Московский городской суд в составе председательствующего судьи Казакова М.Ю., при секретаре Тощакове В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-0489/2020 по административному исковому заявлению акционерного общества Управляющей наименование организации фио Закрытым паевым инвестиционным рентным наименование организации об установлении кадастровой стоимости объектов капитального строительства равной их рыночной стоимости, установил:
Административный истец обратился в Московский городской суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства с кадастровыми номерами: 77:01:0003022:2952, 77:01:0003020:2469, 77:01:0003020:2401, 77:01:0003020:2381, 77:01:0003020:2387, 77:01:0003020:2402, 77:01:0003020:2394, 77:01:0003020:2400, 77:01:0003020:2396, 77:01:0003020:2467, 77:01:0003020:2468, 77:01:0003020:2390, 77:01:0003020:2472, 77:01:0003020:2473, расположенных по адресу: адрес, д. 35, стр. 64, установленной по состоянию на 1 января 2018 года для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003022:2952 в размере 15 321 939, 61 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2469 в размере 20 468 579, 50 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2401 в размере 35 953 254, 37 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2381 в размере 42 426 093, 89 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2387 в размере 45 746 803, 68 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2402 в размере 51 245 545, 89 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2394 в размере 55 912 659, 55 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2400 в размере 77 249 998, 15 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2396 в размере 81 174 654, 01 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2467 в размере 83 946 675, 41 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2468 в размере 88 239 766, 53 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2390 в размере 95 511 984, 43 рублей; для объекта капитального строительства с
кадастровым номером 77:01:0003020:2472 в размере 96 897 332, 73 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2473 в размере 97 017 739, 20 рублей.
Просил установить кадастровую стоимость названных объектов капитального строительства, равной их рыночной стоимости, определённой в отчёте об оценке от 25 июня 2019 года N 0402/2019-1, подготовленным оценщиком наименование организации, по состоянию на 1 января 2018 года для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003022:2952 в размере 8 686 386, 70 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2469 в размере 9 210 603, 21 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2401 в размере 14 603 091, 16 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2381 в размере 19 120 570, 79 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2387 в размере 20 710 928, 17 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2402 в размере 29 947 675, 06 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2394 в размере 25 621 081, 07 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2400 в размере 31 637 061, 37 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2396 в размере 35 222 279, 20 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2467 в размере 37 958 300, 79 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2468 в размере 51 306 373, 37 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2390 в размере 43 524 819, 52 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2472 в размере 44 194 432, 15 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2473 в размере 44 252 659, 34 рублей.
В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что несоответствие, внесённой в Единый государственный реестр недвижимости, кадастровой стоимости названных объектов капитального строительства, их рыночной стоимости, нарушает права административного истца как плательщика налога на имущество организаций, в связи с необоснованным завышением налоговой базы по указанному налогу.
Административный истец полагает, что его права могут быть защищены посредством установления кадастровой стоимости объектов капитального строительства, равной их рыночной стоимости.
Стороны в судебное заседание не явились, просили о рассмотрении дела в отсутствие их представителей. Представитель административного истца уточнил ранее заявленные требования и просил установить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости равной рыночной определенной по состоянию на 1 января 2018 года в соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы.
Руководствуясь положениями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом постановлено о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся представителей сторон.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 3 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусмотрено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с настоящим Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с указанными положениями Правительством Москвы 21 декабря 2016 года принято постановление N 910-ПП "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимости в городе Москве и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП", в соответствии с пунктом 1 которого установлено, что с 1 января 2017 года государственная кадастровая оценка объектов недвижимости в городе Москве осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость - часть 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
В ходе судебного разбирательства установлено, что административный истец является доверительным управляющим Закрытого паевого инвестиционного рентного наименование организации. В состав Фонда входят объекты капитального строительства с кадастровыми номерами: 77:01:0003022:2952, 77:01:0003020:2469, 77:01:0003020:2401, 77:01:0003020:2381, 77:01:0003020:2387, 77:01:0003020:2402, 77:01:0003020:2394, 77:01:0003020:2400, 77:01:0003020:2396, 77:01:0003020:2467, 77:01:0003020:2468, 77:01:0003020:2390, 77:01:0003020:2472, 77:01:0003020:2473, расположенных по адресу: адрес.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", постановлением Правительства Москвы от 20 февраля 2013 года N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы", в целях реализации приказа Департамента городского имущества города Москвы от 19 февраля 2018 года N 20 "О проведении государственной кадастровой оценки объектов недвижимого имущества в 2018 году", пунктом 1 распоряжения Департамента городского имущества города Москвы от 29 ноября 2018 года N 40557 утверждены результаты определения кадастровой стоимости зданий, помещений, объектов незавершенного строительства, машино-мест и сооружений, расположенных на территории города Москвы, по состоянию на 1 января 2018 года.
Согласно названному распоряжению кадастровая стоимость по состоянию на 1 января 2018 года установлена для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003022:2952 в размере 15 321 939, 61 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2469 в размере 20 468 579, 50 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2401 в размере 35 953 254, 37 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2381 в размере 42 426 093, 89 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2387 в размере 45 746 803, 68 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2402 в размере 51 245 545, 89 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2394 в размере 55 912 659, 55 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2400 в размере 77 249 998, 15 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2396 в размере 81 174 654, 01 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2467 в размере 83 946 675, 41 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2468 в размере 88 239 766, 53 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2390 в размере 95 511 984, 43 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2472 в размере 96 897 332, 73 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2473 в размере 97 017 739, 20 рублей.
В Единый государственной реестр недвижимости внесены сведения об указанной кадастровой стоимости, которая подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 года.
Названные результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства затрагивают права и обязанности административного истца, поскольку он является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорных объектов недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из их кадастровой стоимости.
Оспаривая приведенную выше кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчёт об оценке рыночной стоимости от 25 июня 2019 года N 0402/2019-1, подготовленный оценщиком наименование организации, в котором по состоянию на 1 января 2018 года, определена рыночная стоимость для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003022:2952 в размере 8 686 386, 70 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2469 в размере 9 210 603, 21 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2401 в размере 14 603 091, 16 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2381 в размере 19 120 570, 79 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2387 в размере 20 710 928, 17 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2402 в размере 29 947 675, 06 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2394 в размере 25 621 081, 07 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2400 в размере 31 637 061, 37 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2396 в размере 35 222 279, 20 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2467 в размере 37 958 300, 79 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2468 в размере 51 306 373, 37 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2390 в размере 43 524 819, 52 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2472 в размере 44 194 432, 15 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2473 в размере 44 252 659, 34 рублей.
Частью 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, за исключением случаев освобождения от доказывания, определённых статьёй 64 настоящего Кодекса. Обязанность доказывания оснований, указанных в статье 248 настоящего Кодекса, лежит на административном истце.
Исходя из особенностей рассмотрения дел об оспаривании кадастровой стоимости, обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Административный ответчик, возражающий против удовлетворения заявленных требований, обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.
Определением суда по делу назначено проведение судебной оценочной экспертизы, производство которой поручено эксперту наименование организации фио
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 20 декабря 2019 года отчёт об оценке рыночной стоимости от 25 июня 2019 года N 0402/2019-1, подготовленный оценщиком наименование организации, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Определённая оценщиком в отчёте рыночная стоимость объектов капитального строительства не подтверждается. Рыночная стоимость по состоянию на 1 января 2018 года определена экспертом для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003022:2952 в размере 14 283 000 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2469 в размере 16 126 000 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2401 в размере 17 482 000 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2381 в размере 31 735 000 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2387 в размере 34 035 000 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2402 в размере 43 976 000 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2394 в размере 41 008 000 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2400 в размере 30 870 000 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2396 в размере 55 279 000 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2467 в размере 59 812 000 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2468 в размере 72 846 000 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2390 в размере 67 429 000 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2472 в размере 68 337 000 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2473 в размере 68 416 000 рублей.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" и пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания, и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (статья 67, часть 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). При исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность, содержащихся в нём, выводов.
В целях разъяснения или дополнения заключения суд может вызвать эксперта для допроса. При наличии в деле нескольких противоречивых заключений могут быть вызваны эксперты, проводившие как первичную, так и повторную экспертизу.
Не доверять выводам эксперта фио у суда оснований не имеется, так как они мотивированы, научно обоснованы. Экспертиза назначалась непосредственно судом и её производство поручалось выбранному им эксперту. Эксперт предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, его выводы объективны, а исследования проведены всесторонне и в полном объёме на строго научной и практической основе, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности.
Эксперт фио имеет высокую квалификацию и большой стаж работы в области оценочной деятельности, составленное экспертом заключение соответствует требованиям статьи 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных. Экспертом проведено исследование рынка недвижимости, обосновано выбраны объекты-аналоги, подходы и, применяемые в их рамках, методы оценки. Применяемые в процессе оценки, корректировки проведены обосновано по наиболее существенным ценообразующим факторам. Расчёты не содержат математических, методических, арифметических ошибок и являются правильными.
На представленный административным ответчиком анализ экспертного заключения, эксперт дал развернутые и полные письменные пояснения, приобщенные к материалам дела. Данные пояснения эксперта, которым суд по причинам, изложенным выше, доверяет, полностью опровергают доводы ответчика о несоответствии заключения судебной оценочной экспертизы требованиям законодательства.
Достоверных данных об иной рыночной стоимости объектов капитального строительства сторонами в суд не представлено.
Выводы о величине рыночной стоимости объектов капитального строительства, содержащиеся в отчёте об оценке рыночной стоимости от 25 июня 2019 года N 0402/2019-1, подготовленном оценщиком наименование организации, опровергаются заключением проведённой судебной экспертизы, в связи с чем суд относится критически к названному отчёту.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым положить в основу решения заключение судебной оценочной экспертизы и установить кадастровую стоимость равной рыночной, определённую по состоянию на 1 января 2018 года для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003022:2952 в размере 14 283 000 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2469 в размере 16 126 000 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2401 в размере 17 482 000 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2381 в размере 31 735 000 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2387 в размере 34 035 000 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2402 в размере 43 976 000 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2394 в размере 41 008 000 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2400 в размере 30 870 000 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2396 в размере 55 279 000 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2467 в размере 59 812 000 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2468 в размере 72 846 000 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2390 в размере 67 429 000 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2472 в размере 68 337 000 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2473 в размере 68 416 000 рублей.
С доводами, изложенными в письменных пояснениях, представителя Департамента городского имущества города Москвы о том, что административный истец не вправе обращаться с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости, согласиться нельзя, поскольку такое право предоставлено административному истцу Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Ссылки представителя Департамента городского имущества города Москвы на то, что сам факт расхождения величин кадастровой и рыночной стоимостей не свидетельствует о недостоверности первой, не могут повлиять на существо принимаемого судом решения, поскольку кадастровая стоимость по существу отличается от рыночной только методом её проведения (массовым характером). Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение её в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учёта уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в Единый государственный реестр недвижимости подлежат внесению сведения о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Датой обращения административного истца с требованием об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной необходимо считать дату его обращения в суд - 18 июля 2019 года.
Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, РЕШИЛ:
Административное исковое акционерного общества Управляющей наименование организации фио Закрытым паевым инвестиционным рентным наименование организации об установлении кадастровой стоимости объектов капитального строительства равной их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость равной рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2018 года, для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003022:2952 в размере 14 283 000 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2469 в размере 16 126 000 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2401 в размере 17 482 000 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2381 в размере 31 735 000 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2387 в размере 34 035 000 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2402 в размере 43 976 000 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2394 в размере 41 008 000 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2400 в размере 30 870 000 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2396 в размере 55 279 000 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2467 в размере 59 812 000 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2468 в размере 72 846 000 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2390 в размере 67 429 000 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2472 в размере 68 337 000 рублей; для объекта капитального строительства с кадастровым номером 77:01:0003020:2473 в размере 68 416 000 рублей.
Решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости. Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 18 июля 2019 года.
Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда Казаков М.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.