Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В, судей Власенко И.Г, Старовойт Р.К, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маликовой Л.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Якутске Республики Саха (Якутия) о признании незаконным решения, включении в специальный стаж в льготном порядке периодов работы, назначении пенсии
по кассационной жалобе Маликовой Л.В. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Власенко И.Г, судебная коллегия
установила:
Маликова Л.В. обратилась в суд с иском к ГУ - УПФР в г. Якутске Республики Саха (Якутия) об оспаривании решения пенсионного органа. В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого для досрочного назначения страховой пенсии по старости специального стажа работы, дающего право на осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Согласно расчету ГУ УПФ Российской Федерации в г. Якутске ее стаж составляет 21 год 19 дней. В стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев, не включены периоды:
отпуск по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работа в должности выездного фельдшера ГБУ PC (Я) "Станция скорой медицинской помощи" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работа в должности фельдшера выездной бригады реанимации и интенсивной терапии ГБУ PC (Я) "Станция скорой медицинской помощи" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Просила признать незаконным решение пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ N в части исключения из стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работы в должности выездного фельдшера ГБУ PC (Я) "Станция скорой медицинской помощи" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности фельдшера выездной бригады реанимации и интенсивной терапии ГБУ PC (Я) "Станция скорой медицинской помощи" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обязать включить указанные периоды в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истица поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Маликова Л.В. просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Стороны надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. ГУ УПФ РФ в г. Якутске Республики Саха (Якутия) направило свои возражения, в которых просило оставить судебные постановления без изменения.
В соответствии с ч.1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При проверке материалов дела, обсуждении доводов кассационной жалобы и возражений, судебной коллегией кассационной инстанции такие основания установлены.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665).
Пунктами 1 и 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 ко всем периодам работы, независимо от времени выполнения, предусмотрено применение Списка должностей и учреждений и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
В соответствии с разделом "Наименования должностей" Списка N781 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы в должностях фельдшер, фельдшер-лаборант, старший фельдшер, фельдшер (медицинская сестра) Станции скорой медицинской помощи.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Маликова Л.В. обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Якутске Республики Саха (Якутия) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением комиссии ГУ УПФ РФ в г. Якутске PC (Я) от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления отказано в связи с наличием стажа 21 год 19 дней. При расчете стажа по п.20 ч.1 ст. 30 Федерального Закона "О страховых пенсиях" в специальный стаж (1 год как 1 год и 6 месяцев) в т.ч. не включены:
отпуск по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работа в должности выездного фельдшера ГБУ PC (Я) "Станция скорой медицинской помощи" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, работа в должности фельдшера выездной бригады реанимации и интенсивной терапии ГБУ PC (Я) "Станция скорой медицинской помощи" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (учтены в календарном исчислении).
В соответствии с документами с записями в трудовой книжке, приказами о предоставлении отпусков по уходу за ребенком от ДД.ММ.ГГГГ N-к, от ДД.ММ.ГГГГ N-к, уточняющей справкой от ДД.ММ.ГГГГ б/н отпуск по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предоставлен истцу в период работы в качестве санитара Станции скорой медицинской помощи с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем суд обоснованно отклонил требования истца о включении в специальный стаж периода отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Периоды работы в качестве фельдшера выездной бригады реанимации и интенсивной терапии Станции скорой медицинской помощи с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ правомерно учтены органом ПФР в календарном порядке, поскольку Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев от ДД.ММ.ГГГГ N 781 (п. 2), должность "фельдшер" в составе выездной бригады реанимации и интенсивной терапии не предусмотрена.
Доводы истца о том, что она фактически выполняла работу медицинской сестры-анестезиста отклонены судами обеих инстанций как необоснованные. Судами установлено, что в штатном расписании учреждения предусмотрены должности медсестры-анестезиста выездной бригады реанимации и интенсивной терапии и фельдшера выездной бригады реанимации и интенсивной терапии, в качестве которого работала истец.
В соответствии с требованиями, предусмотренными приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N541н, круг должностных обязанностей, уровень образования и квалификационные требования, предъявляемые к должности "медицинской сестры-анестезиста" отличны от требований, предъявляемых к должности "фельдшер". Суды правильно указали, что медицинская сестра-анестезист, помимо соответствующего среднего профессионального образования, должна иметь сертификат специалиста по специальности "Анестезиология и реаниматология". Сведения о наличии у истца такого сертификата в материалах дела отсутствуют.
Отказывая в удовлетворении требований в части включения в специальный стаж периода работы в должности фельдшера выездного \ выездного фельдшера станции скорой медицинской помощи, суд указал на то, что такая должность не поименована в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, действовавших в период спорных отношений и в настоящее время.
Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, в специальный стаж подлежит включению работа среднего медицинского персонала в должностях: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер); фельдшер.
Постановлением Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2006 N 435 установлены тождества наименований иных должностей: "фельдшер выездной бригады", "фельдшер скорой помощи", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи", "фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи" и "фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи".
Отклоняя требования о включении указанного периода в расчетный стаж суд не дал оценки тому, что в соответствии с п. 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, такое право предоставлено врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Данный вывод соответствует указанию, содержащемуся в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в соответствии с абзацем третьим которого по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов, а согласно абзацу шестому этого же пункта в соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Согласно п.3 Списка, утвержденного постановлением Правительства от 22.09.1999 N1066, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления. Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего Постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 года.
Согласно справки ГБУ Республики Саха (Якутия) "Станция скорой медицинской помощи", уточняющей периоды работы, которые засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со. 31 Закона N400-ФЗ от 28.12.2013 "О страховых пенсиях" за подписью комиссии в составе главного врача, начальника отдела кадров и главного бухгалтера от ДД.ММ.ГГГГ, работодатель подтвердил, что Малкова Л.В. с ДД.ММ.ГГГГ принята санитаром, с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность фельдшера (приказ N N-к от ДД.ММ.ГГГГ) с ДД.ММ.ГГГГ переведена фельдшером выездной бригады реанимации и интенсивной терапии (приказ N-к от ДД.ММ.ГГГГ), с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время переведена на должность старшего фельдшера. Данные периоды, за исключением отпуска по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, указаны работодателем как стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Из Положения "О станции (отделении) скорой медицинской помощи, утвержденному приказом Минздрава СССР от 20 мая 19988 года N404 (утратил силу на основании приказа Минздрава России от 26.03.1999 N100) следует, что основными задачами станции (отделения) СМП являются оказание к максимальное коротко время после получения вызова скорой медицинской помощи заболевшим и пострадавшим на месте происшествия и во время их транспортировки и стационары, перевозка больных, нуждающихся в экстренной помощи. В целях реализации поставленных задач, станции скорой медицинской помощи были укомплектованы врачебным и средним медицинским персоналом.
Из штатного расписания Станции скорой медицинской помощи г. Якутска на 1997-2000 годы следует, что средний медицинский персонал состоял из фельдшера по лекарственному обеспечению, фельдшера-диспетчера, фельдшера-оператора, фельдшера по контролю за медицинским оборудованием, остальной штат фельдшеров (72, 5 единицы) значился как "фельдшеры выездные".
Из вышеизложенного следует, что при рассмотрении требований о включении в льготный стаж периода работы в должности "фельдшера выездного\ выездного фельдшера" ГБУ РС (Я) "Станции скорой медицинской помощи с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ, судом допущена ошибка, выразившаяся в существенном нарушении норм материального права.
Суду апелляционной инстанции следовало привести выводы в отношении вышеуказанного периода и обстоятельств, подтверждающих работу в должности в должности "фельдшера выездного\ выездного фельдшера" ГБУ РС (Я) "Станции скорой медицинской помощи, дающей право на досрочное назначение пенсии, дать оценку указанным требованиям истца с учетом вышеприведенных норм материального права. Однако этого судебной инстанцией сделано не было, что привело к незаконному ущемлению пенсионных прав истца.
При таких обстоятельствах, определение суда апелляционной инстанции, как принятое с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, подлежит отмене.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции, в чьи задачи входит проверка законности принятого решения, следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от ДД.ММ.ГГГГ отменить, направить материалы дела на новое апелляционное рассмотрение в Верховный Суд Республики САХА (Якутия).
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.