Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего
Сорокина М.С, судей
Батялова В.А, Мироновой Н.В.
при секретаре
Щетинкиной К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "КС-Сервис" о признании недействующим решения правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 5 ноября 2019 г. N39/17-кс-2020 "О внесении изменений в решение правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 12 февраля 2019 г. N2/3-кс-2019 "О тарифах на водоотведение для общества с ограниченной ответственностью "КС-Сервис" (Оричевский район)" в части установления тарифов на водоотведение для общества с ограниченной ответственностью "КС-Сервис" на территории муниципального образования Мирнинское городское поселение Оричевского района Кировской области по апелляционной жалобе Региональной службы по тарифам Кировской области на решение Кировского областного суда от 17 января 2020 года, которым административное исковое заявление было удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Батялова В.А, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установила:
Решением правления региональной службы по тарифам Кировской области от 12 февраля 2019 г. N 2/3-кс-2019 "О тарифах на водоотведение для ООО "КС-Сервис" (Оричевский район)" установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности общества, тарифы на водоотведение на период с 2019 года по 2022 год.
Решением правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 5 ноября 2019 г. N39/17-кс-2020 "О внесении изменений в решение правления Региональной службы по тарифам по Кировской области от 12 февраля 2019 г. N2/3-кс-2019 "О тарифах на водоотведение для общества с ограниченной ответственностью "КС-Сервис" (Оричевский район)" произведена корректировка долгосрочных тарифов, установленных решением правления от 12 февраля 2019 г. N2/3-кс-2019.
Решение правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 5 ноября 2019 г. N39/17-кс-2020 опубликовано 5 ноября 2019 г. на официальном сайте органа регулирования www.rstkirov.ru, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов (пункт 3.1.7 Положения о Региональной службе по тарифам по Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области N144/365 от 1 сентября 2008 г.).
Общество с ограниченной ответственностью "КС-Сервис" (далее ООО "КС-Сервис") обратилось в Кировский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 5 ноября 2019 г. N39/17-кс-2020 "О внесении изменений в решение правления Региональной службы по тарифам по Кировской области от 12 февраля 2019 г. N2/3-кс-2019 "О тарифах на водоотведение для общества с ограниченной ответственностью "КС-Сервис" (Оричевский район)" в части установления тарифов на водоотведение для общества с ограниченной ответственностью "КС-Сервис" на территории муниципального образования Мирнинское городское поселение Оричевского района Кировской области. В обоснование требований указав, что решение от 5 ноября 2019 г. N39/17-кс-2020 опубликовано 5 ноября 2019 г. на официальном сайте органа регулирования www.rstkirov.ru ООО "КС-Сервис" не согласно с исключением Региональной службой по тарифам Кировской области из необходимой валовой выручки расходов на амортизацию по объектам системы водоотведения, принадлежащим обществу на основании концессионного соглашения N 4 от 8 августа 2018 г, в результате чего тарифы на водоотведение занижены.
Решением Кировского областного суда от 17 января 2020 года административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "КС-Сервис" удовлетворено, судом постановлено: "Признать не действующим с даты принятия решение правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 5 ноября 2019 г. N39/17-кс-2020 "О внесении изменений в решение правления Региональной службы по тарифам по Кировской области от 12 февраля 2019 г. N2/3-кс- 2019" в части исключения из валовой выручки расходов на амортизацию основных средств при установлении тарифа на водоотведение для общества с ограниченной ответственностью "КС-Сервис" на территории муниципального образования Мирнинское городское поселение Оричевского района Кировской области.
Взыскать с Региональной службы по тарифам Кировской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "КС-Сервис" 4500 рублей в возмещение судебных расходов по уплате госпошлины за рассмотрение административного иска.
Решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Региональной службы по тарифам Кировской области."
В апелляционной жалобе РСТ Кировской области просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных ООО "КС-Сервис" требований.
Прокурор, участвующий в деле, представил возражения, в которых считал необходимым решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Дмитриева М.С, полагавшего решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее Федеральный закон N416-ФЗ), Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 13 мая 2013 г. N 406 (далее - Основы ценообразования, Правила регулирования тарифов), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э (далее Методические рекомендации).
Расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из методов, предусмотренных пунктом 32 Федерального закона N416-ФЗ, в том числе методом индексации. Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных данной статьей, устанавливается Основами ценообразования.
В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.
Согласно пунктам 43, 77 Основ ценообразования расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, учитываемые в необходимой валовой выручке, рассчитываются в соответствии с Методическими указаниями.
В соответствии с пунктом 28 Методических указаний расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Из материалов дела следует, что 5 ноября 2019 г. правлением Региональной службы по тарифам Кировской области принято решение N39/17-кс-2020 "О внесении изменений в решение правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 12 февраля 2019 г. N2/3-кс- 2019 "О тарифах на водоотведение для общества с ограниченной ответственностью "КС-Сервис" (Оричевский район)", которым установлены тарифы на водоотведение для общества с ограниченной ответственностью "КС-Сервис" на территории муниципального образования Мирнинское городское поселение Оричевского района Кировской области.
В соответствии с Законом Кировской области от 26 июля 2001 г. N 1030 "О Правительстве и иных органах исполнительной власти Кировской области" и постановлением Правительства области от 25 марта 2008 г. N 126/94 "Об утверждении Типового положения об органе исполнительной власти Кировской области" постановлением Правительства Кировской области от 1 сентября 2008 г. N 144/365 утверждено Положение о региональной службе по тарифам Кировской области.
Региональная служба по тарифам Кировской области согласно пп. 1.1, 1.2 Положения о Региональной службе по тарифам Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области N144/365 от 1 сентября 2008 г, является исполнительным органом государственной власти (органом исполнительной власти) Кировской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области государственного регулирования цен (тарифов), подлежащих государственному регулированию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации и Кировской области, и контроль (надзор) за их применением в пределах компетенции. Основными задачами службы являются, в том числе, установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики и теплоснабжения.
Рассматривая дело, суд первой инстанции верно исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, с соблюдением требований, предъявляемых к его форме и виду, опубликован в установленном порядке и по данным основаниям не оспаривается.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, что ООО "КС-Сервис" осуществляет регулируемую деятельность по водоотведению на территории Мирнинского городского поселения Оричевского района.
Решением правления региональной службы по тарифам Кировской области от 12 февраля 2019 г. N 2/3-кс-2019 "О тарифах на водоотведение для ООО "КС-Сервис" (Оричевский район)" установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности общества, тарифы на водоотведение на период с 2019 года по 2022 год.
При установлении тарифов на водоотведение по разделу "Амортизация основных средств" экспертной группой региональной службы по тарифам учтены расходы исходя из балансовой стоимости, указанной в концессионном соглашении N 4 от 8 августа 2019 г, инвентарной карточки группового учета основных средств.
Решением правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 5 ноября 2019 г. N39/17-кс-2020 "О внесении изменений в решение правления Региональной службы по тарифам по Кировской области от 12 февраля 2019 г. N2/3-кс-2019 "О тарифах на водоотведение для общества с ограниченной ответственностью "КС-Сервис" (Оричевский район)" произведена корректировка долгосрочных тарифов, установленных решением правления от 12 февраля 2019 г. N2/3-кс-2019.
В ходе корректировки тарифов на водоотведение Региональной службой по тарифам Кировской области, в том числе, исключены из необходимой валовой выручки расходы на амортизацию по объектам системы водоотведения, принадлежащим обществу на основании концессионного соглашения N 4 от 8 августа 2018 г, по причине приобретения ООО "КС-Сервис" основных средств на безвозмездной основе (отсутствие затрат на приобретение или создание данных объектов), а также в связи с отсутствием утвержденной инвестиционной программы, источником финансирования которой планировалась амортизация
Из материалов дела следует, что 8 августа 2018 г. между МО Мирнинское городское поселение Оричевского района Кировской области (Концедент) и ООО "КС-Сервис" (Концессионер) и Кировской областью заключено концессионное соглашение N 4.
В соответствии с пунктом 1 концессионного соглашения ООО "КС- Сервис" обязуется за свой счет осуществлять реконструкцию и содержание объектов водоотведения, приведенных в Приложении N 1 и N 1.1, право собственности на которые принадлежат Концеденту, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру на срок, установленный Соглашением, права владения и пользования объектом Соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно пунктам 9, 10 раздела VI концессионного соглашения ООО "КС-Сервис" обязан учитывать объекты имущества, входящих в состав Соглашения, на своем балансе, вести их самостоятельный учет, производить начисление амортизации таких объектов. Амортизационные расходы учитываются при формировании тарифов на услуги ООО "КС-Сервис" в порядке, установленном законодательством РФ в сфере регулирования цен, тарифов.
В соответствии с пунктом 7 концессионного соглашения ООО "КС- Сервис" обязан осуществлять деятельность, указанную в пункте 1 концессионного соглашения, по регулируемым тарифам. Регулирование тарифов осуществляется методом индексации тарифа. Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности ООО "КС-Сервис" (долгосрочных параметров регулирования тарифов, в сфере водоотведения), определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения) на оказываемые услуги, согласованные с органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов), указаны в приложении N 6 к концессионному соглашению.
Обжалуя решение Кировского областного суда от 17 января 2020 года, РСТ Кировской области выражает свое несогласие с выводами суда первой инстанции, полагает их необоснованными, не соответствующими нормам действующего законодательства.
Судебная коллегия, изучив доводы апелляционной жалобы, во взаимосвязи с представленными в материалы дела доказательствами, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 16 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" объект концессионного соглашения и иное передаваемое концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущество отражаются на балансе концессионера, обособляются от его имущества. В отношении таких объекта и имущества концессионером ведется самостоятельный учет, осуществляемый им в связи с исполнением обязательств по концессионному соглашению, и производится начисление амортизации таких объекта и имущества.
В соответствии с пунктами 12, 13 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина Российской Федерации от 13.10.2003 N 91н, учет основных средств по объектам ведется с использованием инвентарных карточек учета основных средств, открываемых на каждый инвентарный объект.
Согласно пункту 9 статьи 258 Налогового кодекса РФ амортизируемое имущество принимается на учет по первоначальной стоимости, определяемой в соответствии со статьей 257 данного Кодекса.
В соответствии с абзацем десятым части 1 статьи 257 Налогового кодекса РФ первоначальная стоимость имущества, полученного в качестве объекта концессионного соглашения, определяется как рыночная стоимость такого| имущества, определенная на момент его получения и увеличенная на сумму расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию техническое перевооружение и доведение такого имущества до состояния в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с данным Кодексом.
Исходя из системного толкования приведенных норм имущество, переданное регулируемой организацией по концессионному соглашению учитывается ею на своем балансе, амортизация на имущество начисляется исходя из первоначальной стоимости, которая равна рыночной стоимости имущества на момент его получения.
Начисленная таким образом сумма амортизации подлежит учету при установлении тарифа на водоснабжение и водоотведение.
Как усматривается из Экспертного заключения от 05.11.2019, исключение регулирующим органом размера заявленной Обществом амортизации обусловлено тем, что административным истцом затраты на приобретение (создание) амортизируемых объектов не осуществлялись (получены на безвозмездной основе).
Ранее решением правления региональной службы по тарифам Кировской области от 12.02.2019 N 2/3-кс-2019 "О тарифах на водоотведение для ООО "КС- Сервис" (Оричевский район)" установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности общества, тарифы на водоотведение на период 2019 года по 2022 год. При установлении тарифов на водоотведение по разделу "Амортизация основных средств" экспертной группой региональной службы по тарифам были учтены расходы исходя из балансовой стоимости, указанных в концессионном соглашении N 4 от 08.08.2019, инвентарной карточки группового учета основных средств. Годовая сумма амортизации по расчету регулируемой организации составила 4 861 560, 00 руб.
Решением правления региональной службы по тарифам Кировской облав от 05.11.2019 N 39/17-кс-2019 в вышеуказанное решение правления от 12.02.2019 внесены изменения в части корректировки производственной программы общества в сфере водоотведения на 2020 год, а именно по статье "Амортизация основных средств" расходы на амортизацию исключены на основании письма ФАС России от 24.08.2018 ВК/76320/18.
В материалы тарифного дела истцом были представлены инвентарные карточки группового учета объектов основных средств. В рассматриваем случае административный истец произвел расчет сумм амортизации принятого по концессионному соглашению имущества исходя из его стоимости и срока полезного использования в соответствии с амортизационными группе имущества.
Учетной политикой Общества определено, что организация применяет линейный метод начисления амортизации. Следовательно, общество рассчитывает амортизацию в порядке, определенном статьей 259.1 Налогового кодекса РФ. Переданные ООО "КС-Сервис" объекты приняты предприятием к учету по первоначальной стоимости с одновременным отражением ранее начисленной амортизации. Определение обществом величины амортизации выполнено в соответствии с требованиями действующего законодательства к порядку определения стоимости амортизируемого имущества, полученного в качестве объекта концессионного соглашения.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам апелляционной жалобы, является правомерным вывод суда первой инстанции, что исключение Региональной службой по тарифам Кировской области из необходимой валовой выручки расходов на амортизацию по объектам системы водоотведения, принадлежащим обществу на основании концессионного соглашения N 4 от 8 августа 2018 г, привело к необоснованному занижению тарифа, скорректированные оспариваемым решением тарифы установлены не в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регулирующих отношения по установлению цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, в связи с чем права административного истца нарушены.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами и надлежащим образом аргументированы в обжалуемом решении.
Не допущено существенных процессуальных нарушений, которые бы привели к принятию неправильного решения, и судом первой инстанции.
Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции и получившим соответствующую правовую оценку, с учетом изложенных в настоящем апелляционном определении выводов судебной коллегии они повлечь отмену обжалуемого решения не могут.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос о его отмене и о принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления ООО "КС-Сервис", - оставлению без удовлетворения.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Кировского областного суда от 17 января 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам Кировской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Кировский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.