Судебная коллегия по гражданским делам
Калужского областного суда в составе:
председательствующего Алиэскерова М.А, судей Романовой Е.А, Силаевой Т.Г, при секретаре Плиевой З.Г, с участием прокурора Антиповой Е.Ю, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу Романовой Е.А.
дело по апелляционным жалобам Министерства обороны Российской Федерации, федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Козельского районного суда Калужской области от 6 сентября 2019 года по иску Министерства обороны Российской Федерации к Слинькову Е. Б, Слинькову В. Е, Слиньковой О. Б. о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении и снятии с регистрационного учета, и встречному иску Слинькова Е. Б. к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о постановке на учет на получение жилья, УСТАНОВИЛА:
27 мая 2019 года Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к Слинькову Е.Б, Слинькову В.Е, Слиньковой О.Б. о прекращении права пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес", выселении их из указанного жилого помещения и снятии с регистрационного учета.
В обоснование исковых требований истец сослался на то, что указанная квартира относится к служебному жилищному фонду и была предоставлена Слинькову Е.Б. и членам его семьи в связи с прохождением им военной службы в войсковой части 54055 на основании ордера N 35 от 23 апреля 2003 года. Поскольку в настоящее время Слиньков Е.Б. не является военнослужащим и не состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, ответчики подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения.
26 июня 2019 года Слиньков Е.Б. предъявил встречный иск к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, просил признать его нуждающимся в предоставлении жилого помещения на состав семьи из трех человек: Слинькова Е.Б, Слинькову О.Б, Слинькова В.Е.; обязать ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации включить его в список граждан, подлежащих переселению из закрытого военного городка посредством получения денежной субсидии на приобретение в собственность жилого помещения на состав семьи из трех человек.
В обоснование требований указал, что проходил военную службу по контракту в войсковой части N 54055 Министерства обороны Российской Федерации. 5 июня 2003 года он досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта, общая продолжительность военной службы на момент увольнения составляла 20 лет 11 месяцев 17 дней. 22 июля 2003 года он был исключен из списка личного состава воинской части. 25 января 2018 года он обратился в территориальное отделение в городе Калуге "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма. Решением от 25 января 2018 года ему было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Представитель Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился.
Слиньков Е.Б, Слинькова О.Б. и их представитель Григорьева Г.И. возражали против удовлетворения иска Министерства обороны Российской Федерации, встречные исковые требования поддержали.
Слиньков В.Е, представитель ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, представители третьих лиц: ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и ОВМ МО МВД России "Козельский" в судебное заседание не явились.
Решением Козельского районного суда Калужской области от 6 сентября 2019 года постановлено:
в удовлетворении исковых требований Министерства обороны Российской Федерации к Слинькову Е.Б, Слинькову В.Е, Слиньковой О.Б. о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении и снятии с регистрационного учета отказать;
встречные исковые требования Слинькова Е.Б. к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о постановке на учет на получение жилья удовлетворить;
признать Слинькова Е.Б. нуждающимся в предоставлении жилого помещения на состав семьи из трех человек: Слинькова Е.Б, Слинькову О.Б, Слинькова В.Е.;
обязать ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации включить Слинькова Е.Б. в список граждан, подлежащих переселению из закрытого военного городка посредством получения денежной субсидии на приобретение в собственность жилого помещения на состав семьи из трех человек.
В апелляционной жалобе Министерством обороны Российской Федерации поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении иска Министерства обороны Российской Федерации и отказе в удовлетворении встречного иска Слинькова Е.Б.
В апелляционной жалобе ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации поставлен вопрос об отмене решения суда.
Выслушав Слинькова Е.Б, Слинькову О.Б, а также прокурора, полагавших, что решение суда является правильным, исследовав новые доказательства, проверив материалы дела, обсудив приведенные в апелляционных жалобах доводы и возражениях, поданных на них, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Слиньков Е.Б. проходил военную службу в войсковой части 54055 по контракту в звании майора.
5 июня 2003 года на основании приказа N 035 командира войсковой части 43176 Слиньков Е.Б. был досрочно уволен с военной службы в соответствии с абзацем "в" подпункта 2 "а" статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и воинской службе" (в связи с невыполнением условий контракта). 22 июля 2003 года был исключен из списков личного состава войсковой части.
На момент увольнения общая продолжительность военной службы составила 20 лет 11 месяцев 17 дней.
В период прохождения военной службы Слинькову Е.Б. и членам его семьи - супруге Слиньковой О.Б, сыновьям: Слинькову В.Е. (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) и ФИО9 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) на основании ордера N 35 от 23 апреля 2003 года, выданного начальником Козельской КЭЧ, предоставлена служебная квартира по адресу: "адрес".
Указанное жилое помещение находится в собственности Российской Федерации.
Постановлением Главы администрации МО "Город Козельск" Калужской области от 4 июля 2002 года N 364 спорная квартира была отнесена к служебным жилым помещениям для заселения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Согласно справке от 18 марта 2019 года N72/959 войсковой части 54055, Слиньков Е.Б. военнослужащим войсковой части не является, трудовых отношений с войсковой частью 54055 не имеет.
Жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", находится на территории закрытого военного городка N 5 города Козельска Калужской области на основании перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года N 752-р.
Указом Президента Российской Федерации N 239 от 23 мая 2019 года, вступившим в силу с 1 сентября 2019 года, установлены особенности жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков.
Согласно пункту 1 действие Указа распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в закрытых военных городках, прекративших служебные либо трудовые отношения с федеральными органами исполнительной власти, в ведении которых находятся закрытые военные городки (далее - федеральные органы исполнительной власти), имеющих на территориях закрытых военных городков жилые помещения в собственности, либо занимающих жилые помещения по договору социального найма, либо занимающих жилые помещения специализированного жилищного фонда, из которых они в соответствии с законодательством Российской Федерации не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения, и изъявивших желание переселиться из закрытого военного городка (далее - граждане), а также на членов их семей.Таким образом, для правильного разрешения настоящего спора необходимо установить наличие либо отсутствие у Министерства обороны Российской Федерации права выселить семью Слиньковых из спорного служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как следует из персональной карточки учета военнослужащего Слинькова Е.Б, нуждающегося в жилье, последний был поставлен на учет 10 сентября 1990 года. Снят с учета 23 апреля 2003 года в связи с получением служебного жилья по адресу: "адрес", общей площадью 70, 3 кв.м, в котором прописано четыре человека (том 2 л.д. 21).
Из личного дела (АД-43093) майора Слинькова Е.Б. следует, что при увольнении из Вооруженных сил Российской Федерации в 2003 году при подаче рапорта Слиньков Е.Б. указал, что жилой площадью обеспечен по установленным нормам, имеет трехкомнатную квартиру по адресу: "адрес", номер квартиры не указан.
В листе беседы о предстоящем увольнении с военной службы также указано, что Слиньков Е.Б. обеспечен жилой площадью по установленным нормам, по адресу: "адрес", место жительства избрано в г. Козельске Калужской области, направлен на учет в Военный комиссариат Козельского района Калужской области.
Таким образом, Слиньков Е.Б, имевший на момент увольнения общую продолжительность военной службы более 20 лет и в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" право на обеспечение его жилым помещением, считал, что данное право им реализовано, за счет спорной квартиры.
Кроме того, в собственности Слинькова Е.Б. в период с 29 декабря 2000 года до 6 апреля 2009 года находился жилой дом площадью 45 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", что следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 19 февраля 2018 года.
Однако в соответствии с положениями подпункта "б" пункта 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 года N 1054, основаниями признания граждан, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" (действовавшего на момент увольнения Слинькова Е.Б.) социальная норма площади жилья эквивалентна минимальному размеру предоставления жилых помещений, который устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от достигнутого уровня жилищной обеспеченности, состава семьи, применяемых типов жилых помещений в домах жилищного фонда социального использования и других факторов.
Согласно постановлению Законодательного собрания Калужской области N 63 от 30 июня 1994 года по состоянию на 22 июля 2004 года (момент увольнения Слинькова Е.Б.) размер социальной нормы площади жилья в Калужской области для соответствующей категории жилого помещения составлял 16 кв.м общей площади на 1 человека.
Таким образом, площадь жилого помещения, находившегося в собственности Слинькова Е.Б. на момент его увольнения, была менее социальной нормы площади жилья, установленной на 2003 год на состав семьи из четырех человек (Слинькова Е.Б, Слиньковой О.Б, Слинькова В.Е, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения).
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что Слиньков Е.Б. не стоял, но имел право стоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и, соответственно, его семья не могла быть выселена из указанного жилого помещений без предоставления другого жилого помещения.
В суде апелляционной инстанции Слиньковы пояснили, что при увольнении Слинькова Е.Б. им не разъяснялось право подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающихся, в связи с чем данный вопрос был поднят Слиньковым Е.Б. только 25 января 2018 года путем обращения его в территориальное отделение в г. Калуге ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации с соответствующим заявлением.
25 января 2018 года решением N 40-22/01 ФГКУ Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ Слинькову Е.Б. отказано в принятии на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма от Минобороны России.
Основанием для отказа Слинькову Е.Б. в принятии на учет нуждающихся послужило отсутствие документов, подтверждающих постановку на учет до момента увольнения Слинькова Е.Б, а также то обстоятельство, что на момент увольнения из рядов Вооруженных сил Слиньков Е.Б. являлся обеспеченным жилым помещением, соответственно, не имел права состоять на учете нуждающихся.
Вместе с тем установленный Указом Президента Российской Федерации N 239 от 23 мая 2019 года порядок жилищного обеспечения граждан Российской Федерации, подлежащих переселению из закрытых военных городков, а также установленные по делу и указанные выше обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что принятое судом решение об отказе в удовлетворении исковых требований Министерства обороны Российской Федерации о прекращении права пользования ответчиками служебным жилым помещением, их выселении и снятии с регистрационного учета и удовлетворении требований Слинькова Е.Б. о включении его в список граждан, подлежащих переселению из закрытого военного городка посредством получения субсидии на приобретение в собственность жилого помещения на состав семьи из трех человек, по существу является правильным.
При этом судебная коллегия считает необходимым исключить из абзаца 4 резолютивной части решения суда слово "денежной", поскольку в соответствии с пунктом 7 Указа Президента Российской Федерации N 239 от 23 мая 2019 года у ответчиков возникает право на получение социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии).
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
исключить из абзаца 4 резолютивной части решения Козельского районного суда Калужской области от 6 сентября 2019 года слово "денежной".
В остальном указанное решение оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства обороны Российской Федерации, федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.