Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Прудентовой Е.В, Раужина Е.Н, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1331/2019 (УИД: 42RS0033-01-2019-002396-54) по иску Лашковой Ольги Владимировны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) на решение Центрального районного суда города Прокопьевска Кемеровской области от 10 октября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 17 декабря 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Лашкова Ольга Владимировна (далее - Лашкова О.В, истец) обратилась с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) (далее - УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное), пенсионный орган, ответчик) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований Лашкова О.В. указала, что 2 апреля 2019 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в удовлетворении которого ей было отказано решением от 12 апреля 2019 г. N в виду отсутствия требуемого специального стажа 30 лет, так как специальный стаж работы составил 29 лет 10 месяцев 28 дней.
В специальный стаж не засчитаны периоды нахождения Лашковой О.В. на курсах повышения квалификации, семинарах с сохранением средней заработной платы с 20 мая 2003 г. по 1 июня 2003 г, с 26 мая 2008 г. по 8 июня 2008 г, с 13 июня 2013 г. по 25 июня 2013 г, 13 марта 2015 г, 1 декабря 2017 г, 13 июня 2018 г, 29 июня 2018 г.
С решением ответчика Лашкова О.В. не согласна, поскольку, по ее мнению, при подсчете страхового стажа пенсионный орган необоснованно не учел периоды нахождения на курсах повышения квалификации, семинарах.
Лашкова О.В, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст.39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просила суд признать незаконным решение УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) от 12 апреля 2019 г. N об отказе в установлении пенсии, обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды нахождения на курсах повышения квалификации, семинарах с 20 мая 2003 г. по 1 июня 2003 г, с 26 мая 2008 г. по 8 июня 2008 г, с 13 июня 2013 г. по 25 июня 2013 г, 13 марта 2015 г, 1 декабря 2017 г, 13 июня 2018 г, 29 июня 2018 г, обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости на основании п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 22 марта 2019 г.
Решением Центрального районного суда города Прокопьевска Кемеровской области от 10 октября 2019 г. исковые требования Лашковой О.В. удовлетворены частично. Решение УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) от 12 апреля 2019 г. N признано незаконным. На УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) возложена обязанность включить в специальный стаж Лашковой О.В. периоды нахождения на курсах повышения квалификации и семинарах с 20 мая 2003 г. по 1 июня 2003 г, с 26 мая 2008 г. по 8 июня 2008 г, с 13 июня 2013 г. по 25 июня 2013 г, 13 марта 2015 г, 1 декабря 2017 г, 13 июня 2018 г, 29 июня 2018 г. в период работы в МУЗ "Городская стоматологическая поликлиника N 1", МБУЗ "Городская стоматологическая поликлиника N 1", МАУЗ "Городская стоматологическая поликлиника N 1", ГАУЗ "Прокопьевская городская стоматологическая поликлиника N 1" в должности врача- "данные изъяты", установить Лашковой О.В. досрочную страховую пенсию по старости на основании п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента возникновения права - со 2 октября 2019 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 17 декабря 2019 г. решение Центрального районного суда города Прокопьевска Кемеровской области от 10 октября 2019 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителем УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) ставится вопрос об отмене решения Центрального районного суда города Прокопьевска Кемеровской области от 10 октября 2019 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 17 декабря 2019 г, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Лашкова О.В, представитель ответчика УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное), просили рассмотреть дело в свое отсутствие.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч.5 ст.379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч.2 ст.379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч.1 ст.379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда первой и апелляционной инстанций, незаконными, исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 2 апреля 2019 г. Лашкова О.В. обратилась в УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) от 12 апреля 2019 г. N Лашковой О.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине отсутствия требуемого специального стажа.
Бесспорный специальный стаж Лашковой О.В, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", составляет на дату обращения - 29 лет 10 месяцев 28 дней, при требуемом - 30 лет.
При этом пенсионный орган не включил в специальный стаж периоды нахождения Лашковой О.В. на курсах повышения квалификации и семинарах с 20 мая 2003 г. по 1 июня 2003 г, с 26 мая 2008 г. по 8 июня 2008 г, с 13 июня 2013 г. по 25 июня 2013 г, 13 марта 2015 г, 1 декабря 2017 г, 13 июня 2018 г, 29 июня 2018 г.
Из трудовой книжки Лашковой О.В, личной карточки, справки, выданной 2 апреля 2019 г. ГАУЗ Кемеровской области "Прокопьевская городская стоматологическая поликлиника N 1" N следует, что 1 августа 1988 г. Лашкова О.В. принята на должность врача- "данные изъяты" в Стоматологическую поликлинику N1, 24 апреля 1989 г. переведена врачом- "данные изъяты", 22 августа 1989 г. переведена врачом- "данные изъяты" и работает в данной должности по настоящее время.
Судом первой инстанции также установлено, что стоматологическая поликлиника N 1 неоднократно переименовывалась, 21 декабря 2016 г. на основании распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 25 октября 2016 г. N 449-р и решения Департамента охраны здоровья населения Кемеровской области от 16 декабря 2016 г. N348-16 переименована в государственное автономное учреждение здравоохранения Кемеровской области "Прокопьевская городская стоматологическая поликлиника N1".
В период работы врачом- "данные изъяты" в Стоматологической поликлинике N 1 Лашкова О.В. находилась на семинарах с сохранением заработной платы 13 марта 2015 г. (приказ от 10 марта 2015 г. N), 1 декабря 2017 г. (приказ от 27 ноября 2017 г. N).
Кроме того, Лашкова О.В. находилась на курсах повышения квалификации с сохранением гарантированной заработной платы с 20 мая 2003 г. по 1 июня 2003 г. (приказ от 26 мая 2003 г. N), с 26 мая 2008 г. по 8 июня 2008 г. с (приказ от 26 мая 2008 г. N), с 13 июня 2013 г. по 25 июня 2013 г. (приказ от 17 мая 2013 г. N), с 13 июня 2018 г. по 29 июня 2018 г. (приказ от 4 июня 2018 г. N).
Периоды нахождения Лашковой О.В. на курсах повышения квалификации и на семинарах подтверждаются также представленными в материалы дела копиями свидетельств о повышении квалификации, копией удостоверения о повышении квалификации, копиями сертификатов.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования Лашковой О.В. суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что спорные периоды приравниваются к осуществлению трудовой деятельности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение на основании п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При этом суд первой инстанции исходил из того, что в периоды нахождения на курсах повышения квалификации и семинарах Лашкова О.В. не прерывала трудовых отношений с работодателем, за ней сохранялась средняя заработная плата по должности врача- "данные изъяты" в стоматологической поликлинике, с которой работодатель осуществлял отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Принимая во внимание, что с учетом включения спорных периодов нахождения на курсах повышения квалификации и семинарах специальный стаж Лашковой О.В. составил более требуемых 30 лет, суд первой инстанции с учетом положений ч.1 ст.22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", ч.3 ст.10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии", пришел к выводу о назначении Лашковой О.В. досрочной страховой пенсии по старости с момента возникновения права на нее - со 2 октября 2019 г. и признал незаконным решение УПФР в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) от 12 апреля 2019 г. N об отказе Лашковой О.В. в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания выводов нижестоящих судов незаконными исходя из следующего.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Согласно ч.1 ст.22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Федеральным законом от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии" введена в действие ч.1.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях", согласно которой страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Приложением N7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях" предусмотрено, что при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2019 году страховая пенсия по старости назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на нее.
Частью 3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии" установлено, что гражданам, которые указаны, в том числе в пунктах 19-21 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Согласно ч.2 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч.3 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч.4 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N516).
Абзацем 1 п.4 Правил N 516 установлено, что в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу ч.4 ст.196 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
В соответствии со ст.54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N5487-1, действовавших до 1 января 2012 г, Приказом Минздрава Российской Федерации от 9 августа 2001 г. N314 "О порядке получения квалификационных категорий", применявшегося до 15 октября 2011 г, повышение квалификации для медицинского работника является обязательным требованием и имеет целью выявление соответствия профессиональных знаний и их профессиональных навыков занимаемой должности.
Согласно п.3 ст.73 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинские работники обязаны совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пп."а" п.25 Инструкции "О порядке исчисления заработной платы работников здравоохранении и социального обеспечения", утвержденной приказом Минздрава СССР от 30 декабря 1976 г. N1250, в стаж работы по специальности лицам, занимающим должности медицинского и фармацевтического персонала и должности специалистов, приравненных к ним по оплате труда, засчитываются при условии, если им предшествовала и за ними непосредственно следовала работа, подлежащая зачету в стаж, в том числе периоды нахождения на курсах усовершенствования, специализации или повышения квалификации.
Согласно ст.187 ТК РФ при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Учитывая вышеприведенные нормы права и принимая во внимание, что судебными инстанциями установлено и подтверждается материалами дела, что в периоды прохождения курсов повышения квалификации и семинаров Лашкова О.В. работала в должности, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, за ней сохранялись место работы и заработная плата, с которой производились соответствующие страховые отчисления, повышение квалификации для медицинских работников является обязательным условием работы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судебных инстанций о возложении обязанности на пенсионный орган по включению в специальный стаж Лашковой О.В, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периодов нахождения на курсах повышения квалификации и семинарах, являются правильными.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, фактические обстоятельства дела судами установлены, юридически значимые для правильного разрешения спора обстоятельства вошли в предмет доказывания по делу и получили надлежащую правовую оценку, выводы судов, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку не содержат каких-либо сведений, опровергающих выводы судов первой и апелляционной инстанций, основаны на неверном толковании норм права, фактически направлены на переоценку и иное толкование заявителем доказательств, собранных по делу, оспариванию обоснованности выводов судов об установленных по делу обстоятельствах.
Суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций.
Кроме того, доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им в обжалуемых судебных актах дана надлежащая правовая оценка.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Прокопьевска Кемеровской области от 10 октября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 17 декабря 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Прокопьевске Кемеровской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.