Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Прудентовой Е.В, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N; N по иску Насоновой ФИО7 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Барнауле Алтайского края о включении периодов работы в специальный стаж, досрочном назначении пенсии, по кассационной жалобе Насоновой ФИО8 на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 6 августа 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 12 ноября 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Прудентовой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Насонова ФИО9 (далее - Насонова О.А, истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края (далее - ГУ - УПФР в г. Барнауле Алтайского края, ответчик) о включении периодов работы в специальный стаж, в том числе, периода работы в больнице скорой медицинской помощи в должности фельдшера по приему вызовов и передачи их выездным бригадам, о досрочном назначении пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, однако решением от 17 мая 2019 г. ей в этом отказано из-за недостаточности стажа.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 6 августа 2019 г. иск Наносовой О.А. удовлетворен частично. На ГУ УПФР в г. Барнауле Алтайского края возложена обязанность включить в специальный стаж Насоновой О.А.: в льготном исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев периоды работы с 1 декабря 1993 г. по 15 июня 1997 г. в должности фельдшера бригады интенсивной терапии, с 24 сентября 1998 г. по 23 июня 2003 г, с 26 июня 2003 г. по 30 ноября 2003 г. в должности фельдшера скорой медицинской помощи группы интенсивной терапии; - донорские дни с 24 июня 2003 г. по 25 июня 2003 г. В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано. С ГУ УПФР в г. Барнауле Алтайского края в пользу Насоновой О.А. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 12 ноября 2019 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Насонова О.А. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой поставила вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений как незаконных.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела участвующие в деле лица, просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Восьмого кассационного суда общей юрисдикции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участие которых при рассмотрении дела не является обязательным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не были допущены нарушения норм материального и процессуального права, фактические обстоятельства дела установлены судом, юридически значимые для правильного разрешения спора обстоятельства вошли в предмет доказывания по делу и получили правовую оценку суда.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ Насонова О.А. обратилась в ГУ УПФР в г. Барнауле для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Управления от ДД.ММ.ГГГГ N.2.7 ей отказано в назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа, при этом указан стаж осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения 11 лет 4 месяца 17 дней.
Насоновой О.А. не включены в специальный стаж периоды работы:
периоды работы в Больнице скорой медицинской помощи (ММУ "Городская станция скорой и медицинской помощи") в должности фельдшера бригады интенсивной терапии с 1 декабря 1993 г. по 15 июня 1997 г. и в фельдшера скорой медицинской помощи группы интенсивной терапии с 24 сентября 1998 г. по 23 июня 2003 г, с 26 июня 2003 г. по 30 ноября 2003 г.;
период работы в Больнице скорой медицинской помощи с 1 декабря 2003 г. по 28 апреля 2019 г. в должности фельдшера по приему вызовов и передачи их выездным бригадам:
периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 6 ноября 2007 г. по 21 декабря 2007 г, с 16 марта 2009 г. по 20 марта 2009 г, с 12 февраля 2012 г. по 16 марта 2012 г, с 7 ноября 2012 г. по 26 декабря 2012 г, с 24 февраля 2015 г. по 27 февраля 2015 г, с 7 ноября 2017 г. по 21 декабря 2017 г.; донорские дни.
Решением суда первой инстанции в специальный стаж истца включены в льготном исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев периоды работы с 1 декабря 1993 г. по 15 июня 1997 г. в должности фельдшера бригады интенсивной терапии, с 24 сентября 1998 г. по 23 июня 2003 г. по 30 ноября 2003 г. в должности фельдшера скорой медицинской помощи группы интенсивной терапии, донорские дни ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ
Отказывая в удовлетворении требований в части включения в специальный стаж Насоновой О.А. периодов работы с 1 декабря 2003 г. по 31 января 2012 г. и с 1 февраля 2012 г. по 28 апреля 2019 г. в должности фельдшера по приему вызовов скорой медицинской помощи и передачи их выездным бригадам скорой медицинской помощи, а также нахождение на курсах повышения квалификации и донорские дни за указанные периоды, суд первой инстанции руководствовался статьями 8, пунктом 20 части 1 статьи 30 Федеральным закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 исходил из того, что наименование должности фельдшера по приему вызовов и передаче их выездным бригадам КГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи, г. Барнаул", в которой работала истец в спорные периоды, не предусмотрено Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда первой инстанции без изменения, согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Доводы кассационной жалобы не являются основаниями для отмены судебных актов.
Судом установлено, что согласно архивной справке КГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи, г. Барнаул" от ДД.ММ.ГГГГ Насонова О.А. с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность фельдшера по приему вызовов и передаче их выездной бригаде (приказ от ДД.ММ.ГГГГ N-л. В связи с внесением изменений в штатное расписание с ДД.ММ.ГГГГ должность переименована в "фельдшер по приему вызовов и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи" (приказ от ДД.ММ.ГГГГ N-П), продолжает работать.
Вывод суда первой инстанции о том, что периоды работы засчитываются в специальный стаж в целях назначения досрочной пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федеральным закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", если работа осуществлялась в учреждении и в должности, предусмотренных Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, соответствует действующему правовому регулированию.
В соответствии с вышеуказанным Списком N в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы в должностях фельдшер, фельдшер-лаборант, старший фельдшер, фельдшер (медицинская сестра) станции скорой медицинской помощи.
Периоды работы в должности фельдшера (медицинской сестры) по приёму и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи, как подлежащие зачету в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, не названы.
Результаты оценки доказательств суды первой и апелляционной инстанций привели в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 марта 1999 г. N 100 "О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации" утверждено Положение о фельдшере (медицинской сестре) по приёму и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи, в котором отражены основные обязанности фельдшера (медицинской сестры) по приёму и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи. Эти обязанности сводятся к осуществлению информационного взаимодействия с населением, с выездными бригадами, оперативными службами; к осуществлению оперативного руководства всеми выездными бригадами в соответствии с территориально-зональным принципом обслуживания.
Из приведенных выше положений нормативно-правового акта Министерства здравоохранения Российской Федерации следует, что в должностные обязанности фельдшера по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи не входит оказание медицинской помощи больным.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что Насонова О.А. осуществляла иную деятельность по охране здоровья населения, занимая должность фельдшера по приему вызовов и передачи их выездным бригадам, на законность постановленного судом решения не влияет, так как по смыслу приведенных выше нормативно-правовых актов, право на досрочную пенсию у истца может возникнуть только, если занимаемая ею должность соответствует Списку.
Номенклатурой медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1183н, предусмотрены должности "фельдшера", "фельдшера скорой медицинской помощи", "медицинской сестры (фельдшера) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи", что свидетельствует о различии должностей "фельдшер", "фельдшер скорой медицинской помощи", "фельдшера по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи".
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 мая 2006 г. N 435 установлено тождество наименований должностей "фельдшер выездной бригады", "фельдшер скорой помощи", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи" и "фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи" наименованию должности "фельдшер", предусмотренному списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781. В отношении должности "фельдшер по приему и передаче вызовов станции скорой медицинской помощи" такое тождество в установленном законом порядке не устанавливалось.
Ссылки в кассационной жалобе на оказание истцом медицинской помощи гражданам, обратившимся непосредственно на станцию скорой медицинской помощи, не являются основаниями для отмены судебных актов, поскольку данные доводы также были предметом исследования судебных инстанций, суд апелляционной инстанции указал, что не имеется сведений об осуществлении истцом лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения не менее 80 % рабочего времени.
При рассмотрении спора по существу истцом факт исполнения обязанностей, отличных от поименованных в трудовой книжке и соответствующих приказах медицинского учреждения, не оспоренных работником в установленном законом порядке и относящихся к спорному периоду, доказан не был.
Суды указали, что доказательств выполнения в спорный период работы, предусмотренной Списками работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", истцом не предоставлено.
Суды первой и апелляционной инстанций дали оценку сведениям о предоставлении истцу дополнительных дней отпуска в связи с вредными и опасными условиями труда, повышенной оплате труда, другим доказательствам, в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Данные доводы истца не являются основаниями для отмены судебных актов.
Доводы кассационной жалобы о том, что суды не приняли во внимание конкретные доказательства, не являются основаниями для отмены судебных актов, так как сводятся к оценке доказательств, которым суды дали надлежащую оценку. В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Позиция судов судебных инстанций основана на правильном толковании в их системном единстве нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, соответствует фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Приведенные доводы основаны на ином применении истцом положений законодательства к установленным обстоятельствам дела, не подтверждают нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов на основании статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 6 августа 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 12 ноября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Фролова
Судьи Л.П. Кожевникова
Е.В. Прудентова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.