Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего: Петровой Ю.Ю.
судей Кузнецова С.Л, Сазоновой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-410/2019 по иску заместителя прокурора Няндомского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ "Мошинская средняя школа", администрации муниципального образования "Няндомский муниципальный район" о возложении обязанности обеспечить охрану объекта (территории) образовательного учреждения сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, по финансированию предприятий, по кассационной жалобе администрации муниципального образования "Няндомский муниципальный район" на решение Няндомского районного суда Архангельской области от 27 августа 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 5 декабря 2019 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Петровой Ю.Ю, объяснения прокурора Андреевой Н.А, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Няндомского районного суда Архангельской области от 27 августа 2019 г..исковые требования заместителя прокурора Няндомского района Архангельской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены; суд обязал МБОУ "Мошинская средняя школа", находящуюся по адресу: Архангельская область, Няндомский район, п/о Макаровская, д. Петариха, ул.
Школьная, д.2, обеспечить безопасные условия обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формой паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденными постановлением Правительства РФ от 7 октября 2017 г..N 1235, в срок до 1 января 2020 г..путем обеспечения охраны объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; обязал администрацию муниципального образования "Няндомский муниципальный район" в срок до 1 января 2020 г..обеспечить финансирование МБОУ "Мошинская средняя школа" для создания безопасных условий обучения в соответствии с требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 октября 2017 г..N 1235, в срок до 1 января 2020 г..путем обеспечения охраны объекта (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; с МБОУ "Мошинская средняя школа" в бюджет муниципального образования "Няндомский муниципальный район" взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 5 декабря 2019 г. решение Няндомского районного суда Архангельской области от 27 августа 2019 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования "Няндомский муниципальный район" ставит вопрос об отмене судебных постановлений, как вынесенных с нарушением требований закона.
Представители ответчиков администрации муниципального образования "Няндомский муниципальный район", МБОУ "Мошинская средняя школа", 3-их лиц Комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами, Управления образования администрации МО "Няндомский муниципальный район", Министерства образования и науки Архангельской области, Няндомского отдела вневедомственной охраны - филиала ФГКУ "Управление ведомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Архангельской области" о времени и месте рассмотрения дела были извещены направлением судебных повесток, полученных 21 апреля 2020 г, в судебное заседание не явились.
Руководствуясь положениями ст.379.5 ГПК РФ, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие ответчиков, третьих лиц, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции оснований для ее удовлетворения и отмены обжалуемых судебных постановлений не находит.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела такие нарушения норм материального права и процессуального права не были допущены судами первой и апелляционной инстанции.
Судами установлено и следует из материалов дела, МБОУ "Мошинская средняя школа" осуществляет образовательную деятельность, согласно устава учредителем и собственником имущества школы является муниципальное образование "Няндомский муниципальный район", функции и полномочия учредителя осуществляет администрация МО "Няндомский муниципальный район".
К компетенции образовательного учреждения относится, в том числе создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников школы.
Согласно абзацу 3 п.2.10 школа обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими сохранность жизни и здоровья обучающихся, работников школы.
В ходе проведенной прокуратурой Няндомского района Архангельской области проверки исполнения законодательства в сфере антитеррористической защищенности установлено, что здание и территория образовательного учреждения не охраняется сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, а договор на такую охрану не заключен.
Согласно паспорту безопасности МБОУ "Мошинская средняя школа", утвержденному директором МБОУ "Мошинская средняя школа" 30 марта 2018 года, названному образовательному учреждению присвоена 2 категория объекта.
Федеральным законом от 6 марта 2006 г. N35-Ф3 "О противодействии терроризму" (далее - Федеральный закон N35-Ф3) определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики проявлений терроризма.
В силу п. 7 ст. 2, ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона N35-Ф3 одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения, в целях осуществления которых юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Согласно подп. "а" и "б" п.4 и п.6 ч.1 ст.3 Федерального закона N35-Ф3 противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения и участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий ег проявлений (поди. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 Федерального закона N35-Ф3).
В соответствии с п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона N35-Ф3 Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорт безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Во исполнение вышеуказанных положений Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 7 октября 2017 г. N1235 "Об утверждении требований антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территории), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", которым установлены обязательные для выполнения организационные инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации.
В соответствии с подп."а" п.23 указанного постановления Правительства Российской Федерации в отношении объектов (территорий) второй категории опасности (к которым относятся школы и детские сады) дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлена терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма и экстремизма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.
В соответствии с п.3 ч. 1 ст. 17 названного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями финансированию муниципальных учреждений.
Исходя из содержания п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации", охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
В силу п.п.2 п.15 ч.3 ст.28 указанного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации, а также материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Руководствуясь приведенными нормами права, суд первой инстанции, пришел к выводу, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности, а именно обеспечение на объекте нахождения охранных структур с заключением соответствующего договора является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органов местного самоуправления, и заявленные прокурором требования удовлетворил, отклонив возражения администрации и Управления образования об отсутствии определенного источника финансирования и о выполнении обязательств по финансированию мероприятий антитеррористической направленности в рамках программы "Развитие образования на территории МО "Няндомский муниципальный район" на 2014-2021 годы", указав на отсутствие охраны с целью соблюдения уровня безопасности, установленного в отношении объектов (территорий) второй категории опасности, к которой относится МБОУ "Мошинская средняя школа".
Доводы представителей ответчика и третьего лица в части несогласия с указанным прокурором сроком выполнения требований - до 1 января 2020 года, были оценены судом первой инстанции как несостоятельные, принимая во внимание утверждение директором МБОУ "Мошинская средняя школа" паспорта безопасности МБОУ "Мошинская средняя школа" 30 марта 2018 года, и положения абзаца 2 п. 15 постановления Правительства РФ от 07.10.2017 N 1235 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", которыми установлен 12-месячный срок завершения антитеррористических мероприятий со дня утверждения акта обследования и категорирования объекта.
Апелляционная инстанция решение суда первой инстанции оставила без изменения, апелляционную жалобу МО "Няндомский муниципальный район" - без удовлетворения.
При этом, суд апелляционной инстанции, соглашаясь с решением суда первой инстанции указал, что финансирование деятельности школы относится к обязанностям муниципального образования как учредителя, недостаточность финансирования и вопросы экономической нецелесообразности признаны не имеющими юридического значения для рассмотрения спора.
Оценивая доводы апелляционной жалобы об утрате силы постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 N 1235 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", суд апелляционной инстанции указал, что на момент принятия решения постановление действовало, кроме того, постановление Правительства РФ от 07.11.2019 N 1421, которым вышеуказанный нормативный акт отменен, содержит указание о тождественных мерах охраны (ЧОП, ведомственная охрана), и лишь расширяет перечень ведомств, обеспечивающих безопасность.
Отклоняя ссылки апелляционной жалобы на постановление Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", апелляционная инстанция указала, что постановление в той части, на которую ссылается податель жалобы, касается порядка категоризации объектов, и порядка финансового планирования охранных мероприятий, в то время как в отношении МБОУ "Мошинская средняя школа" вторая категория безопасности установлена действующим паспортом безопасности и не пересмотрена до настоящего времени в порядке, предусмотренном вышеуказанным нормативным актом при отсутствии у суда компетенции по пересмотру категорий безопасности.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов основанными на правильном применении норм материального права и сделанными без нарушений норм процессуального права.
Доводы кассационной жалобы МО "Няндомский муниципальный район" повторяют правовую позицию, изложенную при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, тщательно исследованную и получившую верную оценку судов, оснований для несогласия с которой у суда кассационной инстанции не имеется.
Вопреки доводам кассационной жалобы возможность осуществления финансирования мероприятий по антитеррористической защищенности объектов за счет областного бюджета либо родителей учеников заявителем со ссылками на нормативные акты не мотивирована.
Как обоснованно было указано судом апелляционной инстанции ссылки на постановление Правительства РФ от 02.08.2019 N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", не имеют юридического значения, принимая во внимание регламентацию постановлением порядка категоризации объектов, и порядка финансового планирования охранных мероприятий, в то время как в отношении МБОУ "Мошинская средняя школа" вторая категория безопасности установлена действующим паспортом безопасности и до настоящего времени не пересмотрена.
Доводы кассационной жалобы фактически сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств, в связи с чем не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Няндомского районного суда Архангельской области от 27 августа 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 5 декабря 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.