Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Семченко А.В.
и судей Дегтеревой О.В, Жолудовой Т.В.
при помощнике судьи Кишкинской А.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В, гражданское дело (N2-2697/19) по апелляционной жалобе ГУ-ГУ ПФР N3 по г. Москве и Московской области на решение Лефортовского районного суда города Москвы от 17 сентября 2019 года, которым постановлено:
Исковые требования А. к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение страховой пенсии по старости удовлетворить частично.
Признать за А. право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 ФЗ "О страховых пенсиях".
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области включить в подсчет стажа, дающего право на назначение страховой пенсии в соответствии со ст. 8 ФЗ "О страховых пенсиях" А. периоды: с 21.02.1984 г. по 01.02.1986 г, с 02.11.1989 г. по 05.08.1992 г.
Обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N3 по г. Москве и Московской области назначить А. страховую пенсию по основаниям ст. 8 ФЗ "О страховых пенсиях" с 30.08.2018 г.
В остальной части иска отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истец А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение страховой пенсии по старости, включении периодов работы с 21.02.1984 по 20.09.2011, ссылаясь в обоснование требований на то, что 17.08.2018 г. он обратился с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 ФЗ "О страховых пенсиях", в назначении пенсии ему было отказано, в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Представитель истца по доверенности К. в суде поддержала исковые требования.
Представитель Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области по доверенности Т. в суде возражала против удовлетворения искового заявления.
Суд постановилприведенное выше решение, об отмене которого просит ГУ-ГУ ПФР N3 по г. Москве и Московской области по доводам своих апелляционной жалобы, ссылаясь на отсутствие ИПК для назначения пенсии и включении спорных периодов судом первой инстанции.
В заседании судебной коллегии представитель ответчика ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области по доверенности Ноздря А.ИН. не явился, о рассмотрении жалобы извещен и представил ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие, а также истец о рассмотрении жалобы извещен, ходатайств об отложении не заявил.
Исследовав материалы дела, выслушав возражения представителя истца по доверенности К, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно ст. 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.
Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная ч. 2 ст. 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.
С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6, 6 с последующим ежегодным увеличением на 2, 4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
Таким образом, в 2018 году продолжительность страхового стажа должна составить не менее 9 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента - не менее 13, 8.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 ФЗ "О страховых пенсиях", при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 ФЗ "О страховых пенсиях", за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 14 ФЗ "О страховых пенсиях", правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. С 01 января 2015г. вступили в силу Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N1015. В соответствии с указанными Правилами основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, включаемые в страховой стаж, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
До регистрации гражданина в качестве застрахованного лица периоды работы могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, знающих гражданина по совместной работе у одного работодателя, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно; при утрате документов о работе и невозможности их получения вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и других подобных причин не по вине работника периоды работы устанавливаются на основании показаний двух или более свидетелей, знающих этого работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за время, в отношении которого они подтверждают работу гражданина.
Согласно п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. N1015, при отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, А, *** года рождения, обратился 17 августа 2018 года в ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением комиссии ГУ-ГУ ПФР N 3 по г. Москве и Московской области от 16.11.2018 истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона РФ от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "O страховых пенсиях" установлен страховой стаж истца 11 лет 4 месяца 23 дня, однако указано на отсутствие индивидуального пенсионного коэффициента на дату обращения -10, 147, при требуемом 13, 8.
При повторном рассмотрении заявления истца, 03.04.2019 г. в страховой стаж А. были включены периоды общей продолжительностью 14 лет 08 месяцев 13 дней (п. 4 ст. 30 с учетом льготного исчисления военной службы по призыву), индивидуальный пенсионный коэффициент составил - 13, 09, при требуемом - 13, 8.
Как установлено судом, при рассмотрении вопроса о назначении истцу пенсии не была принята во внимание трудовая книжка *** - дата заполнения 25.10.1975 г, поскольку данная дата не соответствует дате изготовления бланков этой серии, в соответствии с информацией предоставленной ФГУП "***" Министерства финансов РФ об образцах трудовых книжек и вкладышей к ним, данный бланк трудовой книжки изготовлен в 1981 г. Кроме того, сведения о трудовой деятельности, внесенные несвоевременно, требуют подтверждения дополнительными документами, поскольку имеются записи, которые внесены с нарушением правил ведения трудовых книжек.
Также в страховой стаж истцу не включены периоды: с 21.02.1984 г. по 01.01.1986 г. - работа в ***, в основании записи об увольнении имеется не заверенное исправление, период не подтвержден компетентными органами Республики Армения, с 24.12.1988 г. по 28.04.1989 г. - работа в кооперативе "***", отсутствуют основания при зачислении и об увольнении, с 01.11.1989 г. по 05.08.1992 г. - печать при увольнении "***" не соответствует наименованию организации при приеме "***", отсутствует запись об увольнении (Республика Армения), с 02.03.1990 г. по 05.08.1992 г. - документально не подтверждены сведения в трудовой книжке компетентными органами Республики Армения, с 06.08.1992 г. по 10.09.1997 г. - так как документально не подтверждена уплата страховых взносов в ПФ РФ, согласно базе данных ПФР организация ООО "***" зарегистрирована 06.04.2009 г, других организаций с подобными наименованиями не выявлено, с 12.09.1997 г. по 15.08.2005 г. - работа в ООО "***", так как документально не подтверждена уплата страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, с 21.08.2005 г. по 20.05.2008 г. - работа в ООО "***", так как документально не подтверждена уплата страховых взносов в ПФ РФ, с 17.03.2011 г. по 20.09.2011 г. - в должности механика в ООО "***", так как в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствуют сведения об уплаченных страховых взносах, в соответствии с п. 2 ст. 14 ФЗ-400 периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального персонифицированного учета.
Рассматривая требования об обязании ответчика включить в подсчет страхового стажа истца спорные периоды с 21.02.1984 г. по 01.02.1986 г. и с 02.11.1989 г. по 05.08.1992 г, суд, оценив представленные доказательства, нашел их подлежащими удовлетворению, при этом ссылался на приказы Ереванского ПО "***", справку от 10.07.2019г. о принятии А. на работу в ГосАОЗТ "**" кладовщиком приказом N 153/л от 21.02.1984 и увольнении по собственному желанию приказом N 77/л от 01.02.1986 г, а также на справку от 13.07.2019 г. кооператива "***", в соответствии с которой истец с 01.11.1989г. был принят на работу в кооператив на должность материально- технического снабженца приказом N15 от 01.11.1989 г. и уволен по собственному желанию приказом N 61 от 05.08.1992 г, а также указанные периоды подтверждаются соответствующими записями в трудовой книжке.
При этом, судебная коллегия также учитывает, что при назначении пенсии, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г. (в данном случае из Республики Армения, являющейся участником названного Соглашения), и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда в части включенных периодов судом в страховой стаж истца, так как они отвечают требованиям действующего законодательства.
С учетом указанных периодов работы и учтенных периодов пенсионным органом, у истца А, *** года рождения, образуется на 30.08.2018 (60 лет) необходимый страховой стаж более 9 лет на 2018 год, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии по ст. 8 ФЗ "О страховых пенсиях".
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца о включении периода его работы в стаж для назначения пенсии с 24.12.1988 г. по 28.04.1989 г. в кооперативе "***" и с 02.03.1990 г. по 05.08.1992 г, суд верно исходил из того, что каких либо доказательств, подтверждающих трудовую деятельность истца в данные периоды представлены не были.
Кроме того, отказывая в части включения в общий страховой стаж периодов работы А. с 06.08.1992 г. по 10.09.1997 г. в ООО "***", с 12.09.1997 г. по 15.08.2005 г. в ООО "***", с 21.08.2005 г. по 20.05.2008 г. в ООО "***" и с 17.03.2011 г. по 20.09.2011 г. в должности механика в ООО "***", суд исходил из того, что документально не подтверждена уплата страховых взносов в Пенсионный фонд, в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица отсутствуют сведения об уплаченных страховых взносах.
Таким образом, принимая во внимание включенные судом периоды работы А, а также учтенные ответчиком периоды работы при обращении истца за назначением пенсии, стаж истца составляли более 9 лет, а также учитывая ответ пенсионного органа от 15.08.2019 по расчету стажа и ИПК (л.д. 55-57), с учетом всех периодов включенных судом и ответчиком, суд пришел к выводу о наличии у истца индивидуального пенсионного коэффициента требуемого 13, 8 баллов, соблюдении А. всех условий, предусмотренных ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в том числе ИПК для назначения страховой пенсии с 60 лет, назначил пенсию истцу с 30.08.2018 г, с даты достижения возраста 60 лет.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что на день назначения судом страховой пенсии истцу величина его индивидуального пенсионного коэффициента составила 13, 76 баллов, указанные обстоятельства не могут служить основанием для отмены решения суда, принимая во внимание расчеты ИПК, представленные ответчиком в справке от 15.08.2019 N203-ПК-7337 (л. д. 56-57) и установленного судом необходимого у истца индивидуального пенсионного коэффициента.
Другие доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции, изложенной ответчиком в суде первой инстанции, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и правильно признаны ошибочными по мотивам, подробно изложенным в решении суда, основаны на неверном толковании норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 17 сентября 2019 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.