Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Красиковой О.Е, судей Ненашевой Е.Н, Захарова Е.И, при секретаре судебного заседания Таран И.А, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело (N) по административному исковому заявлению АО "Тепловодоканал" о признании недействующим приложение N 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 15 декабря 2017 года N 582-НПА "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые АО "Тепловодоканал" потребителям на территории муниципальных образований сельское поселение "Урюмское", городское поселение "Аксеново-Зиловское" муниципального района "Чернышевский район", на 2017-2019 годы" в редакции приложения N 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 20 декабря 2018 года N 723-НПА "О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые АО "Тепловодоканал" потребителям на территории муниципальных образований сельское поселение "Урюмское", городское поселение "Аксеново-Зиловское" муниципального района "Чернышевский район", на 2017-2019 годы", по апелляционной жалобе Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края на решение Забайкальского краевого суда от 06 февраля 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Захарова Е.И, выслушав пояснения представителя Региональной службы по тарифам и ценообразованию ФИО3, представителя АО "Тепловодоканал" ФИО7, представителей Губернатора Забайкальского края ФИО8, ФИО9, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ ФИО4, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
приложением N 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее РСТ) от 15 декабря 2017 года N 582-НПА установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе тепловодоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые АО "Тепловодоканал" потребителям на территории муниципальных образований сельское поселение "Урюмское", городское поселение "Аксеново-Зиловское" муниципального района "Чернышевский район", на 2017-2019 годы.
Приказом РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2018 года N 723-НПА в приказ РСТ Забайкальского края от 15 декабря 2017 года N 582-НПА внесены изменения, приложение N 1 изложено в новой редакции.
Акционерное общество "Тепловодоканал" обратилось с административным исковым заявлением о признании недействующим в части приложение N 1 к указанному приказу.
Исковые требования мотивированы тем, что при установлении оспариваемых тарифов РСТ, определяя расходы на оплату труда работников АО "Тепловодоканал", не применил тарифную ставку рабочего места первого разряда и межразрядные тарифные коэффициенты, предусмотренные Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 годы. Данные обстоятельства повлекли существенное занижение расходов на оплату труда работников, учитываемых в составе необходимой валовой выручки, и установлению экономически необоснованного тарифа на тепловую энергию.
Решением Забайкальского краевого суда от 06 февраля 2020 года административное исковое заявление удовлетворено, приложение N 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 15 декабря 2017 года N 582-НПА "Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячее водоснабжение), поставляемые АО "Тепловодоканал" потребителям на территории муниципальных образований сельское поселение "Урюмское", городское поселение "Аксеново-Зиловское" муниципального района "Чернышевский район", на 2017-2019 годы" признано недействующим со дня его принятия.
На указанное решение и.о. руководителя Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края Морозовой Е.А. подана апелляционная жалоба, в которой просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, указывая, что оспариваемый приказ должен быть отменен с момента вступления решения суда в законную силу, но так как на момент вынесения решения он утратил силу в связи с истечением срока действия, то дело должно было быть прекращено. Не согласна с выводами суда о применении норм Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы. В случае применения расчета, предоставленного в суд первой инстанции, экономически обоснованный тариф увеличится на 61, 76 % к 2018 году и на 46, 47 % к 2019 году, что, в соответствии со статьей 157.1 Жилищного кодекса РФ не допускается и ухудшит положение населения.
В возражениях на жалобу представитель АО "Тепловодоканал" ФИО6 и прокурор, участвовавший в деле, просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель Региональной службы по тарифам и ценообразованию ФИО3, участвующая в деле путем видеоконференцсвязи, доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель АО "Тепловодоканал" ФИО7, участвующий в деле путем видеоконференцсвязи, считает, что решение вынесено законно, обоснованно и оснований для его отмены не имеется.
Представители заинтересованного лица - Губернатора Забайкальского края ФИО8, ФИО9, участвующие в деле путем видеоконференцсвязи, согласны с доводами апелляционной жалобы, просили удовлетворить ее.
Представители заинтересованных лиц - городского поселения "Аксеново-Зиловское", сельского поселения "Урюмское" муниципального района "Чернышевский район" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего, что решение следует оставить без изменения, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется на основе принципов, установленных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" (далее - Основы ценообразования и Правила регулирования), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года N 760-э (далее - Методические указания), иными нормативными правовыми актами.
Как указано в статье 2 Закона о теплоснабжении регулируемый вид деятельности в сфере теплоснабжения - вид деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию.
Согласно пункту 5.1 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении, тарифы на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) подлежат государственному регулированию.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 года N 196 региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов в пределах установленных полномочий, в т.ч. осуществляет государственное управление и регулирование цен (тарифов) в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов), за исключением регулирования цен (тарифов), относящегося к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
Из пункта 13.2.12 положения следует, что Служба принимает нормативные правовые акты об установлении (за исключением ценовых зон теплоснабжения) тарифов на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).
Как правильно установлено судом первой инстанции, приказы Региональной службы по тарифам и ценообразования Забайкальского края от 15 декабря 2017 года N 582-НПА, от 20 декабря 2018 года N 723-НПА приняты уполномоченным органом, в установленном порядке опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации http:/право.забайкальский край.рф) и по этим основаниям не обжалуется.
Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и полномочий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя, определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями (пункты 2, 8 части 1 статьи 7 Закона о теплоснабжении).
Согласно части 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении методами регулирования тарифов в сфере теплоснабжения являются: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод индексации установленных тарифов; метод обеспечения доходности инвестированного капитала; метод сравнения аналогов.
Из оспариваемого решения и материалов дела следует, что АО "Тепловодоканал" осуществляет производство, передачу, распределение тепловой энергии на территории муниципальных образований сельское поселение "Урюмское", городское поселение "Аксеново-Зиловское" муниципального района "Чернышевский район" с использованием объектов тепловодоснабжения, переданных обществу на основании концессионного соглашения от 06 октября 2017 года, заключенных с муниципальными образованиями и Забайкальским краем. Срок действия соглашений установлен до 5 октября 2020 года.
В приложениях к концессионным соглашениям установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности общества в отношении объектов теплоснабжения, в т.ч. установлен базовый уровень операционных расходов.
Установив, что тарифным органом размер базового уровня операционных расходов на первый год регулирования для АО "Тепловодоканал" установлен ниже размера базового уровня операционных расходов, установленных в указанных выше концессионных соглашениях, что при этом соглашение об изменении долгосрочных параметров регулирования между сторонами концессионных соглашений достигнуто не было, сославшись на пункты 29, 32, 33 Правил регулирования, пункт 51 Основ ценообразования, пришел к обоснованному выводу о том, что установленные для АО "Тепловодоканал" РСТ Забайкальского края тарифы на водоснабжение являются необоснованными.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих указанные выводы краевого суда.
В соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования, при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.
Согласно пункту 73 Основ ценообразования величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 57 - 66 настоящего документа с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом. Величина операционных расходов определяется в соответствии с пунктами 58 - 60 настоящего документа и включает также другие расходы, осуществляемые за счет прибыли регулируемой организации.
Текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя (пункт 57 Основ ценообразования).
Из подпункта "в" пункта 58 Основ ценообразования следует, что операционные расходы включают в себя расходы на оплату труда.
В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Отраслевое тарифное соглашение, которое может заключаться на федеральном уровне социального партнерства, устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли и действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение, работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения. Такое соглашение распространяется на работодателя в полном объеме при отсутствии его мотивированного письменного отказа от присоединения к соглашению в порядке и сроки, предусмотренные трудовым законодательством (часть 8 статьи 45, части 3 и 9 статьи 48 Трудового кодекса РФ).
Как правильно установлено судом, административный истец не заявлял письменный мотивированный отказ присоединиться к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утвержденному Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 8 декабря 2016 г, следовательно, на него распространяется действие этого соглашения в сфере оплаты труда.
В приложении 3 указанного выше Отраслевого соглашения приводится рекомендованная тарифная сетка для тарификации трудовой деятельности работников и создания системы оплаты труда в организации на 2017 - 2019 годы.
Установив, что при расчетах плановых затрат на оплату труда РСТ использовались тарифные коэффициенты, утвержденные недействующим, на момент издания приказа, постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 г. N 256, что размеры данных тарифных коэффициентов, значительно ниже тарифных коэффициентов, установленных как в штатном расписании Общества, так и в Отраслевом соглашении, краевой суд пришел к выводу об отсутствии надлежащего экономического обоснования рассчитанных РСТ расходов на оплату труда, подлежащих включению в состав необходимой валовой выручки Общества.
Каких-либо мотивов, обоснований отклонения предложения АО "Тепловодоканал", неприменения положений ОТС, анализа экономической обоснованности предложения Общества в части установления размеров тарифных ставок, в том числе с учетом данных об организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, расчета обоснованных тарифных коэффициентов либо средневзвешенного межразрядного коэффициента, как правильно установилсуд первой инстанции, в экспертном заключении не приведено.
В протоколе заседания Правления РСТ Забайкальского края от 15 декабря 2017 г. N 93 названные сведения и выводы также отсутствуют.
Ссылка в апелляционной жалобе на письмо Общероссийского отраслевого объединения от 03 февраля 2020 года является необоснованной, противоречит нормам федерального законодательства и подлежит отклонению.
Таким образом, у суда первой инстанции имелись правовые основания для вывода о том, что оспариваемые Обществом тарифы установлены из неверно определенного тарифным органом размера НВВ, а доводы апелляционной жалобы о нарушении положений статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть приняты во внимание.
Согласно части 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации. Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (часть 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 400 утверждены Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, согласно пункту 4 которых предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.11.2018 N 2490-р средний индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги для Забайкальского края на первое полугодие 2019 года установлен в размере 1, 7%, на второе полугодие 2019 года - 3, 2%.
Таким образом, предельный индекс не ограничивает рост тарифов на отдельные коммунальные услуги, а применяется к совокупному платежу за все коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление). Рост размера платы граждан по каждому виду коммунальных услуг, равно как и рост тарифов отдельных ресурсоснабжающих организаций может составить величину, отличную от утвержденных показателей.
Довод жалобы о необходимости прекращения производства по делу, основан на неправильном толковании норм права и не может являться основанием для отмены решения суда.
В силу части 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правового акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" следует, что при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта или акта, обладающего нормативными свойствами, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, заявителя, имея в виду то, что производство по делу подлежит прекращению, если в ходе его рассмотрения будет установлено, что оспариваемый акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы указанного лица, в частности, если суд установит, что нормативный правовой акт не применялся к административному истцу, заявителю, отсутствуют нарушение или угроза нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, заявителя. Вместе с тем в случаях, когда оспариваемый нормативный правовой акт до принятия судом решения в установленном порядке отменен, а также когда действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены права и законные интересы административного истца, заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц (часть 2 статьи 194, пункт 1 части 8, часть 11 статьи 213, пункт 1 части 2 статьи 214 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).
Учитывая, что оспариваемый приказ применялся и на его основании административный истец принимал оплату за оказываемые услуги по теплоснабжению, краевой суд обоснованно посчитал, что оспариваемый нормативный правовой акт в период действия нарушал права и законные интересы АО "Тепловодоканал", в связи с чем производство по делу не может быть прекращено.
Иных доводов, имеющих правовое значение по данному делу, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Забайкальского краевого суда от 06 февраля 2020 года оставить без изменений, апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.