Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Роженцевой Ю.В, Захарова Е.И, при секретаре судебного заседания Крикуновой Е.О, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N3а-7/2020) по административному исковому заявлению ФИО1 к Собранию депутатов Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании недействующими в части Правила землепользования и застройки территории Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, по апелляционной жалобе представителя Собрания депутатов Хабаровского муниципального района ФИО5 на решение Хабаровского краевого суда от 16 января 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено частично.
Заслушав доклад судьи Захарова Е.И, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО6, судебная коллегия по административным делам
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими Правила землепользования и застройки территории Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края, утвержденные Решением Совета депутатов Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 28.12.2012 N 52-241 в части распространения зоны делового, общественного и коммерческого назначения "О-1" на образуемый земельный участок, в части распространения действия санитарно-защитной зоны на образуемый земельный участок, о признании данной территории расположенной в зоне земель индивидуальной жилой застройки "Ж-1".
В обосновании исковых требований указывает, что истцу на праве пользования принадлежит земельный участок общей площадью 660 кв.м, расположенный по адресу "адрес". В 2018 году он обратился в Администрацию Хабаровского муниципального района Хабаровского края с заявлением о предварительном согласовании границ земельного участка. 23 ноября 2018 года ему было отказано в согласовании границ, со ссылкой на Правила землепользования и застройки территории Сергеевского сельского поселения. Считает, что оспариваемый нормативный акт нарушает его права и законные интересы.
Решением Хабаровского краевого суда от 16 января 2020 года административное исковое заявление удовлетворено частично, вышеуказанный акт признан недействующими с момента вступления решения суда в законную силу в части распространения действия санитарно-защитной зоны от планируемого к строительству на территории Сергеевского поселения объекта "банно-прачечный комбинат" на земельный участок, находящийся в пользовании ФИО1 В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
На указанное решение представителем Собрания депутатов Хабаровского муниципального района ФИО5 подана апелляционная жалоба, в обоснование которой указывает, что земельный участок, используемый ФИО1 не сформирован, границы и координаты поворотный точек не определены, земельный участок не поставлен на кадастровый учет, следовательно, он не является объектом правоотношений. Считает, что ФИО1 пользуется земельным участком без законных оснований, Земельный кодекс РФ не содержит такого понятия как пользование земельным участком.
В своих возражениях прокурор, участвовавший в деле, просил оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный истец ФИО1, представитель Собрания депутатов Хабаровского муниципального района Хабаровского края, представитель заинтересованного лица - администрации Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора, нашедшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
Решением Совета депутатов Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 28 декабря 2012 года N 52-241 утверждены Правила землепользования и застройки Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
Как указано в пунктах 1, 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ, части 1 статьи 7, пункте 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного акта, утверждение правил землепользования и застройки относятся к вопросам местного значения поселения, по которым представительный орган местного самоуправления поселения принимает муниципальные правовые акты.
С учетом этих положений обжалуемые Правила землепользования и застройки приняты уполномоченным органом в установленной форме с соблюдением правил официального опубликования. По этим основаниям решение суда не обжалуется.
Статьей 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает названный кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к этим отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации (часть 3 статьи 4 Градостроительного кодекса РФ), к которому относится и законодательство о санитарном благополучии населения.
Согласно пункту 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к документам градостроительного зонирования относятся правила землепользования и застройки.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальными зонами признаются зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно части 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам.
В соответствии с частью 2 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Согласно выписке из похозяйственной книги от 03 декабря 2018 года, в пользовании ФИО1 находится земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 660 кв.м, расположенный по адресу "адрес". Запись сделана ДД.ММ.ГГГГ
В похозяйственных книгах администрации Сергеевского сельского поселения за 1998-2011 годы также имеются сведения об использовании семьей административного истца спорного земельного участка.
В 2018 году ФИО1 обратился в администрацию Хабаровского муниципального района Хабаровского края с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.
23 ноября 2018 года администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края администратиывному истцу отказано в удовлетворении его заявления, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок пересекает границы территориальной зоны делового, общественного и коммерческого назначения "О-1" и земель общественного пользования, земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне.
Судебная коллегия соглашается с выводом краевого суда о том, что отнесения земельного участка, который формирует ФИО1, к функциональной зоне "О-1" - зона делового, общественного и коммерческого назначения, не противоречит градостроительному и земельному законодательству, не нарушает прав ФИО1
Оставляя исковые требования истца о признании территории, на которой расположен земельный участок зоной земель индивидуальной жилой застройки "Ж-1", суд сделал правильный вывод о том, что утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения поселения и не входит в полномочия суда.
В данной части решение суда не обжалуется и оснований для иных выводов у судебной коллегии не имеется.
Также судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что санитарно-защитная зона, распространяющая свое действие на спорный земельный участок, используемый административным истцом, установлена в нарушении требований законодательства, действовавшего на момент принятия Правил землепользования и застройки.
Из материалов дела следует и судом установлено, что используемый истцом земельный участок расположен в границах отображенной в Правилах землепользования и застройки проектируемой санитарно-защитной зоны от зоны производственно-коммунальных объектов III-IV класса вредности от планируемого объекта (банно-прачечный комбинат).
В нарушении положений Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ, Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74 проектируемая санитарно-защитная зона в селе Сергеевка постановлениями и решениями должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в границах расположения земельного участка, используемого административным истцом, не устанавливалась. Проект санитарно-защитной зоны с обоснованием её размеров, соответствующее решение Главного государственного санитарного врача Российской Федерации или субъекта Российской Федерации об установлении санитарно-защитной зоны стороной ответчика не представлены.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ (далее Федеральный закон N 137-ФЗ) право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации 2001 года, сохраняется.
В силу положений пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ, если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Учитывая, что согласно материалам дела в похозяйственных книгах администрации Сергеевского сельского поселения за 1998-2011 годы имеются сведения об использовании семьей административного истца спорного земельного участка, довод жалобы о том, что ФИО1 пользуется земельным участком без законных оснований, является необоснованным.
По указанным основаниям подлежит отклонению и довод жалобы о том, что земельный участок не сформирован, на кадастровый учет не поставлен.
Решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, и оснований для его отмены, в том числе по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Хабаровского краевого суда от 16 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Собрания депутатов Хабаровского муниципального района ФИО5 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.