Судья Третьего апелляционного суда общей юрисдикции ФИО1, рассмотрев без проведения судебного заседания материалы административного дела Nа-46/2020 по частной жалобе общества с ограниченной ответственностью "СКУ Пансионат "Джубга" на определение "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ о возвращении административного искового заявления, установил:
общество с ограниченной ответственностью "СКУ пансионат Джубга" (далее ООО "СКУ Пансионат "Джубга", административный истец) обратилось в "адрес"вой суд с административным иском, в котором оспаривает постановление администрации Джубгского городского поселения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении публичного сервитута на часть земельного участка с кадастровым номером 23:33:0103003:60, расположенного на территории Джубгского городского поселения "адрес"".
В обоснование требований административный истец указал на то, что постановление принято ответчиком с превышением компетенции и в отсутствие оснований, предусмотренных статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 16 (1) Закона Краснодарского от ДД.ММ.ГГГГ N-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в "адрес"", нарушает права истца как арендатора земельного участка.
"адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ заявление возвращено, с чем административный истец не согласен, в частной жалобе просит определение отменить как незаконное.
Указывает на то, что по своей правовой природе оспариваемый акт является нормативным, в связи с чем, заявленные исковые требования подлежат рассмотрению и разрешению судом общей юрисдикции в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ). Характеру спорных правоотношений ранее уже была дана правовая оценка Арбитражным судом "адрес", куда административный истец первоначально обратился с аналогичными исковыми требованиями (определение о возвращении искового заявления от ДД.ММ.ГГГГ N А32-52435/2019).
В соответствии с частью 2 статьи 315 КАС РФ частная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания.
Изучив материал по административному исковому заявлению ООО "СКУ Пансионат "Джубга", доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
Возвращая административное исковое заявление ООО "СКУ Пансионат "Джубга" как неподсудное краевому суду, суд первой инстанции пришел к выводу о ненормативном характере оспоренного акта, поскольку он не устанавливает новую норму права (правило поведения), не изменяет или отменяет действующую норму права, не является общеобязательным (связан с регулированием конкретного правоотношения).
Суды в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части (часть 2 статьи 1).
Как следует из существа заявленных ООО "СКУ Пансионат "Джубга" требований и приведенных в их обоснование доводов, предметом иска является законность постановления администрации Джубгского городского поселения "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ (согласно исковому заявлению 9 августа) N, которым установлен постоянный публичный сервитут для прохода к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, а также для проезда пожарного, ассенизаторского, спасательного и иного транспорта санатория, обслуживающих береговую территорию (береговую полосу), на часть земельного участка площадью 2970 кв.м. с кадастровым номером 23:33:0103003:60 (территория д/о Джубга), расположенного на территории Джубгского городского поселения "адрес".
Согласно вводной части постановление принято в соответствии со статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации, в порядке, предусмотренном постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении административного регламента по предоставлению администрацией Джубгского городского поселения "адрес" муниципальной услуги "Установление публичного сервитута на земельных участках, расположенных на территории Джубгского городского поселения "адрес"", постановлением от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении положения и состава комиссии по проведению общественных (публичных) слушаний по вопросам установления публичных сервитутов на земельные участки, расположенные на территории Джубгского городского поселения "адрес"" (http://admjubga.ru/docs/all/).
Таким образом, требования ООО "СКУ Пансионат "Джубга", связанные с оспариванием постановления администрации Джубгского городского поселения "адрес", вытекают из публичных правоотношений и не носят гражданско-правового характера, защищаемого в исковом производстве, поскольку спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон. Орган местного самоуправления при принятии оспариваемого акта реализовал административные и иные публично-властные полномочия.
Главой 21 КАС РФ предусмотрен порядок производства по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами.
В соответствии со статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее - ЗК РФ, в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 341-ФЗ, вступившей в силу с ДД.ММ.ГГГГ и действовавшей на момент принятия оспариваемого истцом акта администрации и определения суда о возвращении заявления) сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут) (пункт 2).
Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 ЗК РФ не применяются (пункт 3).
Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке (пункт 14 статьи 23 ЗК РФ).
Таким образом, в отсутствие прямого указания в действующей редакции статьи 23 ЗК РФ нормативный характер решения органа местного самоуправления об установлении публичного сервитута зависит от анализа его содержания.
Согласно разъяснениям, данным Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пункте 2 постановления от ДД.ММ.ГГГГ N "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (абзац 1).
Вместе с тем признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом (абзац 2).
Выводы суда первой инстанции о ненормативном характере оспариваемого акта сделаны без учета приведенных выше требований закона и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, поэтому обоснованными быть признаны не могут, однако не ставят под сомнение правильное по существу суждение о неподсудности дела краевому суду.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 129 КАС РФ судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если дело неподсудно данному суду.
Аналогичные положения содержатся в части 2 статьи 210 КАС РФ.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34).
Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия (часть 1 статьи 37). Правовые акты главы муниципального образования, местной администрации входят в систему муниципальных правовых актов (пункт 3 части 1 статьи 43).
В силу пункта 2 части 1 статьи 20 КАС РФ краевой суд рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.
Административные дела, за исключением административных дел, предусмотренных статьями 17.1, 18, 20 и 21 КАС РФ, а также дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, подсудных арбитражным судам, рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции (статья 19).
Предметом заявленных ООО "СКУ Пансионат "Джубга" требований является законность постановления администрации Джубгского городского поселения "адрес", которая в соответствии с главой 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом городского поселения представительным органом муниципального образования не является.
В связи с этим заявление, вопреки доводам частной жалобы, не подлежит рассмотрению и разрешению краевым судом, так как в не зависимости от характера оспоренного акта (нормативного или ненормативного) не отнесено к его подсудности законом.
В такой ситуации определение следует дополнить указанием на нормы статьи 22 КАС РФ, разъяснить, что административный истец не лишен права обратиться с указанным административным исковым заявлением в районный суд по месту нахождения административного ответчика.
Вынесение судом определения о возвращении административного искового заявления в силу части 2 статьи 129 КАС РФ, пункта 2 части 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации является основанием для возврата истцу государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
определение "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.
Дополнить определение "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ разъяснением административному истцу права на обращение за рассмотрением и разрешением заявленных требований в Туапсинский районный суд "адрес".
Возвратить ООО "СКУ Пансионат "Джубга" уплаченную в связи с обращением с настоящим административным исковым заявлением государственную пошлину в сумме 4 500 руб.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.