Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Шефер И.А. и Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N (2-3942/2019) по иску Т.Н.В к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, назначении досрочной страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) на решение Центрального районного суда г.Кемерово области от 16 сентября 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 3 декабря 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шефер И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Т.Н.В обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) (далее также - ГУ - УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное), пенсионный орган) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Требования мотивированы тем, что решением ГУ - УПФР в г.Кемерово Кемеровской области (межрайонное) ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, так как из подсчета стажа были исключены периоды ее работы.
Считает решение пенсионного органа от 16 апреля 2019 г. N незаконным в части отказа зачесть в стаж для назначения ей досрочной страховой пенсии по старости периоды работы:
с 7октября 1994 г. по 31 августа 1998 г. (3 года 10 месяцев 25 дней) - учитель русского языка и литературы в "Средней школе-комплекс N" в "адрес";
с 1 сентября 1998 г. по 22 августа 1999 г. (11 месяцев 22 дня) - заместитель директора по воспитательной работе в "Средней школе-комплекс N" "адрес";
с 23 августа 1999 г. по 20 декабря 1999 г. (3 месяца 28 дней) - учитель русского языка и литературы в "Средней школе-комплекс N" "адрес", поскольку муниципальное образовательное учреждение "Средняя школа-комплекс N" "адрес" была общеобразовательным учреждением. Данное обстоятельство подтверждается тем, школа - комплекс N выдавала своим выпускникам аттестаты о получении основного общего и среднего (полного) общего образования, что в свою очередь подтверждается книгой учета и записи свидетельств, похвальных листов, выдаваемых окончившим курс обучения за 9 классов в общеобразовательной средней школе N ДД.ММ.ГГГГ-1999 учебные годы, книгой учета и записи выданных аттестатов о среднем образовании, золотых и серебряных медалей и переводных свидетельств средней школы N ДД.ММ.ГГГГ-1999 учебные годы.
Просила признать незаконным решение ГУ - УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) от 16 апреля 2019 г. N в части отказа зачесть в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности периоды работы: с 7 октября 1994 г. по 31 августа 1998 г. (3 года 10 месяцев 25 дней) - учитель русского языка и литературы в "Средней школе-комплекс N" "адрес"; с 1 сентября 1998 г. по 22 августа 1999 г. (11 месяцев 22 дня) - заместитель директора по воспитательной работе в "Средней школе - комплекс N" "адрес"; с 23 августа 1999 г. по 20 декабря 1999 г.(3 месяца 28 дней) - учитель русского языка и литературы в "Средней школе-комплекс N" "адрес". Обязать ответчика включить в специальный педагогический стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности спорные периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию по старости с учётом этих периодов с момента обращения за назначением пенсии, т.е. с 17 января 2019 г. Взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 16 сентября 2019 г. исковые требования Т.Н.В удовлетворить в полном объеме, постановлено:
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) от 16 апреля 2019 г. N в части отказа зачесть в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности периоды работы: с 7 октября 1994 г. по 31 августа 1998 г. (3 года 10 месяцев 25 дней) - учитель русского языка и литературы в "Средней школе-комплекс N" "адрес"; с 1 сентября 1998 г. по 22 августа 1999 г. (11 месяцев 22 дня) - заместитель директора по воспитательной работе в "Средней школе - комплекс N" "адрес"; с 23 августа 1999 г. по 20 декабря 1999 г. (3 месяца 28 дней) - учитель русского языка и литературы в "Средней школе-комплекс "адрес".
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) включить в специальный педагогический стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, Т.Н.В периоды работы: с 7 октября 1994 г. по 31 августа 1998 г. (3 года 10 месяцев 25 дней) - учитель русского языка и литературы в "Средней школе-комплекс N" "адрес"; с 1 сентября 1998 г. по 22 августа 1999 г. (11 месяцев 22 дня) - заместитель директора по воспитательной работе в "Средней школе - комплекс N" "адрес"; с 23 августа 1999 г. по 20 декабря 1999 г. (3 месяца 28 дней) - учитель русского языка и литературы в "Средней школе-комплекс N" "адрес".
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) назначить Т.Н.В досрочную страховую пенсию по старости с 17 января 2019 г.
С Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) в пользу Т.Н.В также взысканы расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 3 декабря 2019 г. решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 16 сентября 2019 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции представителем УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) Д. поставлен вопрос об отмене решения Центрального районного суда г. Кемерово от 16 сентября 2019 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 3 декабря 2019 г.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Судом первой инстанции установлено и следует материалов дела, что Т.Н.В 17 января 2019 г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". В подтверждение необходимого стажа работы истец предоставила трудовую книжку, из которой усматривается, что она проработала на педагогических должностях в образовательных учреждениях 25 лет.
Решением пенсионного органа от 16 апреля 2019 г. N истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ, так как из подсчета стажа были исключены, в том числе периоды работы:
- с 7 октября 1994 г. по 31 августа 1998 г. (3 года 10 месяцев 25 дней) - учитель русского языка и литературы в "Средней школе-комплекс N" "адрес", так как Списками от 6 сентября 1991 г. N 463, от 22 сентября 1999 г. N 1066, от 29 октября 2002 г. N 781 "школа - комплекс" не предусмотрена. Стаж на соответствующих видах работ не подтвержден индивидуальными сведениями;
- с сентября 1998 г. по 22 августа 1999 г. (11 месяцев 22 дня) - заместитель директора по воспитательной работе в "Средней школе-комплекс N" "адрес", поскольку Списками от 6 сентября 1991 г. N 463, от 22 сентября 1999 г. N 1066, от 29 октября 2002 г. N 781 "школа-комплекс" не предусмотрена. Стаж на соответствующих видах работ не подтвержден индивидуальными сведениями;
- с 23 августа 1999 г. по 20 декабря 1999 г. (3 месяца 28 дней) - учитель русского языка и литературы в "Средней школе-комплекс N" "адрес", так как Списками от 6 сентября 1991 г. N 463, от 22 сентября 1999 г. N1066, от 29 октября 2002 г. N 781 "школа - комплекс" не предусмотрена. Стаж на соответствующих видах работ не подтвержден индивидуальными сведениями.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования Т.Н.В, суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу о том, что решение ответчика об отказе во включении спорных периодов в специальный стаж истца, является незаконным.
Проверяя законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
При рассмотрении настоящего дела судом установлены следующие обстоятельства.
Так, согласно трудовой книжки Т.Н.В она работала в спорные периоды с 7 октября 1994 г. по 31 августа 1998 г. учителем русского языка и литературы в "Средней школе-комплекс N" "адрес"; с 1 сентября 1998 г. по 22 августа 1999 г. (11 месяцев 22 дня) - заместителем директора по воспитательной работе в "Средней школе - комплекс N" "адрес"; с 23 августа 1999 г. по 20 декабря 1999 г. (3 месяца 28 дней) - учителем русского языка и литературы в "Средней школе-комплекс N" "адрес".
Решением Комитета по управлению имуществом г. Кемерово от 20 сентября 1994 г. N учреждено муниципальное образовательное учреждение средняя школа - комплекс N. В данном решении указано, что муниципальное образовательное учреждение средняя школа - комплекс N является правопреемником всех прав и обязанностей общеобразовательной средней школы N, предметом её деятельности является осуществление мероприятий по организации учебно-воспитательного процесса в пределах государственного образовательного стандарта.
В свидетельстве о государственной регистрации предприятия N серии N указано, что основным видом деятельности муниципального образовательного учреждения "Средняя школа-комплекс N" является общеобразовательные детские школы.
Согласно Уставу муниципального образовательного учреждения "Средняя школа-комплекс N", целями создания учреждения являются обеспечение получения учащимся среднего /полного/ общего образования с ориентацией на получение профессий юридического, политехнического и гуманитарного направления (пункт 1.3 Устава). Предметом деятельности учреждения, в том числе, является осуществление мероприятий по организации образовательного процесса в пределах образовательной программы учреждения (пункт 1.4 Устава).
Книгой учета и записи свидетельств, похвальных листов, выдаваемых окончившим курс обучения за 9 классов в общеобразовательной средней школе N ДД.ММ.ГГГГ-1999 учебные годы, книгой учета и записи выданных аттестатов о среднем образовании, золотых и серебряных медалей и переводных свидетельств средней школы N ДД.ММ.ГГГГ-1999 учебные годы подтверждается факт выдачи выпускникам аттестатов о получении основного общего и среднего (полного) общего образования, что также доказывает то обстоятельство, что муниципальное образовательное учреждение "Средняя школа-комплекс N" г. Кемерово была общеобразовательным учреждением.
Из справки Управления образования администрации г. Кемерово от 9 сентября 2019 г. N следует, что решением комитета по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово от 21 декабря 1999 г. N муниципальное образовательное учреждение "Средняя школа - комплекс N" переименовано в муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная многопрофильная школа N".
Решением комитета по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово от 30 октября 2002 г. N муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная многопрофильная школа N" переименовано в муниципальное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N (многопрофильная)".
Решением комитета по управлению муниципальным имуществом города Кемерово от 29 сентября 2008 г. N муниципальное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N (многопрофильная)" переименовано в муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N".
Решением комитета по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово от 20 мая 2011 г. N, во исполнение распоряжения администрации г. Кемерово от 4 мая 2011 г. N муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N" реорганизовано путем присоединения к нему муниципального общеобразовательного учреждения "Основная общеобразовательная школа N".
Таким образом, муниципальное образовательное учреждение "Средняя школа - комплекс N" являлось общеобразовательным учреждением, реализовывала общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, выполняла функции общеобразовательного учреждения - средней общеобразовательной школы.
При переименовании муниципального образовательного учреждения "Средняя школа - комплекс N" в муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная многопрофильная школа N", а затем в муниципальное образовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N (многопрофильная)" и в муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N" организационно - правовая форма осталась прежней - общеобразовательное учреждение, наименование учреждения осталось также прежним - школа.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьи 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школа и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитывались все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Названным Списком предусматривались школы всех типов и наименований.
Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, предусмотрено наименование должности - учитель и наименование учреждения - средняя общеобразовательная школа, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов.
Согласно пункту 5 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, засчитывается работа в соответствующих должностях в следующих структурных подразделениях государственных и муниципальных учреждений и других государственных и муниципальных организаций, не предусмотренных Списком: общеобразовательная школа.
Статья 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", действовавшего в спорный период, установлено, что образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников; образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций). Тип и вид образовательного учреждения устанавливаются учредителем (учредителями) при создании образовательного учреждения и изменяются по решению учредителя (учредителей).
В соответствии с пунктом 5 статьи12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и разрабатываемыми на их основе уставами.
Согласно пункту 1 Типового Положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 1994 г. N 1008, настоящее положение является типовым для следующих видов общеобразовательных учреждений: начальных, основных, средних общеобразовательных школ, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов, лицеев и гимназий.
Как следует из пунктов 54, 55 Типового положения освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается итоговой аттестацией выпускников, после прохождения которой, выпускникам выдается документ государственного образца об уровне образования, заверенный печатью общеобразовательного учреждения.
Статьей 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" было установлено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Выводы судов соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, сделаны на основании совокупности проанализированных судом доказательств и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда считает, что доводы кассационной жалобы не влекут отмену по существу правильных судебных постановлений, поскольку выражают несогласие с выводами судов первой и апелляционной инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
Положения статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находясь в системной связи с другими положениями главы 41 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права и не позволяют ему непосредственно исследовать доказательства и устанавливать фактические обстоятельства дела, подменяя тем самым суды первой и второй инстанций, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Определение же наличия (или отсутствия) оснований для пересмотра вынесенных по конкретному делу судебных постановлений осуществляется соответствующим судом кассационной инстанции, который должен установить, являются ли обстоятельства, приведенные в кассационной жалобе в качестве оснований для изменения или отмены судебных постановлений, достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступивших в законную силу судебных актов, а их отмена (изменение) и ее правовые последствия - соразмерными допущенным нарушениям норм материального и (или) процессуального права.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что судами первой и апелляционной инстанций, нарушений норм материального права или норм процессуального права, в ходе разбирательства дела, повлиявших на исход дела не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Кемерово области от 16 сентября 2019 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 3 декабря 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Кемерово Кемеровской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.