Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ларионовой С.Г, судей Умысковой Н.Г. и Дмитриевой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N54RS0006-01-2018-007730-08 по исковому заявлению Иванушкиной И.Ф. к Иванушкину С.С. о признании свидетельства о праве на наследство по закону недействительным, включении имущества в наследственную массу, признании права собственности в порядке наследования, по кассационной жалобе Иванушкина С.С. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Умысковой Н.Г, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Иванушкина И.Ф. обратилась в суд с иском к Иванушкину С.С. о признании недействительным свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ N, включении в наследственную массу по закону после смерти Иванушкина В.С, умершего ДД.ММ.ГГГГ, 5/12 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом "адрес".
Согласно иску, Иванушкин С.С. является собственником указанного выше жилого дома. Право собственности возникло на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ
Дом был возведен в 1960 году супругами Иванушкиным С.Я. и Иванушкиной Б.Ф, являлся их совместной собственностью. Иванушкин С.Я. и Иванушкина Е.Ф. являются родителями Иванушкина В.С. (мужа истца) и Иванушкина С.С. (ответчика по делу).
ДД.ММ.ГГГГ Иванушкин С.Я. умер. С его смертью открылось наследство в виде 1/2 доли в праве общей долевой собственности на вышеуказанный жилой дом.
В установленный законом срок Иванушкин С.С. обратился к нотариусу с заявлением, о выдаче свидетельства о праве на наследство после смерти отца. Жена наследодателя Иванушкина Е.Ф. от принятия наследства отказалась в пользу сына - Иванушкина С.С.
Муж истца Иванушкин В.С. с заявлением к нотариусу о принятии наследства после смерти отца не обращался.
ДД.ММ.ГГГГ нотариус выдал Иванушкину С.С. свидетельство о праве на наследство по закону после смерти отца за N, в виде жилого дома "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ умерла Иванушкина С.Я.
Поскольку на момент смерти отца и матери Иванушкин В.С. вместе со своей семьей проживал в доме родителей, то он фактически принял наследство после их смерти. Так как Иванушкина Е.Ф. в свое время отказалась от наследства после смерти Иванушкина С.Я. в пользу ответчика, Иванушкину В.С. принадлежит 5/12 доли, а Иванушкину С.С. 7/12 доли в праве собственности на дом.
Нотариус, выдавая Иванушкину С.С. свидетельство о праве на наследство по закону на весь дом, не учла указанные выше обстоятельства, что свидетельствует о недействительности свидетельства.
Иванушкин В.С, умер ДД.ММ.ГГГГ, а потому Иванушкина И.Ф. являющаяся его женой, имеет право 5/12 доли в праве общей долевой собственности на спорный жилой дом.
Решением Ленинского районного суда города Новосибирска от 6 июня 2019 г. в иске отказано.
Суд первой инстанции исходил из того, что не доказан факт принятия Иванушкиным В.С. наследства после смерти отца.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 1 октября 2019 г. решение Ленинского районного суда г. Новосибирска от 6 июня 2019 г. по доводам апелляционной жалобы Иванушкиной И.Ф. отменено, постановлено новое решение, которым за Иванушкиной И.Ф. признано в порядке наследования право собственности на 1/3 доли, а за Иванушкиным С.С. право собственности на 2/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом "адрес".
Суд апелляционной инстанции исходил из того, что Иванушкин В.С. вступил в наследство после смерти отца.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить апелляционное определение, оставить в силе решение суда первой инстанции. Считает, что истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о принятии наследства его братом, Иванушкин В.С. после смерти отца не желал принимать наследство. Указывает, что судом апелляционной инстанции неверно установлен круг наследников первой очереди, не привлечены к участию в деле другие лица, которые принимали фактически наследство, после смерти отца получили часть имущества, не подлежащего регистрации. Полагает, что апелляционный суд вынес новое решение, не отменив свидетельство о праве на наследство, установив право собственности сторон без учета заявленных исковых требований. Судом апелляционной инстанции не рассмотрено заявление ответчика о пропуске срока исковой давности на оспаривание свидетельства о праве на наследство, заявленное в суде первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.
От Иванушкиной И.Ф. поступили письменные возражения на кассационную жалобу, в которых она просит апелляционное определение оставить в силе.
Проверив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемого апелляционного определения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии таких оснований.
Судом первой инстанции установлено, что при жизни Иванушкин С.Я. и Иванушкина Е.Ф. состояли в браке и проживали в доме "адрес". ДД.ММ.ГГГГ Иванушкин С.Я. умер. Наследниками первой очереди к имуществу Иванушкина С.Я. являлись его жена Иванушкина Е.Ф, дети Иванушкин В.С. и Иванушкин С.С.
Иванушкин С.С. в установленный пунктом 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) шестимесячный срок, исчисляемый со дня открытия наследства, обратился к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону.
Иванушкина Е.Ф. от принятия наследства после смерти мужа отказалась в пользу Иванушкина С.С.
ДД.ММ.ГГГГ по реестру N нотариус выдал Иванушкину С.С. свидетельство о праве на наследство по закону после смерти отца на весь дом "адрес", о чем Иванушкина Е.Ф. знать не могла.
По сообщению нотариуса, наследственное дело после смерти Иванушкиной Е.Ф, не заводилось, с заявлением о принятии наследства никто не обращался.
В соответствии со статьей 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142 - 1145 и 1148 названного стоящего Кодекса. Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (статья 1142 ГК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 36 Постановления Пленума от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" следует, что под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка, на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.
При отсутствии у наследника возможности представить документы, содержащие сведения об обстоятельствах, на которые он ссылается как на обоснование своих требований, судом может быть установлен факт принятия наследства, а при наличии спора соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Судами установлено, что наследниками первой очереди к имуществу Иванушкина С.Я. являлись его жена Иванушкина Е.Ф. и дети Иванушкин В.С. и Иванушкин С.С.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (пункт 1 статьи 1153 ГК РФ).
Отказывая Иванушкиной И.Ф. в иске, суд первой инстанции исходил из недоказанности того, что при жизни ее муж Иванушкин В.С. принял наследство после смерти отца.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое, суд апелляционной инстанции не согласился с оценкой суда первой инстанции имеющихся в деле доказательств, а также с выводами суда первой инстанции относительно обстоятельств принятия Иванушкиным В.С. наследства после смерти отца.
Суд апелляционной инстанции, установив что на дату открытия наследства после смерти отца, его сын - Иванушкин В.С. проживал и продолжал проживать до дня своей смерти - ДД.ММ.ГГГГ, в его доме "адрес", обеспечивая при этом его сохранность и неся расходы по содержанию, пришел к обоснованному выводу, что указанные обстоятельства свидетельствует о фактическом принятии наследства, и то, что при жизни Иванушкин В.С. не предпринял мер по надлежащему оформлению наследственных прав к имуществу отца, при доказанности фактического принятия наследства, правового значения для существа дела не имеет, поскольку согласно пункту 4 статьи 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации, признав доказанным фактическое принятия Иванушкиным В.С. наследства после смерти отца в виде 1/3 доли дома "адрес", указав, что на долю Иванушкина С.С. приходится 2/3 доли в доме.
Согласно статье 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Судебная коллегия соглашается с выводами апелляционного суда о том, что после смерти Иванушкин В.С. ДД.ММ.ГГГГ, принадлежащая в порядке наследования ему доля в доме подлежит включению в наследственную массу, с признанием за Иванушкиной И.Ф, как женой, право собственности на нее, в порядке наследования. Поскольку свидетельство о праве на наследство было выдано Иванушкину С.С. на весь дом, без учета доли в наследстве Иванушкина В.С, оно является незаконным (недействительным).
Судебной коллегией отклоняется доводы кассационной жалобы о недоказанности обстоятельств, свидетельствующих о принятии наследства Иванушкиным В.С. после смерти отца, как направленные на иную оценку обстоятельств, связанных с фактом проживания Иванушкина В.С. на день смерти отца в его доме, и дальнейшее его проживание в доме после смерти отца.
Отклоняется довод кассатора о не привлечении апелляционным судом к участию в деле третьих лиц - Иванушкина Н.С, Иванушкина А.С, Иванушкина Ю.С, Иванушкину А.С, как необоснованный, не содержащий сведений о том, какие права и законные интересы этих лиц могут быть нарушены оспариваемым судебным постановлением.
Вопреки доводам кассационной жалобы о вынесении апелляционным судом нового решения без учета заявленных исковых требований и заявления ответчика о пропуске срока на обжалование свидетельства о праве на наследство, суд апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего спора правильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, применил нормы материального и процессуального права, подлежащие применению. Так судебной коллегией апелляционной инстанции правильно сделан вывод, что фактическое принятие наследства Иванушкиным В.С. является безусловным основанием для восстановления права собственности на наследственное имущество, а отсутствие дальнейшего оформления наследственных прав на факт принятия наследства не влияет.
Таким образом, судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела дана надлежащая оценка доводам ответчика, принято законное и обоснованное решение.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы суда апелляционной инстанции в полной мере отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, при этом наличие процессуальных нарушений, допущенных судом, установлено не было.
Учитывая изложенное, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 1 октября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Иванушкина С.С. - без удовлетворения.
Председательствующий С.Г. Ларионова
Судьи Н.Г. Умыскова
О.С. Дмитриева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.