Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего
Койпиш В.В.
судей
Брандиной Н.В.
Игнатенко Т.А.
при секретаре
Пашковой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1540/2019 по иску Хамикоевой З. М. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) о признании права на назначение досрочной страховой пенсии и возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости досрочно
по апелляционной жалобе ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) на
решение Кольского районного суда Мурманской области от 24 декабря 2019 г, которым постановлено:
"Признать за Хамикоевой З. М. право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 24.06.2019.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) назначить Хамикоевой З. М. страховую пенсию по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 24.06.2019 года".
Заслушав доклад судьи Брандиной Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Хамикоева З.М. обратилась в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) (далее - УПФР в Кольском районе Мурманской области) о признании права на назначение досрочной страховой пенсии, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости досрочно.
В обоснование заявленных требований Хамикоева З.М. указала, что 27 марта 2019 г. она обратилась в УПФР в Кольском районе Мурманской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением пенсионного органа от 19 сентября 2019 г. истице отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа в районе Крайнего Севера, поскольку по подсчетам пенсионного органа документально подтвержденный стаж в районах Крайнего Севера составил 14 лет 09 месяцев 02 дня (при требуемом 15 лет при назначении пенсии в возрасте 49 лет).
Не согласившись с решением пенсионного органа, Хамикоева З.М. полагала, что поскольку с момента обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии (27 марта 2019 г.) и до момента принятия решения по нему (19 сентября 2019 г.), по состоянию на 28 июня 2019 г. она выработала необходимый стаж работы в условиях Крайнего Севера, у пенсионного органа были основания для назначения ей досрочной страховой пенсии по старости с 28 июня 2019 г.
Просила суд признать за ней право на назначение досрочной страховой пенсии по старости с момента возникновения у нее такого права, то есть с 28 июня 2019 г, обязать ответчика назначить ей досрочную пенсию с указанной даты.
Дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела истицы Хамикоевой З.М. и представителя ответчика УПФР в Кольском районе Мурманской области, возражавшего против удовлетворения иска в представленном письменном отзыве.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель УПФР в Кольском районе Мурманской области Назарова Ю.С. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать.
В обоснование жалобы приводит доводы о законности и обоснованности решения пенсионного органа об отказе истице в назначении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку на дату обращения с заявлением о назначении пенсии 27 марта 2019 г. Хамикоева З.М. не достигла возраста, установленного пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (50 лет), а 15-летний стаж работы в условиях Крайнего Севера, дающий право на дополнительное снижение возраста при определении права на пенсию по Списку N 2 (до 45 лет), у нее отсутствовал.
После 27 марта 2019 г. истица не обращалась в пенсионный орган с соответствующим заявлением о назначении пенсии, в связи с чем УПФР в Кольском районе Мурманской области не оценивало пенсионные права истицы после указанной даты.
В этой связи полагает, что суду следовало оставить исковое заявление Хамикоевой З.М. без рассмотрения, поскольку ею не соблюден установленный федеральным законом досудебный порядок урегулирования спора.
Также указывает, что в отсутствие обращения Хамикоевой З.М. с заявлением о назначении пенсии после 27 марта 2019 г, пенсионный орган был не вправе оценивать пенсионные права истицы в целях назначения пенсии.
Настаивает на том, что пенсия назначается с даты подачи гражданином соответствующего заявления о назначении пенсии.
Приводит также доводы о том, что исчислив истице достаточный 15-летний стаж работы в районах Крайнего Севера, суд принял во внимание лишь данные о стаже в соответствии с записями в её трудовой книжке, иных надлежащих доказательств в подтверждение учтенного судом стажа в решении не приведено.
Ссылаясь на статью 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пункт 84 Приказа Минтруда России от 28 ноября 2014 г. N 958н, пункт 5.2.67 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, пункты 3, 13 Порядка, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, указывает, что по общему правилу страховой и специальный стаж работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, учтенными на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (ИЛС).
Обращает внимание, что в выписке ИЛС истицы отсутствуют данные о ее стаже за 2019 г, поскольку срок исполнения страхователем обязанности по представлению сведений о стаже за 2019 г. наступает в период с января по март 2019 г. Пенсионный орган не вправе требовать у страхователя представить данные сведения ранее установленного срока, тогда как таким правом обладает застрахованное лицо.
Таким образом, при рассмотрении дела судом не установлена постоянная и полная занятость истицы выполнением работ в районах Крайнего Севера, отсутствуют соответствующие сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Считает, что при разрешении спора суд в нарушение статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вышел за пределы заявленных исковых требований, поскольку Хамикоева З.М. не просила о назначении пенсии с 24 июня 2019 г, заявленные исковые требования не уточняла.
Также указывает, что суд неправильно определилдату назначения истице пенсии - 24 июня 2019 г, поскольку она установлена судом ранее даты возникновения права.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Хамикоева З.М. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились истица Хамикоева З.М, представитель УПФР в Кольском районе Мурманской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке и просившие о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 4 названного Федерального закона (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлен заявительный порядок реализации права гражданина на назначение пенсии с учетом обращения гражданина в пенсионный орган с письменным заявлением и предоставлением необходимых документов.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 27 марта 2019 г. Хамикоева З.М, _ _ года рождения, зарегистрированная в системе обязательного пенсионного страхования 30 мая 2000 г, полагая, что имеет право на досрочную страховую пенсию по старости по достижении возраста 49 лет на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", обратилась в УПФР в Кольском районе Мурманской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением УПФР в Кольском районе Мурманской области от 19 сентября 2019 г. N * Хамикоевой З.М. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа (в районе Крайнего Севера).
Как следует из решения пенсионного органа, страховой стаж Хамикоевой З.М. учтен по 27 марта 2019 г. (согласно сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, отраженным в выписке из ИЛС) и составил 23 года 02 месяца 24 дня в календарном исчислении. Стаж работы в районах Крайнего Севера составил 14 лет 09 месяцев 02 дня; специальный стаж по Списку N 2 - 14 лет 06 месяцев 06 дней.
Ввиду отсутствия требуемого специального стажа в районе Крайнего Севера (для назначения досрочной страховой пенсии в возрасте 49 лет необходимо иметь 15 лет стажа работы в РКС) право на досрочную страховую пенсию по старости согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ отсутствует.
Обратившись с настоящим иском в суд, истица полагала, что поскольку необходимый стаж работы в районе Крайнего Севера ею выработан после обращения с заявлением о назначении пенсии и до принятия пенсионным органом соответствующего решения, то есть по состоянию на 19 сентября 2019 г. у нее имелся необходимый 15-летний стаж работы в РКС, соответственно, у нее возникло право на досрочное назначение пенсии и она вправе претендовать на назначение досрочной страховой пенсии по старости с момента возникновения права на нее.
Разрешая спор, суд первой инстанции верно исходил из того, что оценку пенсионных прав истицы пенсионному органу следовало провести по состоянию на момент принятия решения об отказе в установлении пенсии - 19 сентября 2019 г.
Установив, что согласно записям в трудовой книжке Хамикоевой З.М. она с 22 июня 2007 г. по настоящее время работает в АО "Кольская горно-металлургическая компания", период ее работы у указанного работодателя до 26 марта 2019 г. учтен пенсионным органом в стаж работы в районе Крайнего Севера, а по состоянию на 24 июня 2019 г. истицей выработан необходимый для досрочного назначения пенсии 15-летний специальный стаж (РКС), то есть на момент принятия ответчиком решения от 19 сентября 2019 г. истица отвечала требованиям для назначения досрочной страховой пенсии на основании пункта 2 части 1 статьи 30, статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении иска, признав за Хамикоевой З.М. право на назначение пенсии с 24 июня 2019 г. и возложив на ответчика обязанность назначить истице пенсию с указанной даты.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии с положениями пунктов 18, 19, 24, 41 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. N 884н, право на пенсию по поданному гражданином заявлению возникает не ранее чем со дня приобретения права на пенсию, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации должен оценить право гражданина на назначение пенсии на дату принятия им решения по заявлению о назначении пенсии, при том, что допускается подача заявления за месяц до достижения пенсионного возраста.
Изложенное свидетельствует о том, что ответчик должен был проверить, имеется ли у истицы право на назначение пенсии на дату вынесения им решения об отказе в назначении пенсии (19 сентября 2019 г.).
Такой вывод следует и из Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденного постановлениями Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 июня 2006 г, 14 июня 2006 г. (ответ на вопрос N 29), согласно которому пенсионные органы устанавливают наличие оснований для назначения пенсии у гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии, только за тот период, который предшествовал принятию ими решения об отказе в назначении трудовой пенсии.
Однако данная обязанность ответчиком не выполнена.
Поскольку судом первой инстанции не устанавливались юридически значимые обстоятельства, а именно в деле отсутствуют данные, подтверждающие стаж работы истицы в районе Крайнего Севера, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии, судебной коллегией истребована уточняющая справка работодателя истицы АО "Кольская горно-металлургическая компания" о периоде ее работы с 27 марта 2019 г. по 1 июля 2019 г, а от ответчика - актуальная выписка из данных индивидуального персонифицированного учета истицы. Из этих документов следует, что Хамикоева З.М. в период с 27 марта 2019 г. по настоящее время работает в АО "Кольская горно-металлургическая компания" на руднике "Северный", в том числе с 27 марта 2019 г. по 1 июля 2019 г. в качестве машиниста конвейера, занята, постоянно в течение полного рабочего дня (код позиции Списка N 2 - 2010100а-13777). Работодатель расположен в Печенгском районе Мурманской области, относящейся к районам Крайнего Севера. Отвлечений от работы за период с 27 марта 2019 г. по 1 июля 2019 г. нет. Основание: приказы за 2007-2020 гг.; табель учета рабочего времени за 2019 г.; штатное расписание за 2019 г.; личная карточка (форма Т-2).
Указанный период работы истицы также подтвержден данными выписки её индивидуального лицевого счета, представленной УПФР в Кольском районе Мурманской области.
Таким образом, вопреки приведенным в апелляционной жалобе доводам, собранными по делу доказательствами подтверждается период работы истицы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
При изложенных обстоятельствах судом первой инстанции сделан правильный вывод о наличии правовых оснований для удовлетворения иска, принимая во внимание, что ответчик отказал истице в назначении пенсии 19 сентября 2019 г, тогда как на эту дату у Хамикоевой З.М. уже возникло право на назначение пенсии.
Вместе с тем, правильно разрешив заявленные Хамикоевой З.М. требования, суд первой инстанции ошибочно указал дату возникновения у истицы права на пенсию и ее назначения - 24 июня 2019 г, поскольку в соответствии с представленными ответчиком возражениями относительно расчета специального стажа (РКС), необходимый 15-летний стаж на указанную дату еще не был выработан истицей, в связи с чем право на досрочную пенсию возникло у нее с 27 июня 2019 г. В этой связи судебная коллегия полагает необходимым изложить резолютивную часть решения в другой редакции с указанием на признание за Хамикоевой З.М. права на назначение досрочной страховой пенсии по старости с 27 июня 2019 г, возложении на ответчика обязанности назначить истице пенсию с указанной даты.
Судебная коллегия также отмечает, что в этом случае не будет выхода за пределы иска, поскольку, по существу, пенсия назначается позднее той даты, которая была указана истицей. Как следует из протокола судебного заседания от 10 декабря 2019 г, Хамикоева З.М. уточнила исковые требования в части даты возникновения у нее права на пенсию, полагала, что пенсия должна быть ей назначена с 24 июня 2019 г.
Ссылки в жалобе на несоблюдение истицей досудебного порядка урегулирования спора судебная коллегия считает необоснованными, поскольку ни процессуальным, ни пенсионным законодательством не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования пенсионных споров.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание выводов суда первой инстанции, судебной коллегией отклоняются по приведенным выше основаниям.
Нарушений норм материального и процессуального права, а также нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, являющихся безусловными основаниями для отмены решения, судом не допущено.
При таком положении решение суда по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Кольского районного суда Мурманской области от 24 декабря 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) - без удовлетворения, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции:
"Признать за Хамикоевой З. М. право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 27 июня 2019 г.
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Кольском районе Мурманской области (межрайонное) назначить Хамикоевой З. М. страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 27 июня 2019 г.".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.