркутский аграрный университет имени А.А. Ежевского".
Полагает данное решение незаконным, в связи с тем, что в решении не указан кадастровый номер земельного участка, в границах которого находится испрашиваемый земельный участок. Министерство исходило из информации, представленной другим органом, имеющей предположительный характер.
Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 26 июля 2019 года признано незаконным решение Министерства имущественных отношений Иркутской области, выраженное в письме от 22 марта 2019 года N 02-51-2710/19 о возврате заявления Агалова М.И. от 11 марта 2019 гола N 27-16850ф/19 о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", находящегося в частной собственности. На Министерство имущественных отношений Иркутской области возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Агалова М.И. от 11 марта 2019 года N 27-16850ф/19 о перераспределении земель, находящихся в государственной собственности, и земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", находящегося в частной собственности.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 19 ноября 2019 года решение Иркутского районного суда Иркутской области от 26 июля 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. Об отложении рассмотрения дела не заявляли, намерения участвовать в судебном заседании не выражено. Судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие лиц, участвующих в деле и их представителей.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.
Пунктами 2, 3 и 5 статьи 39.28. Земельного кодекса Российской федерации установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.
В соответствии с пунктом 29 "Положения о министерстве имущественных отношений Иркутской области", утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 30 сентября 2009 года N 264/43-пп "О министерстве имущественных отношений Иркутской области" Министерство осуществляет от имени Правительства Иркутской области в соответствии с законодательством необходимые действия, связанные с предоставлением земельных участков, находящихся на территории городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе: возврат заявления, не соответствующего требованиям законодательства, в случаях, указанных в пункте 7 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации; заключение соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков, а также дополнительных соглашений к ним, подписание актов приема-передачи земельных участков и других сопутствующих документов, связанных с исполнением указанных договоров (соглашений).
В соответствии с пунктом 18 Административного регламента предоставления государственной услуги "Перераспределение земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности", утвержденного Приказом министерства имущественных отношений Иркутской области от 09 апреля 2018 года N 14-мпр (далее - Административный регламент) исполнительным органом государственной власти Иркутской области, предоставляющим государственную услугу, является Министерство.
Согласно пункту 7 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в течение десяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 2 настоящей статьи, подано в иной орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи. При этом должны быть указаны все причины возврата заявления о перераспределении земельных участков.
Согласно пункту 30 Административного регламента основаниями возврата заявления о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся на территориях муниципального образования город Иркутск, Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, заявителю являются: представление неполного перечня документов, за исключением документов, находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные или муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг; несоответствие документов требованиям, указанным в пункте 26 настоящего Административного регламента.
Оценивая законность оспариваемого решения Министерства имущественных отношений Иркутской области от 22 марта 2019 года о возврате заявления, суды пришли к обоснованному выводу, что объективных доказательств расположения образуемого в результате перераспределения земель земельного участка в границах земельного участка, предоставленного ФГБОУ ВО "Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского" в ходе рассмотрения дела не представлено, вопрос о разграничении полномочий государственных органов по разрешению заявлений о перераспределении земель не может носить вероятностный характер и основываться на предположениях. Сведений и доказательств, свидетельствующих, что образуемый в результате перераспределения земельный участок находится или пересечет границы земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в ходе рассмотрения дела не представлено.
Доводы кассационной жалобы выводов судов не опровергают. О нарушении судами норм материального или процессуального права н свидетельствуют.
Вопреки утверждениям, изложенным в кассационной жалобе, спор о правах на земельные участки судом не разрешался, возложение обязанности повторно рассмотреть заявление о перераспределении земель не свидетельствует о нарушении прав Российской Федерации или Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Доводы о том, что судом не были проверены доводы Министерства и Территориального органа основаны на неправильном толковании норм процессуального права, распределяющего бремя доказывания в административном судопроизводстве. Представленным административным ответчиком доказательствам, обосновывающим наличие оснований для возвращения заявления, изложенных в оспариваемом ответе, судами дана надлежащая правовая оценка, изложенная в судебных актах, оснований читать которую неправильной по доводам, изложенным в кассационной жалобе, не имеется.
Указаний на безусловные основания для отмены судебных актов кассационная жалоба не содержит.
Принимая во внимание, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судами правильно, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы, в пределах изложенных доводов, нет.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Иркутского районного суда Иркутской области от 26 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 19 ноября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.