Судья Третьего апелляционного суда общей юрисдикции ФИО2, рассмотрев без проведения судебного заседания материал 9а-23/2020 по частной жалобе Анапского производственного предприятия "Меркурий-2" (общество с ограниченной ответственностью) на определение "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ о возвращении административного искового заявления об оспаривании нормативных правовых актов, установил:
Анапское производственное предприятие "Меркурий-2" (общество с ограниченной ответственностью) (далее по тексту - АПП "Меркурий-2" (ООО) обратилось с административным исковым заявлением о признании не действующими со дня принятия утвержденных приказами департамента имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, ДД.ММ.ГГГГ N и ДД.ММ.ГГГГ N перечней объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017, 2018 и 2019 годы в части включения объекта недвижимого имущества - нежилого здания с кадастровым номером 23:37:0107002:4504, по адресу: "адрес", р-н Анапский, "адрес", пр-кт Пионерский, "адрес".
В обоснование требований заявитель указал, что здание не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в период действия оспариваемых актов не использовалось в связи с аварийным состоянием, в 2019 году снесено, после чего снято с кадастрового учета. Включение здания в перечни не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права истца, поскольку влечет увеличение налоговая базы.
"адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление возвращено заявителю в связи с неустранением недостатков, послуживших основанием для оставления заявления без движения.
В частной жалобе представитель административного истца ФИО1 просит определение судьи отменить как незаконное.
Частная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания судьей единолично (части 2, 2.1. статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации - далее по тексту КАС РФ).
Изучив материал по административному исковому заявлению и доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в статьях 125, 126 и 209 устанавливает требования к форме и содержанию административного искового заявления об оспаривании нормативных правовых актов и перечню прилагаемых к нему документов, соблюдение которых административным истцом необходимо для правильного разрешения судом административного дела.
В случае, если судья устанавливает, что административное исковое заявление подано с нарушением предъявляемых к нему требований, он выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором указываются основания для этого и устанавливается разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого решения (часть 1 статьи 130 и часть 3 статьи 210).
Оставляя без движения административное исковое заявление АПП "Меркурий-2" (ООО), суд первой инстанции в определении от ДД.ММ.ГГГГ указал на то, что в нарушение требований части 3 статьи 55, статьи 70, пунктов 2, 3 и 5 части 1 статьи 126 КАС РФ к заявлению не приложены документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в размере, предусмотренном подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, документы, подтверждающие наличие у подавшего заявление представителя высшего юридического образования или удостоверяющие статус адвоката в соответствии с федеральным законом, подлинники или надлежащим образом заверенные копии документов, приложенных к заявлению, а также в подтверждение обстоятельств, на которых истец основывает свои требования, документы технического учета (инвентаризации) в отношении объекта недвижимости, сведения о земельном участке, на котором он расположен, из Единого государственного реестра недвижимости.
Возвращая ДД.ММ.ГГГГ истцу исковое заявление, суд, руководствуясь пунктом 7 части 1 статьи 129 КАС РФ исходил из того, что в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ не были устранены недостатки, послужившие основанием для оставления заявления без движения.
Из содержания части 1 статьи 130 КАС РФ следует, что судья, установив, что административное исковое заявление подано с нарушением требований статей 125 и 126 Кодекса, предъявляемых к форме и содержанию административного искового заявления и (или) приложенных к нему документов, выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения, в котором устанавливает разумный срок для устранения лицом, подавшим административное исковое заявление, обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения.
Копия определения об оставлении административного искового заявления без движения направляется лицу, подавшему административное исковое заявление, не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения такого определения.
Данные требования закона судом соблюдены в полной мере не были, с чем заявитель жалобы связывает нарушение своих прав.
Как следует из частной жалобы и приложенных к ней конверта с отчетом об отслеживании почтового отправления копия определения от ДД.ММ.ГГГГ об оставлении заявления без движения направлена заявителю ДД.ММ.ГГГГ и получена АПП "Меркурий-2" (ООО) ДД.ММ.ГГГГ
Сведений о принятии судом каких-либо мер к уведомлению заявителя о выявленных недостатках ранее указанной даты материалы не содержат, по данным, представленным на интернет-портале ГАС "Правосудие", информация, связанная с разрешением судом вопроса о принятии заявления к производству, размещена на сайте суда ДД.ММ.ГГГГ
В связи с этим, период для устранения недостатков заявления до ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать разумным.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов регламентировано главой 21 КАС РФ.
Статья 209 КАС РФ устанавливает требования к административному исковому заявлению об оспаривании нормативного правового акта и о признании нормативного правового акта недействующим, согласно которым форма административного искового заявления должна соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 125 настоящего Кодекса.
К административному исковому заявлению прилагаются документы, указанные в пунктах 1, 2, 4 и 5 части 1 статьи 126 КАС РФ, документы, подтверждающие сведения, указанные в пункте 4 части 2 настоящей статьи, а также копия оспариваемого нормативного правового акта.
Как усматривается из представленного в суд материала, содержание административного искового заявления АПП "Меркурий-2" (ООО) отвечает требованиям статьи 125 КАС РФ. В нем содержатся: наименование суда, необходимые сведения об административном истце и административном ответчике, предмет и основания иска, сведения, предусмотренные пунктами 3 - 6 части 2 статьи 209 КАС РФ, список прилагаемых документов, в числе которых (с учетом дополнений, представленных в суд ДД.ММ.ГГГГ) имеются платежные поручения об уплате государственной пошлины в размере 13 500 руб, доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, предусматривающая право ФИО1 на подписание и подачу искового заявления в суд, заверенная сотрудником кадрового подразделения АПП "Меркурий-2" (ООО) копия диплома о наличии у представителя высшего юридического образования, удостоверенные в том же порядке копии документов в подтверждение приведенных в исковом заявлении обстоятельств, на которых истец основывает свои требования, в частности, документов технического учета (инвентаризации) в отношении объекта недвижимости, акты его обследования в результате проведения кадастровых работ и сноса, выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельный участок по адресу: "адрес", р-н Анапский, "адрес", пр-кт Пионерский, "адрес".
Обоснованность требований об исправлении выявленных при подаче иска недостатков, которые были устранены стороной административного истца, заявитель в жалобе не оспаривает.
Суждения суда первой инстанции о возвращении иска в связи с необходимостью представления приложенных к нему документов при обращении в суд в подлиннике либо надлежаще заверенных копиях основаны на неверном толковании норм процессуального права.
Одной из задач административного судопроизводства является обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 1 статьи 3 КАС РФ).
С учетом установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств, при наличии у суда полномочий на получение необходимых доказательств в рамках определенных в статье 132 КАС РФ задач подготовки дела к судебному разбирательству (пункт 5 части 3 статьи 135), в отсутствие иных препятствий для принятия заявления к производству определение суда о возврате заявления подлежит отмене с направлением материала в суд первой инстанции для разрешения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.
Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
определение "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Материалы по административному исковому заявлению АПП "Меркурий-2" (ООО) направить на рассмотрение в "адрес"вой суд в качестве суда первой инстанции для решения вопроса о принятии административного иска к производству суда.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.