Московский городской суд в составе председательствующего судьи Никишиной Н.В., при помощнике судьи Тришине Д.В., с участием прокурора апелляционного отдела уголовно-судебного управления прокуратуры г. Москвы Богдашкиной А.А., обвиняемого Исматова И.И., переводчика Ибодулаева С.С., защитника - адвоката Постнова А.В., представившего удостоверение и ордер, рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу защитника - адвоката Корчагина В.П. на постановление Кунцевского районного суда г. Москвы от 11 марта 2020 года, которым в отношении
Исматова И.И,.., обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного п. "в" ч.3 ст.158 УК РФ, продлен срок содержания под стражей на 1 месяц 26 дней, а всего до 11 месяцев 26 дней, то есть по 10 мая 2020 года включительно.
Этим же постановлением продлен срок содержания под стражей в отношении Р С.С, Н М.Н, Р Х.А, Р А.С, С С.К. Судебное решение в отношении указанных лиц не обжалуется.
Изучив материалы дела, выслушав выступления обвиняемого Исматова И.И. и защитника - адвоката Постнова А.В, поддержавших доводы апелляционной жалобы мнение прокурора Богдашкиной А.А, полагавшей необходимым постановление суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, суд апелляционной инстанции
УСТАНОВИЛ:
Настоящее уголовное дело возбуждено... года СО Четвертого управления МВД России в отношении неустановленных лиц по признакам преступления, предусмотренного п. "в" ч. 3 ст. 158 УК РФ.
Срок предварительного следствия по уголовному делу неоднократно продлевался, последний раз продлен 05.03.2020 года врио первого заместителя начальника ГСУ ГУ МВД России по г. Москве на 1 мес. 27 суток, а всего до 12 месяцев 00 суток, то есть до 11 мая 2020 года.
14 мая 2019 года Исматов И.И. задержан в порядке ст. 91, 92 УПК РФ, в тот же день ему предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного п. "б" ч.4 ст. 158 УК РФ.
15 мая 2019 года Замоскворецким районным судом г. Москвы в отношении Исматова И.И. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на 2 месяца, то есть до 14 июля 2019 года.
Срок содержания Исматова И.И. под стражей неоднократно продлевался, последний раз 09 января 2020 года Замоскворецким районным судом г. Москвы до 10 месяцев 00 суток, то есть до 14 марта 2020 года.
18 февраля 2020 года Исматову И.И. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного п. "в" ч.3 ст.158 УК РФ.
Следователь с согласия соответствующего руководителя следственного органа обратился в суд с ходатайством о продлении обвиняемому Исматову И.И. срока содержания под стражей, поскольку окончить расследование к указанному сроку не представляется возможным, в связи необходимостью проведения большого объема следственных и иных процессуальных действий, направленных на окончание предварительного следствия.
Постановлением Кунцевского районного суда г. Москвы от 11 марта 2020 года срок содержания Исматова И.И. под стражей продлен на 1 месяц 26 дней, а всего до 11 месяцев 26 дней, то есть по 10 мая 2020 года включительно.
Адвокат Корчагин В.П. в апелляционной жалобе в защиту обвиняемого Исматова И.И, выражая несогласие с постановлением суда, считает, что решение принято без учета разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41 от 19.12.2013 года "О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста или залога", поскольку в представленных материалах отсутствовали конкретные фактические данные, свидетельствующие о наличии обстоятельств, указанных в ст. 97 УПК РФ, позволяющих сделать обоснованный вывод, что обвиняемый скроется, окажет давление на иных участников уголовного судопроизводства либо воспрепятствует производству по делу, судом не было учтено, что Исматов И.И. ранее к уголовной и административной ответственности не привлекался, имел временную регистрацию в Москве, женат, на его иждивении находится четверо малолетних детей. Автор жалобы настаивает, что дело не представляет особой сложности, в следствие чего, продление срока стражи свыше 6 месяцев является незаконным. Полагает, что решение о продлении наиболее строгой меры пресечения принято лишь на основании тяжести обвинения. Просит отменить постановление Кунцевского районного суда г. Москвы от 11 марта 2020 года о продлении срока содержания под стражей Исматова И.И, в случае необходимости избрать ему меру пресечения в виде подписки о невыезде по месту его временной регистрации в г. Москве.
Проверив представленные материалы, выслушав выступления сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 109 УПК РФ продление срока содержания под стражей в качестве меры пресечения допускается до 12 месяцев в случае особой сложности уголовного дела в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений и при наличии оснований для избрания такой меры пресечения, по ходатайству следователя, внесенному с согласия руководителя следственного органа по субъекту Российской Федерации.
Из представленных материалов усматривается, что ходатайство следователя о продлении срока содержания под стражей в отношении обвиняемого Исматова И.И. возбуждено перед судом с согласия надлежащего руководителя следственного органа, соответствует требованиям ст. 109 УПК РФ и мотивировано необходимостью проведения процессуальных действий, связанных с установлением обстоятельств уголовного расследования и направлением дела в суд.
Разрешая ходатайство органов следствия о продлении обвиняемому срока содержания под стражей, суд проверил соблюдение по делу норм уголовно-процессуального закона, правильно пришел к выводу о необходимости продления Исматову И.И. срока содержания под стражей, поскольку он обвиняется в тяжком преступлении, за совершение которого уголовным законом предусмотрена возможность назначения наказания в виде лишения свободы на срок свыше 3 лет, учел конкретные обстоятельства дела и наличие у органов следствия данных о том, что нахождение обвиняемого на свободе, не исключит возможности скрыться от органов следствия и суда или иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
Судом первой инстанции, без вхождения в обсуждение вопросов, подлежащих разрешению при рассмотрении уголовного дела по существу, надлежаще проверена достаточность данных обоснованности подозрения в причастности Исматова И.И. к инкриминируемому преступлению, исходя из представленных копий материалов уголовного дела.
Выводы суда основаны на представленных в суд материалах, которые, как следует из протокола судебного заседания, были исследованы надлежащим образом непосредственно всеми участниками процесса.
Также, вопреки доводам жалобы, вывод суда об особой сложности уголовного дела является правильным и связан с производством по делу большого объема следственных и процессуальных действий, проведением длительных экспертиз.
Выводы суда о невозможности применения в отношении Исматова И.И. меры пресечения, не связанной с изоляцией от общества, в постановлении суда надлежаще мотивированы и основаны на материалах, подтверждающих законность и обоснованность принятого решения, при этом суд располагал необходимыми материалами дела и данными о личности обвиняемого, в том числе, на которые ссылается защита в жалобе. Основания избрания меры пресечения в виде заключения под стражу на настоящий момент не изменились и не отпали.
Кроме того, принимая решение о продлении меры пресечения, судом обоснованно учтено, что указанное ходатайство возбуждено следователем, в производстве которого находится уголовное дело, запрашиваемый срок содержания обвиняемого под стражей не превышает 12-ти месяцев, он направлен на проведение ряда следственных и процессуальных мероприятий, связанных с завершением расследования, соответствует сроку предварительного расследования, продленному до 11 мая 2020 года, следовательно, не противоречит требованиям ч.2 ст.109 УПК РФ.
Фактов волокиты, неэффективности предварительного расследования, несвоевременного проведения следственных действий, равно как и иных обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном продлении в отношении Исматова И.И. срока содержания под стражей, не установлено. Срок, на который обвиняемому продлена мера пресечения, соответствует объему предстоящих следственных действий и чрезмерно длительным не является.
Медицинских документов, свидетельствующих о наличии у Исматова И.И. заболеваний, препятствующих его содержанию в условиях следственного изолятора, в материалах дела не имеется.
Процедура рассмотрения судом ходатайства органа следствия о продлении срока содержания обвиняемого под стражей соответствует требованиям уголовно-процессуального закона. Судебное заседание проведено с соблюдением положений ст. 15 УПК РФ, в условиях состязательности сторон и при обеспечении участникам судопроизводства возможности обосновать свою позицию.
Постановление суда отвечает требованиям ч. 4 ст. 7 УПК РФ, основано на объективных данных, вынесено с соблюдением требований ст. ст. 97, 99, 108, 109 УПК РФ, с учетом основополагающих разъяснений, изложенных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ N 41 от 19.12.2013 г, а также норм международного права.
Нарушений уголовно-процессуального законодательства, влекущих отмену судебного решения, в том числе по доводам апелляционной жалобы, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для удовлетворения ходатайства об избрании иной меры пресечения суд апелляционной инстанции не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Кунцевского районного суда г. Москвы от 11 марта 2020 года о продлении срока содержания под стражей в отношении обвиняемого Исматова И.И. оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Никишина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.