Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Зайцевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа на решение Анадырского городского суда Чукотского автономного округа от 26 сентября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Чукотского автономного округа от 7 ноября 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Анадырского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, полагавшей, что оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и апелляционного определения не имеется, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Анадырский межрайонный прокурор в интересах неопределённого круга лиц обратился в Анадырский городской суд Чукотского автономного округа с исковым заявлением к администрации Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа (далее - Администрация) о возложении обязанности оборудовать резервным источником электроснабжения котельную в городском поселении Беринговский Анадырского района Чукотского автономного округа.
В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проведённой Анадырской межрайонной прокуратурой проверки соблюдения законодательства в жилищно-коммунальной сфере в части бесперебойного прохождения отопительного сезона было установлено, что в нарушение требований пунктов 3, 4 и 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 года N 115, Правил устройства электроустановок, утверждённых приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 8 июля 2002 года N 204, пункта 14.2 Строительных норм и правил "СНиП II-35-76 Котельные установки" котельная N 6, расположенная в п. Беринговский, собственником которой является Администрация, не оборудована независимым резервным источником электроснабжения. Котельная относится ко второй категории надежности электроснабжения, в которых установка резервного источника электропитания необходима на случай чрезвычайной ситуации с длительным отключением электроэнергии, тепла, водоснабжения.
Техническая возможность оборудования котельной резервным источником энергии имеется.
Котельная обеспечивает теплоснабжением все объекты городского поселения Беринговский Анадырского района, в том числе теплоснабжение жилых домов и объектов социальной инфраструктуры (школа, детский сад, спортивный комплекс).
По мнению прокурора, отсутствие независимого резервного источника питания в котельной в случае прекращения подачи электроэнергии на котельную п. Беринговский в зимний период может привести к размораживанию теплосетей жилых домов, социальных объектов и повлечь за собой наступление таких негативных последствий как причинение значительного материального ущерба, угрозу жизни и здоровью граждан, не только проживающих в данном населенном пункте, но и находящихся на данной территории на ином законном основании, то есть неопределенному кругу лиц.
С учетом изложенного, Анадырский межрайонный прокурор просил суд возложить на Администрацию обязанность в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать резервным источником электроснабжения здание котельной городского поселения Беринговский, расположенное по адресу: Чукотский автономный округ, Анадырский район, г.п. Беринговский.
Решением Анадырского городского суда Чукотского автономного округа от 26 сентября 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Чукотского автономного округа от 7 ноября 2019 года, административные исковые требования Анадырского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены: на Администрацию возложена обязанность в течение 18 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда оборудовать резервным источником электроснабжения здание котельной, расположенное по адресу: Чукотский автономный округ, Анадырский район, п. Беринговский (реестровый номер Н 108, дата включения в реестр муниципального имущества - 2 февраля 1989 года).
Судами первой и апелляционной инстанций дело рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства.
25 февраля 2020 года в судебную коллегию по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Администрации, поданная 9 января 2020 года через Анадырский городской суд Чукотского автономного округа, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения по мотиву их незаконности и необоснованности, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Определением заместителя председателя Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 27 февраля 2020 года дело в соответствии с частью 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации передано в судебную коллегию по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Представители участвующих в деле лиц, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. От Администрации и заинтересованного лица - государственного предприятия Чукотского автономного округа "Чукоткоммунхоз" (далее - ГП "Чукоткоммунхоз") поступили ходатайства о проведении судебного заседания без их участия. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие представителей административного ответчика и заинтересованного лица.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Анадырского городского суда Чукотского автономного округа от 26 сентября 2018 года и апелляционного определения судебной коллегии судебной коллегии по гражданским делам суда Чукотского автономного округа от 7 ноября 2019 года по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов административного дела, здание котельной, расположенное по адресу: Чукотский автономный округ, Анадырский район, п. Беринговский, находится в собственности Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа (номер в реестре муниципального имущества Н108 от 2 февраля 1989 года) и по договору от 4 января 2003 года N передано органами местного самоуправления в безвозмездное пользование ГП "Чукоткоммунхоз".
Данная котельная обеспечивает теплоснабжение объектов, расположенных на территории п. Беринговский Анадырского района Чукотского автономного округа, включая жилые дома, школу, детский сад, спортивный комплекс, и относится ко второй категории надёжности электроснабжения.
В то же время, по результатам проведённой прокурорской проверки установлено, что для указанного объекта отсутствует резервный источник электропитания.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, суды пришли к обоснованному выводу, что отсутствие резервного источника электроснабжения котельной создаёт угрозу надёжности теплоснабжения п. Беринговский Анадырского района Чукотского автономного округа, то есть угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, и, как следствие, может привести к нарушению прав неопределённого круга лиц, проживающих в данном населённом пункте, к причинению значительного материального ущерба, а также к угрозе жизни и здоровью граждан. В свою очередь, обязанность по обеспечению надёжного энергоснабжения поселений, расположенных на территории Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа, как и обязанность по защите населения от угрозы наступления чрезвычайных ситуаций возлагается на Администрацию.
По мнению судебной коллегии суда кассационной инстанции, соответствующие выводы судов первой и апелляционной инстанций являются верными и основанными на положениях действующего законодательства.
Так, городское поселение Беринговский входит в состав территории Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа (статья 4 Устава Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа).
В силу пункта 4 части 1 статьи 14, пункта 4 части 1 статьи 16, пункта 4.2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения, муниципального, городского округа относится организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ).
К вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе: организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района (пункты 4 и 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1, части 1.1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов и муниципальных районов (на территории сельских поселений, расположенных на территории муниципальных районов) по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
На основании частей 4 и 5 статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ предусмотрена проверка готовности к отопительному сезону как муниципальных образований, так и теплоснабжающих (теплосетевых) организаций, которые обязаны: обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Пунктом 17 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ определено, что под надежностью теплоснабжения следует понимать характеристику состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.
Подпунктами "а", "г", "д", "ж" пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ) предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют: подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях.
Согласно пункту 47 Правил полного и (или) частичного ограничений режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 442, в случае возникновения внерегламентных отключений ограничение режима потребления является следствием повреждения линий электропередачи и (или) оборудования, в том числе в результате стихийных явлений. Для обеспечения минимально необходимого уровня потребления электрической энергии в соответствии с уровнем технологической или аварийной брони (в случае невозможности осуществить передачу электрической энергии из-за повреждения объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций или оборудования объектов по производству электрической энергии) задействуются резервные источники питания, предусмотренные категорией надежности потребителя.
Пунктом 1.2.18 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 8 июля 2002 года N 204 (далее - Правила) предусмотрено, что в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприёмники разделяются на следующие три категории: первой категории - электроприёмники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения; второй категории - электроприёмники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей; третьей категории - все остальные электроприёмники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.
Электроприёмники первой и второй категорий должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания (пункты 1.2.19 и 1.2.20 Правил).
Следовательно, оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, а именно: нахождение котельной в собственности Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа; отнесение котельной к категории электроприёмников, для которых обязательно наличие двух независимых взаимно резервирующих источников электропитания; а также фактическое отсутствие на котельной, осуществляющей снабжение тепловой энергией п. Беринговский, необходимых резервных источников электроснабжения, способных обеспечить бесперебойную работу данного объекта теплоснабжения населенного пункта, что может повлечь за собой возникновение чрезвычайных ситуаций и нарушение прав и законных интересов неопределённого круга лиц, - суды правомерно возложили на Администрацию обязанность оборудовать резервным источником электроснабжения здание котельной, расположенное по адресу: Чукотский автономный округ, Анадырский район, п. Беринговский, в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Доводы кассационной жалобы о том, что обязанность по установке соответствующего источника дополнительного электроснабжения котельной должна быть возложена на организацию, осуществляющую эксплуатацию котельной (ГП "Чукоткоммунхоз") либо на органы местного самоуправления городского поселения Беринговский, тогда как орган местного самоуправления Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа является ненадлежащим ответчиком по делу, несостоятельны, поскольку исходя из положений статей 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 4, 7 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ организация бесперебойного электроснабжения здания котельной, находящейся в собственности Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа, в целях предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций относится к компетенции Администрации.
Ссылки в кассационной жалобе на отсутствие между муниципальными образованиями Анадырским муниципальным районом Чукотского автономного округа и городским поселением Беринговский соглашения о перераспределении (передаче) полномочий по решению вопросов местного значения, а также на необходимость соблюдения технических условий для установки автономных резервных источников электроснабжения котельной, основаны на субъективном толковании положений действующего законодательства, они не опровергают верных выводов судов о необходимости удовлетворения требований, заявленных Анадырским межрайонным прокурором.
Настоящее дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций в порядке гражданского судопроизводства, хотя с учётом положений пункта 2 части 2 статьи 1 КАС РФ и разъяснений, приведённых в пунктах 1 и 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", дела, связанные с оспариванием решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Вместе с тем неверный выбор судами вида судопроизводства не привёл к принятию по результатам рассмотрения дела незаконного и необоснованного решения.
Таким образом, при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено, обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Анадырского городского суда Чукотского автономного округа от 26 сентября 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Чукотского автономного округа от 7 ноября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Анадырского муниципального района Чукотского автономного округа - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.