N 88-7326/2020
г. Кемерово |
24 апреля 2020 г. |
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Прудентовой Е.В, рассмотрев кассационную жалобу Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на апелляционное определение Железнодорожного районного суда города Барнаула Алтайского края от 1 октября 2019 г.
по гражданскому делу N; N по иску прокурора Железнодорожного района города Барнаула в интересах Вихаревой ФИО5 к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации
установил:
прокурор Железнодорожного района города Барнаула в интересах Вихаревой ФИО15 (далее - Вихарева Э.Е.) в лице законного представителем Палтаевой ФИО16 (далее - Палтаева Н.Б.) обратился с иском к Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ АРОФСС), в котором просит взыскать компенсацию за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере 38 544 рубля 01 копейка.
Решением и.о. мирового судьи судебного участка N 2 Железнодорожного района города Барнаула от 20 июня 2019 г. отказано в удовлетворении исковых требований прокурора района в интересах Вихаревой Э.Е, Палтаевой Н.Б. к ГУ АРОФСС о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации размере 38 544 рубля 01 копейка.
Апелляционным определением Железнодорожного районного суда города Барнаула Алтайского края от 1 октября 2019 г. решение и.о. мирового судьи судебного участка N 2 Железнодорожного района города Барнаула от 20 июня 2019 г. отменено и принято новое решение, которым исковые требования удовлетворены, взыскано с Государственного учреждения - Алтайское региональное отделения фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Палтаевой Н.Б, действующей в интересах Вихаревой Э.Е. компенсацию за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере 38 544 рубля 01 копейка.
ГУ АРОФСС обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятое по делу апелляционное определение как незаконное.
Восьмым кассационным судом общей юрисдикции 6 марта 2020 г. возбуждено производство по жалобе, кассационная жалоба согласно части 4 статьи 7, части 4 статьи 333, части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации назначена для рассмотрения в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции приходит к выводу о том, что при рассмотрении заявления взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации судом апелляционной инстанций не были допущены нарушения норм материального и процессуального права, фактические обстоятельства дела установлены судом, юридически значимые для правильного разрешения спора обстоятельства вошли в предмет доказывания по делу и получили правовую оценку суда.
Судом установлено, что согласно индивидуальной программы реабилитации Вихарева Э.Е. нуждается в корсете функционально-корригирующем (8-09-25).
ДД.ММ.ГГГГ законный представитель Вихаревой Э.Е. Палтаева Н.Б. обратилась к ответчику с заявлением о компенсации расходов за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации функционально-корригирующий корсет в размере 44 000 рублей, приложив договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между ООО "АЛОРТО" и Палтаевой Н.Б, согласно которому Палтаева Н.Б. приобрела корсет функционально- корригирующий (по типу Шено), чек на сумму 44 000 рублей.
Законному представителю Вихаревой Э.Е. Палтаевой Н.Б. была перечислена сумма компенсации в размере 5 455 руб. 99 коп. в соответствии с государственным контрактом от 16 марта 2018 г. N N N.
Обращаясь в суд с иском, прокурор Железнодорожного района города Барнаула, действующий в интересах Вихаревой Э.Е, законный представитель Палтаева Н.Б. указывали, что ребенок нуждается именно в самостоятельно приобретенном техническом средстве реабилитации, корсете функционально- корригирующим, ссылались на государственный контракт от 30 октября 2018 г. N N, исполненному 25 декабря 2018 г, согласно которому стоимость технического средства реабилитации составила 49 740 руб. 05 коп.
Отказывая в удовлетворении иска, мировой судья указал, что согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида, несовершеннолетняя нуждается в корсете функционально-корригирующем без указания дополнительных характеристик, доказательства того, что ребенку-инвалиду рекомендован именно корсет функционально- корригирующий (по типу Шено), не представлено.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение мирового судьи, принимая новое решение об удовлетворении иска, руководствовался Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. N 214н классификацией технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 Об утверждении Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации.
Суд апелляционной инстанции, приведя результаты оценки доказательств в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что инвалиду Вихаревой Э.Е. индивидуальной программой реабилитации рекомендован корсет функционально-корригирующий, который в соответствии с классификацией технических средств реабилитации, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. N 86н имеет N, именно такое техническое средство реабилитации приобретено уполномоченным органом по государственному контракту Государственному контракту N от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия по ДД.ММ.ГГГГ); техническое средство реабилитации согласно классификации технических средств реабилитации, самостоятельно приобретенное Вихаревой Э.Е, относится к такому же виду; последнее по времени размещение заказа на поставку соответствующих технических средств реабилитации, информация о котором располагается на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по электронному адресу http//:www.zakupki.gov.ru, проведенное уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, на дату подачи законным представителем Вихаревой Э.Е. заявления о выплате ей компенсации за самостоятельно приобретенное средство реабилитации является информация о государственном контракте N от ДД.ММ.ГГГГ; стоимость закупленных уполномоченным органом технических средств реабилитации, соответствующих виду технических средств реабилитации, самостоятельно приобретенных Вихаревой Э.Е, установлена. Суд апелляционной инстанции также указал, что в государственном контракте от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует номер вида технического средства 8-09-25, данный контракт расторгнут ДД.ММ.ГГГГ
Доводы кассационной жалобы не являются основаниями для отмены апелляционного определения.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что нормы материального и процессуального права применены судом апелляционной инстанций правильно.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации).
Подпунктом "а" п. 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов (пункт 4 данных правил).
В соответствии с пунктом 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 6 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2011 г. N 57н утвержден Порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации (далее также - Порядок).
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 г. N 214н классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации (абзац второй пункта 3 Порядка).
Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных названной выше классификацией (пункт 3 Порядка).
В соответствии с пунктом 4 Порядка размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Последней по времени осуществления закупкой технического средства реабилитации и (или) оказания услуги считается последняя завершенная процедура осуществления закупки технического средства реабилитации и (или) оказания услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт на закупку технических средств реабилитации и (или) оказание услуг, обязательства по которому на дату подачи инвалидом или лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги исполнены сторонами контракта в полном объеме).
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что они закрепляют право инвалида на получение компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида, порядок реализации этого права, а также порядок выплаты уполномоченными органами и определения ими размера компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации, который не может быть более стоимости соответствующего технического средства реабилитации, предоставляемого уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В целях определения размера данной компенсации уполномоченный орган устанавливает аналогичность технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом, техническому средству реабилитации, предоставляемому уполномоченным органом в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, приобретенного инвалидом, и вида технического средства реабилитации, предусмотренного классификацией технических средств реабилитации.
Выводы суда апелляционной инстанции о том, что инвалиду Вихаревой Э.Е. индивидуальной программой реабилитации рекомендован корсет функционально-корригирующий, который в соответствии с классификацией технических средств реабилитации, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 февраля 2018 г. Nн имеет N, именно такое техническое средство реабилитации приобретено уполномоченным органом по государственному контракту Государственному контракту N от 30 октября 2018 г. (срок действия по 25 декабря 2018 г.); техническое средство реабилитации согласно классификации технических средств реабилитации, самостоятельно приобретенное Вихаревой Э.Е, относится к такому же виду; последнее по времени размещение заказа на поставку соответствующих технических средств реабилитации, информация о котором располагается на официальном веб-сайте Российской Федерации о размещении заказов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по электронному адресу http//:www.zakupki.gov.ru, проведенное уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, на дату подачи законным представителем Вихаревой Э.Е. заявления о выплате ей компенсации за самостоятельно приобретенное средство реабилитации является информация о государственном контракте N от 30 октября 2018 г.; стоимость закупленных уполномоченным органом технических средств реабилитации, соответствующих виду технических средств реабилитации, самостоятельно приобретенных Вихаревой Э.Е, установлена, являются верными и обоснованными.
В Государственном контракте N от 30 октября 2018 г. (срок действия по 25 декабря 2018 г.), заключенном с ООО "АЛОРТО" на обеспечение инвалидов корсетами функционально-корригирующими, указан такой же номер вида технического средства реабилитации, который указан в программе реабилитации инвалида. Ссылка в кассационной жалобе на то, что корсет функционально-корригирующий по типу Шено не рекомендован ребенку инвалиду программой реабилитации, не является основанием для отмены апелляционного определения.
Выводы суда апелляционной инстанции о том, что указание в документах истца на тип корсета не является основанием для отказа в иске, поскольку такая дополнительная информация при совпадении наименования и номера вида технического средства реабилитации не влияет на юридически значимые обстоятельства. Государственный контракт N от 30 октября 2018 г. (срок действия по 25 декабря 2018 г.), заключенный с ООО "АЛОРТО" заключен ответчиком на обеспечение инвалидов корсетами, функционально-корригирующими, именно такой корсет рекомендован индивидуальной программой реабилитации инвалида, такой же корсет, с таким же номером вида технического средства и приобретен.
Суд апелляционной инстанции также сравнил качественные, количественные характеристики, указанные в контрактах, договоре купли продажи корсета, установил, что истец самостоятельно приобрела корсет, указанный в данном контракте.
Доводы кассационной жалобы о том, что суды не приняли во внимание конкретные доказательства, не являются основаниями для отмены судебных актов, так как сводятся к оценке доказательств, которым суды дали надлежащую оценку. В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Позиция суда апелляционной инстанции основана на правильном толковании в их системном единстве нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, соответствует фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Приведенные доводы основаны на ином применении ответчиком положений законодательства к установленным обстоятельствам дела, не подтверждают нарушений судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов на основании статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.5-379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение Железнодорожного районного суда города Барнаула Алтайского края от 1 октября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Судья Е.В. Прудентова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.