Московский городской суд в составе председательствующего судьи фио, при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-226/2020 по административному исковому заявлению наименование организации к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной стоимости,
установил:
наименование организации обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением об установлении по состоянию на дата кадастровой стоимости в размере рыночной:
нежилых помещений общей площадью 12 110, 6 кв.м с кадастровым номером 77:02:0017001:5158, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Ботаническая, дом 41, корпус 7, в размере 369 18 983 руб.;
нежилых помещений общей площадью 12 942, 1 кв.м с кадастровым номером 77:02:0017001:5157, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Гостиничная, дом 10, корпус 5, в размере 388 899 153 руб.;
нежилого здания общей площадью 4 055, 7 кв.м с кадастровым номером 77:02:0017001:1044, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Гостиничная, дом 12, корпус 6, в размере 139 557 627 руб.
В обосновании заявленных требований ссылается на то, что являлся собственником указанных объектов недвижимости, кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки значительно превышает рыночную стоимость, в связи с чем, административный истец считает возможным воспользоваться своим правом установления кадастровой стоимости в размере рыночной, в подтверждении которой представляет отчет об оценке N68/18, подготовленный наименование организации.
В судебное заседание от представителя административного истца поступило заявление об уточнении исковых требований на основании выводов судебной оценочной экспертизы и отказе от иска в части установления кадастровой стоимости в отношении нежилых помещений общей площадью 12 110, 6 кв.м с кадастровым номером 77:02:0017001:5158, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Ботаническая, дом 41, корпус 7. В указанной части судом вынесено определении о прекращении производства по делу.
Представители Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, наименование организации в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, представили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствии, возражений относительно выводов судебной оценочной экспертизы не заявили.
С учетом надлежащего извещения сторон о времени и месте судебного разбирательства по делу, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителей сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 24.18 Федерального закона от дата N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суд или комиссии.
Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Пунктом 2 статьи 375, статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на дата года налогового периода, утвержденная в установленном порядке.
Следовательно, одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Поскольку административный истец являлся собственником нежилых помещений и нежилого здания, соответственно и плательщиком налога на имущество, суд считает, что он вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установление в отношении объектов недвижимости кадастровой стоимости в рыночном размере на дату, по состоянию на которую утверждена кадастровая стоимость.
Доводы представителя административного ответчика, изложенные в письменных пояснениях, о законности государственной кадастровой оценки, результаты которой в части просит пересмотреть административный истец не имеют правового значения для разрешения заявленных требований, поскольку проверка достоверности установленной в отношении объекта оценки кадастровой стоимости, равно как и законность нормативного правового акта об ее утверждении предметом рассмотрения по настоящему административному делу не являются.
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
В силу части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату по состоянию, на которую установлена его кадастровая стоимость.
Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если административные ответчики и заинтересованные лица возражают против удовлетворения заявления, они должны доказать неправильное определение величины рыночной стоимости, а также иные обстоятельства, подтверждающие их доводы.
Судом установлено, что административный истец по состоянию на оспариваемую дату являлся собственником:
нежилых помещений общей площадью 12 942, 1 кв.м с кадастровым номером 77:02:0017001:5157, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Гостиничная, дом 10, корпус 5;
нежилого здания общей площадью 4 055, 7 кв.м с кадастровым номером 77:02:0017001:1044, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Гостиничная, дом 12, корпус 6.
Кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости по состоянию на дата утверждена постановлением Правительства Москвы постановлением Правительства Москвы N790-ПП от дата "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на дата" и составила 1 135 412 633 руб. 16 коп. и 355 807 250 руб. 47 коп.
Заявление в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления Росреестра по Москве подано дата. Решением Комиссии от дата в удовлетворении заявления отказано.
Заявляя требование об определении кадастровой стоимости, административный истец представил в суд отчет об оценке N68/18, подготовленный наименование организации, согласно которому по состоянию на дата рыночная стоимость определена:
нежилых помещений общей площадью 12 942, 1 кв.м с кадастровым номером 77:02:0017001:5157, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Гостиничная, дом 10, корпус 5, в размере 388 899 153 руб.;
нежилого здания общей площадью 4 055, 7 кв.м с кадастровым номером 77:02:0017001:1044, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Гостиничная, дом 12, корпус 6, в размере 139 557 627 руб.
С учетом того, что представителем административного ответчика представлены замечания на указанный отчет об оценке, по административному делу назначена судебная оценочная экспертиза, на разрешение который поставлены вопрос о соответствии представленного отчета об оценке требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а в случае несоответствия вопрос о рыночной стоимости вышеуказанных объектов недвижимости по состоянию на дата. Проведение экспертизы поручено наименование организации.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы представленный отчет N68/18, подготовленный наименование организации, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки.
По состоянию на дата рыночная стоимость определена:
нежилых помещений общей площадью 12 942, 1 кв.м с кадастровым номером 77:02:0017001:5157, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Гостиничная, дом 10, корпус 5, в размере 591 590 000 руб.;
нежилого здания общей площадью 4 055, 7 кв.м с кадастровым номером 77:02:0017001:1044, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Гостиничная, дом 12, корпус 6, в размере 242 209 200 руб.
Оценив по правилам статей 82 и 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение судебной экспертизы в совокупности с другими доказательствами, суд приходит к выводу, что оно соответствует требованиям Федерального закона от дата N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", отвечает требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; заключение судебной экспертизы содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объектов недвижимости.
Выводы эксперта не противоречивы, аргументированы и последовательны, изложенные в них суждения не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение; расчет рыночной стоимости объектов недвижимости полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного и доходного подходов, отказ от затратного подхода мотивирован.
В ходе проведения работ по определению рыночной стоимости экспертом приведено описание объектов экспертизы, их местоположения, качественных и количественных характеристик, проанализирован рынок недвижимости в г. Москве, изложен краткий обзор основных характеристик рынка недвижимости Москвы, приведены ценообразующие факторы, влияющие на стоимость объектов исследования.
Итоговые расчеты свидетельствуют о том, что скорректированные стоимости объектов-аналогов находятся в пределах возможного коэффициента вариации, что подтверждает обоснованность подобранных аналогов и верность произведенных расчетов и примененных корректировок.
В сравнительном подходе были использованы аналоги, цены предложений которых попадают в определенный диапазон, конструктивно и по местоположению сопоставимы с объектами экспертизы.
В заключении приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации, а также методов и методик определения рыночной стоимости, отражен порядок проведения расчетов, позволяющий осуществить проверку результатов, полученных экспертом.
Заключение судебной экспертизы подготовлено экспертом, имеющим соответствующее образование, и предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу, что правильность заключения судебной экспертизы сторонами не опровергнута, возражений относительно ее выводов не представлено, ходатайство о назначении повторной экспертизы не заявлено, в связи с чем, устанавливает кадастровую стоимость нежилых помещений и нежилого здания, указанных выше, на основании выводов судебной оценочной экспертизы.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений об изменении кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Руководствуясь статьями 248, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление наименование организации к Правительству Москвы, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве удовлетворить.
Установить по состоянию на дата кадастровую стоимость равную рыночной:
нежилых помещений общей площадью 12 942, 1 кв.м с кадастровым номером 77:02:0017001:5157, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Гостиничная, дом 10, корпус 5, в размере 591 590 000 руб.;
нежилого здания общей площадью 4 055, 7 кв.м с кадастровым номером 77:02:0017001:1044, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Гостиничная, дом 12, корпус 6, в размере 242 209 200 руб.
Датой обращения в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве с заявлением является дата.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Московского городского суда фио
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.