Судебная коллегия по административным делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Тогубицкого В.А, судей: Гришина С.В. и Шендрикова И.В.
при секретаре судебного заседания Туалиеве И.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Тюленевой Н.А. на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 22 января 2020 г, которым удовлетворены заявленные требования майора Артемова Андрея Алексеевича о признании незаконными действий начальника филиала Федерального казенного учреждения "Управление Черноморского флота" - "91финансово-экономическая служба" (далее - ФЭС), связанных с прекращением выплаты ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Тогубицкого В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Артемов А.А. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором оспорил действия начальника ФЭС, связанные с прекращением с 1 августа 2019 г. выплаты ему денежной компенсации за наем жилого помещения. В связи с этим он просил обязать начальника ФЭС произвести ему выплату указанной компенсации за период с 1 августа по 31 декабря 2019 г.
Решением суда административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению автора жалобы, Артемов А.А. не вправе претендовать на денежную компенсацию за наем жилого помещения, поскольку был обеспечен жильем посредством предоставления жилищной субсидии, которую реализовал не по месту прохождения военной службы. В обоснование своей позиции представитель ответчика ссылается на определение Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018г. N 208-КГ18-19. Представитель административного ответчика полагает, что в данном случае административный истец претендует на реализацию одной и той же социальной гарантии одновременно по двум основаниям - путем приобретения жилья за счет предоставленной жилищной субсидии и получения денежной компенсации за наем жилого помещения, что законом не предусмотрено.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Удовлетворяя заявленные требования, гарнизонный военный суд исходил из того, что Артемов А.А. относится к категории военнослужащих, подлежащих обеспечению на весь период военной службы служебными жилыми помещениями, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет имеет право на обеспечение жильем по избранному постоянному месту жительства, в том числе посредством предоставления жилищной субсидии, поэтому, реализовав такое право в период прохождения службы в "адрес", право на обеспечение служебным жильем после перевода к новому месту службы в "адрес" он не утратил.
Однако с такими выводами суда нельзя согласиться, поскольку они основаны на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, повлекшем неправильное применение норм материального права.
Из послужного списка Артемова А.А. следует, что в 1991 году он поступил в военное училище и в 1995 году - окончил его с присвоением первого офицерского звания. Это обстоятельство имеет существенное значение для дела.
Согласно п. 1 ст. 15 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 г. N 4338-1 "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на первые пять лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) предоставлялись служебные жилые помещения или общежития, а при продолжении военной службы свыше этих сроков - жилые помещения на общих основаниях.
Названный Закон утратил силу в связи с принятием одноименного Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ (далее - Закон).
Согласно абзацу третьему п. 1 ст. 15 Закона военнослужащим-гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), признанным нуждающимися в жилых помещениях, предоставляется субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
Содержание приведенных норм указывает на то, что военнослужащие, заключившие контракт и назначенные после окончания военно-учебного заведения на воинские должности до 1 января 1998 г, подлежат обеспечению жилыми помещениями на общих основаниях по месту военной службы (в редакции предыдущего Закона - по истечении пяти лет военной службы после окончания военно-учебного заведения).
Каких-либо оснований для обеспечения таких военнослужащих жилыми помещениями для постоянного проживания не по месту военной службы в период ее прохождения не имеется. Право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства у них возникает только при увольнении с военной службы и только при наличии определенных условий, связанных с увольнением с военной службы по указанным в Законе основаниям при общей продолжительности военной службы 10 лет и более.
Следовательно, Артемов А.А, назначенный на первую офицерскую должность в 1995 году после окончания военного училища, вопреки выводу суда, к категории военнослужащих, подлежащих обеспечению на весь период военной службы служебным жильем, не относится, поэтому в период прохождения службы он имел право на реализацию жилищной субсидии лишь по месту ее прохождения.
Между тем по делу установлено, что с января 2012 года Артемов А.А. проходил службу в войсковой части N ("адрес"). Приказом командующего войсками Южного военного округа от 28 ноября 2014 г. он переведен в войсковую часть N ("адрес") в связи с назначением на новую воинскую должность. В декабре 2014 года ему предоставлена жилищная субсидия, которую он реализовал 15 января 2015 г, заключив договор купли-продажи жилого помещения с земельным участком в "адрес". К исполнению обязанностей по воинской должности по новому месту службы Артемов А.А. приступил 26 февраля 2015 г.
В соответствии с п. 7 ст. 15 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий в случае перевода к новому месту военной службы направляется туда после сдачи дел и освобождения от воинской должности, но не позднее чем через месяц со дня получения воинской частью приказа или письменного извещения о его переводе, кроме случаев, когда военнослужащий находится в отпуске, в командировке или на лечении.
Это требование регламентирует порядок и сроки перевода военнослужащего к новому месту военной службы, носит организационный характер, направлено на упорядочение процедуры перевода и обеспечивает эффективность деятельности по расстановке кадров с целью поддержания боевой готовности воинских подразделений. При этом юридическим основанием для выполнения этой процедуры является непосредственно приказ о таком переводе.
При таких обстоятельствах наличие приказа о переводе административного истца, безусловно определявшего "адрес" в качестве его нового места службы, предполагало возможность реализации им жилищной субсидии в этом населенном пункте. В любом случае правовых оснований для приобретения жилого помещения в месте, отличном от места прохождения военной службы, у Артемова А.А. не имелось.
В соответствии с п. 1, 3 ст. 15 Закона государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета. Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений.
Согласно ст. 93 и ч. 2 ст. 99 ЖК РФ служебное жилое помещение предоставляется в связи с прохождением службы только тем гражданам, которые не обеспечены жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Применение этих положений осуществляется в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
В соответствии с п. 8 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 27 мая 2016 г. N 303, выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений прекращается, в том числе по причине предоставления военнослужащим субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Действия Артемова А.А, связанные с реализацией жилищной субсидии после принятия командованием решения о его переводе в месте, отличном от места прохождения службы, направлены на искусственное создание условий нуждаемости в жилье по новому месту службы в "адрес", поэтому являются недобросовестными.
При таких данных предоставление Артемову А.А. жилищной субсидии обоснованно признано ФЭС обстоятельством, исключающим возможность обеспечения его денежной компенсацией за наем жилого помещения по месту прохождения службы в "адрес".
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 22 января 2020 г. по административному исковому заявлению Артемова Андрея Алексеевича отменить и принять по административному делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Артемова Андрея Алексеевича отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.