Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.
и судей Климовой С.В, Рачиной К.А, при помощнике судьи фио, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Климовой С.В.
дело по апелляционной жалобе Смирнова П.А. на решение Гагаринского районного суда города Москвы от дата, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Смирнова Павла Анатольевича к УВД по ЮЗАО ГУ МВД РФ по г. Москве о признании отказа незаконным - отказать, УСТАНОВИЛА:
Смирнов П.А. дата обратился в суд с иском к Управлению внутренних дел по адрес Главного управления внутренних дел МВД Российской Федерации по городу Москве (далее - УВД ЮЗАО ГУ МВД России по г. Москве) о признании незаконным отказа в приеме на службу, обязании заключить трудовой договор (контракт) о приеме на службу в органы внутренних дел, мотивируя обращение тем, что оснований, предусмотренных ст. 17 Федерального закона от дата N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", для отказа в приеме на службу не имелось, поскольку документы, указанные в ст. 18 этого закона им представлены полностью, а требованиям, предъявляемым к лицу, поступающему на службу, он соответствует.
Истец в судебном заседании требования поддержал, представитель ответчика иск не признала.
дата судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит истец Смирнов П.А. по доводам своей апелляционной жалобы от дата.
В заседании судебной коллегии истец Смирнов П.А. доводы апелляционной жалобы поддержал; ответчик УВД ЮЗАО ГУ МВД России по г. Москве в судебное заседание не явился, направил письменные возражения на жалобу и просил о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого решения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Смирнов П.А, паспортные данные, дата обратился в УВД ЮЗАО ГУ МВД России по г. Москве с заявлением о приеме на службу в органы внутренних дел на должность участкового уполномоченного полиции ОУУП Отдела МВД России по адрес; согласно трудовой книжке с дата по дата истец работал в Восточном институте гуманитарных наук инженером-оператором, с дата по дата проходил службу в органах наркоконтроля, с дата по дата работал юрисконсультом в МУП "Информационно-расчетный производственный центр г. Щербинка", с дата по дата - главным специалистом в Администрации городского адрес, с дата по дата - главным специалистом в МКУ "Центр торгов", с дата по дата менеджером по продажам в наименование организации (л.д. 6-10); Смирнов П.А. имеет высшее образование с присуждением квалификации юрист по специальности "Юриспруденция" и экономист по специальности "Финансы и кредит" согласно дипломам Восточного института экономики, гуманитарных наук управления и права (адрес), выданным дата и дата (л.д. 20-23), является кандидатом юридических наук по решению диссертационного совета Академии экономической безопасности МВД России от дата (л.д. 24).
дата Смирнову П.А. вручено письменное уведомление о результатах рассмотрения документов, представленных для поступления на службу в органы внутренних дел, в котором сообщено о принятом УВД ЮЗАО ГУ МВД России по г. Москве решении об отказе в приеме на службу ввиду несоответствия требованиям ст. 17 Федерального закона от дата N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" по личным и деловым качествам (л.д. 34-35).
Из объяснений ответчика и представленных им доказательств следует, что причиной отказа в приеме на службу явилось получение из ФСКН России копии послужного списка Смирнова П.А, в котором имеются сведения о причинах увольнения из органов наркоконтроля дата с должности оперуполномоченного по особо важным делам 1 отдела Управления координации оперативно-розыскной деятельности Оперативно-розыскного департамента ФСКН России на основании подп. 12 п. 142 Положения о правоохранительной службе в органа по контролю за оборотом наркотиков и психотропных веществ в связи с однократным грубым нарушением или систематическим нарушением служебной дисциплины по результатам служебной проверки от дата (л.д. 31-33), а в своих объяснениях от дата Смирнов П.А. указал, что увольнение произведено ввиду допущенного им прогула, при этом до этого иных дисциплинарных взысканий он не имел (л.д. 30).
Разрешая спор с учетом установленных обстоятельств на основании объяснений сторон и представленных доказательств, суд первой инстанции, руководствуясь ст.ст. 14, 17, 19 Федерального закона от дата N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", приказа МВД России от дата N 50 "Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации", пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Смирнова П.А, поскольку право отбора кандидатов, способных по своим личным и деловым качествам выполнять обязанности службы в органах внутренних дел, отнесено действующим законодательством к компетенции уполномоченного руководителя, прием на работу (службу) и заключение трудовых договоров (контрактов) является исключительной компетенцией работодателя, который в целях эффективной экономической (служебной) деятельности и рационального управления (осуществления возложенных полномочий и функций) самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение работников) и заключает трудовые договоры (контракты) с конкретным лицом, ищущим работу, трудовое законодательство, равно как и положения Федерального закона от дата N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", не содержат норм, обязывающих работодателя заполнять вакантные должности или работы немедленно по мере их возникновения и осуществлять прием на работу (на службу), а решение об отказе в приеме истца на службу принято по результатам проверки сведений об истце.
Так, согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от дата N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от дата N 342-ФЗ), на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным данным федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.
В ст. 18 Федерального закона от дата N 342-ФЗ определен перечень документов, которые гражданин представляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган, подразделение для поступления на службу в органы внутренних дел, в том числе согласие, выраженное в письменной форме, на обработку персональных данных гражданина в целях изучения возможности приема его на службу в органы внутренних дел.
Порядок приема граждан на службу в органы внутренних дел, требования, предъявляемые к кандидатам, предусмотрены также Порядком организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от дата N 50.
Основной целью отбора граждан Российской Федерации на службу в органы внутренних дел Российской Федерации является прием на службу в органы внутренних дел граждан, способных выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел добросовестно, на высоком профессиональном уровне. Граждане, поступающие на службу в органы внутренних дел, должны владеть государственным языком Российской Федерации, соответствовать квалификационным требованиям, установленным Федеральным законом от дата N 342-ФЗ, быть способными по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника (п.п. 1, 2 Порядка).
В ч. 2 ст. 19 Федерального закона от дата N 342-ФЗ установлено, что уполномоченный руководитель в течение трех месяцев со дня принятия заявления обеспечивает проведение в отношении гражданина мероприятий, связанных с допуском к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, проверкой достоверности сообщенных им сведений, проверкой уровня физической подготовки, и направляет гражданина для прохождения медицинского освидетельствования (обследования) и проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору.
Срок проведения проверки достоверности сообщенных гражданином сведений может быть продлен уполномоченным руководителем до четырех месяцев с письменным уведомлением об этом гражданина (ч. 3 ст. 19 Федерального закона от дата N 342-ФЗ).
Согласно ч. 4 ст. 19 Федерального закона от дата N 342-ФЗ по результатам рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы внутренних дел, с учетом заключения военно-врачебной комиссии, результатов психофизиологических исследований (обследований), тестирования, направленных на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, уровня физической подготовки и личного поручительства уполномоченным руководителем принимается одно из следующих решений: 1) о заключении с гражданином трудового договора с условием об испытании, предусмотренном статьей 24 указанного федерального закона; 2) о допуске к участию в конкурсе на замещение должности в органах внутренних дел; 3) о заключении с гражданином контракта; 4) о направлении гражданина для поступления в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме; 5) об отказе гражданину в приеме на службу в органы внутренних дел или в направлении для поступления в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме.
Как неоднократно указывал в судебных постановлениях Конституционный Суд РФ, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, и требования к ним, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (Постановление от дата N 7-П, Определения от дата N 460-О, от дата N 566-О-О, от дата N 421-О).
Судебная коллегия с учетом приведенных нормативных положений и установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание особый характер и предназначение службы в органах внутренних дел, приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правильно признал законным решение ответчика об отказе Смирнову П.А. в приеме на службу в органы внутренних дел, поскольку данное решение было принято руководителем, наделенным полномочиями по рассмотрению документов, представленных гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, а принятое по этим документам решение основано, в том числе на оценке личных и деловых качеств кандидата, при этом нарушений права Смирнова П.А. на доступ к службе в органах внутренних дел ответчиком не допущено.
Указанная позиция согласуется с правовыми положениями, изложенными в Обзоре практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с прохождением службы федеральными государственными служащими (сотрудниками органов внутренних дел, сотрудниками органов уголовно-исполнительной системы, сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, сотрудниками иных органов, в которых предусмотрена федеральная государственная служба, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ дата, и правовыми позициями Конституционного Суда РФ.
Доводы апелляционной жалобы Смирнова П.А. о необходимости применения общих и специальных сроков давности привлечения к дисциплинарной ответственности, учитывая, что с момента нарушения служебной дисциплины в органах наркоконтроля прошло более 7 лет, а действующее законодательство не предусматривает запрет на поступление или восстановление на государственную службу при наличии дисциплинарного взыскания в виде увольнения, а также ссылки на нарушение ответчиком ст. 37 Конституции РФ о свободе труда и ст. 150 ГК РФ о нематериальных благах не влекут отмену решения суда, поскольку не опровергают вышеизложенные выводы о том, что решение об отказе в приеме истца на службу в органы внутренних дел принято уполномоченным лицом по результатам рассмотрения документов, представленных истцом для поступления на службу в органы внутренних дел, на основании оценки его личных и деловых качеств, а также о недопущении ответчиком нарушений права Смирнова П.А. на доступ к службе в органах внутренних дел.
При таких данных, судебная коллегия считает, что доводы апелляционной жалобы истца не содержат правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Гагаринского районного суда города Москвы от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Смирнова П.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.