Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Шефер И.А. и Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N (2-188/2019) по иску Н.А.Ф. к Управлению социальной защиты населения Яйского муниципального района о признании незаконным решения об отказе в назначении пособия
по кассационной жалобе Н.А.Ф. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шефер И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Н.А.Ф. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Яйского муниципального района о признании незаконным решения об отказе в назначении пособия.
Требования мотивировал тем, что 25 января 20007 г. ответчиком выдано истцу удостоверение "Ветеран труда". 4 мая 2017 г. истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему ежемесячной денежной выплаты на основании Закона Кемеровской области от 20 декабря 2004 г. N105-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда".
Заявление ответчиком рассмотрено, в предоставлении ежемесячной выплаты отказано, со ссылкой на то, что меры социальной поддержки предоставляются при условии назначения ветеранам труда страховой пенсии в соответствии Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Истец просил признать отказ незаконным и обязать ответчика назначить ему меры социальной поддержки "Ветеран труда" со дня его обращения в Управление социальной защиты населения Яйского муниципального района Кемеровской области.
Решением Яйского районного суда Кемеровской области от 9 июля 2019 г. исковые требования Н.А.Ф. удовлетворены. Признан отказ Управления социальной защиты населения Яйского муниципального района от 4 мая 2017 г. N в предоставлении мер социальной поддержки Н.А.Ф. как ветерану труда, незаконным. За Н.А.Ф. признано наличие правовых оснований для предоставления ему мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Кемеровской области от 20 декабря 2004 г. N105-ОЗ "О мерах социальной поддержке отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда" со дня обращения в Управление социальной защиты населения Яйского муниципального района после достижения истцом 60 лет, то есть с 4 мая 2017 г.
Также суд взыскал с Управления социальной защиты населения Яйского муниципального района Кемеровской области в пользу Н.А.Ф. расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 12 сентября 2019 г. решение Яйского районного суда Кемеровской области от 9 июля 2019 г. отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Н.А.Ф. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции Н.А.Ф. поставлен вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 12 сентября 2019 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Н.А.Ф. с 1 декабря 1982 г. по 26 апреля 2002 г. проходил службу в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации.
В период прохождения службы Н.А.Ф. был награжден медалью "За безупречную службу" 3 степени, медалью "За службу" 2 степени.
Н.А.Ф. является ветераном труда, что подтверждается удостоверением от 25 января 2007 г, выданным администрацией Кемеровской области.
С 27 апреля 2020 г. истцу назначена пенсия за выслугу лет на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Являясь ветераном труда и достигнув возраста 60 лет, истец 4 мая 2017г. обратился в Управление социальной защиты населения Яйского муниципального района с заявлением о предоставлении ему мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от 12 января 1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах".
Управление социальной защиты населения Яйского муниципального района письмом от 4 мая 2017 г. N отказано Н.А.Ф. в удовлетворении его заявления, сообщив, что право на меры социальной поддержки как ветеран труда в соответствии с законодательством Кемеровской области он будет иметь при наличии 8 лет страхового стажа или при назначении страховой пенсии по старости.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о признании отказа Управления социальной защиты населения Яйского муниципального района Кемеровской области в назначении истцу меры социальной поддержки "Ветеран труда" незаконным и возложении обязанности на ответчика назначить меры социальной поддержки, суд первой инстанции исходил из того, что Н.А.Ф. является пенсионером уголовно-исполнительной системе, получает пенсию за выслугу лет, которая в соответствии с законодательством относится к государственным пенсиям Российской Федерации, ветераном труда, достиг пенсионного возраста 60 лет, тем самым необходимая совокупность условий, установленных Законом Кемеровской области N 105-ОЗ для получения мер социальной поддержки имеется.
Проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции, пришел к выводу о том, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
В "адрес" предоставление мер социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда регламентировано Законом Кемеровской области от 20 декабря 2004 г. N 105-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда".
Статья 1 названного закона определяет ветеранов труда как лиц, указанных в пункте 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах"; которым с 1 января 2005 г. до 1 июля 2016 г. присвоено звание "Ветеран труда" в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах"; за которыми сохранено право на присвоение звания "Ветеран труда" в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости"; которым присвоено звание "Ветеран труда" в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Кемеровской области "Об установлении порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда";
граждане, приравненные в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 г, - ветераны военной службы, ветераны государственной службы, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) (далее по тексту настоящего Закона - относятся к ветеранам труда).
На основании части 1 статьи 4 Закона Кемеровской области от 20 декабря 2004 г. N 105-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда" ветеранам труда после назначения им страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" предоставляются указанные в данной норме меры социальной поддержки.
Как установлено судом апелляционной инстанции, истец получает пенсию за выслугу лет на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Согласно части 4 статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
На основании приведенных выше положений федеральных законов и законодательства Кемеровской области, подлежащих применению к спорным отношениям сторон, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу о том, что в Кемеровский области ветеранам труда, получающим пенсию не в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", а по иным основаниям, меры социальной поддержки предоставляются при условии назначения им пенсии в соответствии с действовавшим в период возникновения спорных отношений Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Следовательно, как правильно указал суд апелляционной инстанции, для разрешения настоящего спора необходимо установить возможность назначения истцу страховой пенсии по старости и наличии необходимого страхового стажа.
Согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
В соответствии со статьей 35 указанного Закона продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 г. ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону и, соответственно, в 2017 году составляет 8 лет.
Таким образом, для назначения страховой пенсии по старости должна быть совокупность условий, достижение возраста 60 лет и наличие страхового стажа 8 лет.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Часть 4 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 1 января 2015 г, как и ранее действовавшая норма (абзац второй пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), также содержит правило, исключающее возможность одновременного зачета совпадающих по времени периодов в выслугу лет и в страховой стаж, и устанавливает, что при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.
Как установлено судом апелляционной инстанции на момент обращения к ответчику истец достиг возраста 60 лет. При этом также установлено, что страховой стаж истца составляет менее 5 лет.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что истец на момент обращения к ответчику 4 мая 2017 г. с заявлением о назначении мер социальной поддержки как ветерану труда, истец не имел право на получение страховой пенсии по старости, тем самым ответчик правомерно отказал истцу в предоставлении мер социальной поддержки в соответствии Законом Кемеровской области от 20 декабря 2004г. N 105-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда".
Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального прав, регулирующие спорные правоотношения.
Поскольку доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенных судом апелляционной инстанции нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 12 сентября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Н.А.Ф. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.