Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу главы Першинской сельской администрации Заводоуковского городского округа Алексеевой Эмилии Викторовны на постановление заместителя начальника МОНД и ПР N 7 УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области N53 от 26 июля 2019 года, решение судьи Заводоуковского районного суда Тюменской области от 09 сентября 2019 года, решение судьи Тюменского областного суда от 25 сентября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы Першинской сельской администрации Заводоуковского городского округа Алексеевой Эмилии Викторовны, установил:
постановлением заместителя начальника МОНД и ПР N 7 УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области N53 от 26 июля 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Заводоуковского районного суда Тюменской области от 09 сентября 2019 года и решением судьи Тюменского областного суда от 25 сентября 2019 года, глава Першинской сельской администрации Заводоуковского городского округа (далее - Першинская сельская администрация, администрация) Алексеева Э.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Алексеева Э.В. просит об отмене постановления должностного лица, а также судебных решений, прекращении производства по делу.
Должностное лицо административного органа, вынесшее постановление, уведомленное о подаче жалобы, возражение на нее не направил.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение тех же действий в условиях особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В силу статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "О пожарной безопасности") ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, должностные лица в пределах их компетенции. Указанные лица за нарушение требований пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
Согласно статье 19 Федерального закона "О пожарной безопасности", к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
В соответствии с положениями пункта 80 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме" (далее - Правила противопожарного режима), органами местного самоуправления поселений и городских округов для целей пожаротушения создаются условия для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях в соответствии со статьей 19 Федерального закона "О пожарной безопасности".
При наличии на территории объекта защиты или вблизи него (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.
В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности") пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.
В силу статьи 1 Федерального закона "О пожарной безопасности" под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статьей 63 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено, что первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе, реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности.
Из материалов дела следует, что глава Першинской сельской администрации Заводоуковского городского округа Алексеева Э.В. в период особого противопожарного режима, введенного на территории Тюменской области с 26 апреля 2019 года постановлением Правительства Тюменской области от 26 апреля 2019 г. N 121-п, допустила нарушения в области пожарной безопасности, а именно: в нарушение пункта 80 Правил противопожарного режима допустила использование естественного водоисточника с площадкой (пирсом) менее 12х12 метров без твердого покрытия для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, находящегося в с. Першино Заводоуковского района Тюменской области.
Нарушение указанных требований пожарной безопасности, допущенные должностным лицом, выявлено в ходе проверки, проведенной 15 мая 2019 года Заводоуковской межрайонной прокуратурой совместно с МОНД и ПР N 7 УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области в сфере соблюдения требований пожарной безопасности на территории Першинской сельской администрации.
В связи с допущенными нарушениями требований пожарной безопасности в отношении должностного лица - главы Першинской сельской администрации Алексеевой Э.В. прокурором 23 мая 2019 года возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По результатам рассмотрения дела заместителем начальника МОНД N 7 УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области 26 июля 2019 года вынесено постановление о привлечении главы Першинской сельской администрации Алексеевой Э.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения главой Першинской сельской администрации Алексеевой Э.В. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, в том числе: сведениями, указанными в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 23 мая 2019 года (л.д. 55-57), письменным объяснением Алексеевой Э.В. (л.д.58, 62), решением о проведении проверки (л.д. 59), письмом начальника МОНД и ПР N 7 УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области N 54 от 16 мая 2019 года (л.д.60-61), постановлением Правительства Тюменской области "О введении особого противопожарного режима" от 26 апреля 2019 г. N 121-п (л.д. 71-73), протоколом осмотра от 22 июля 2019 года с фототаблицей (л.д. 85-90), распоряжением о назначении Алексеевой Э.В. главой Першинской сельской администрации (л.д. 7), положением о Першинской сельской администрации Заводуоковского городского округа (л.д. 11-16), должностной инструкцией главы Першинской сельской администрации (л.д. 17), письмом комитета по делам ГО и ЧС (л.д.34), письмом главы Першинской сельской администрации от 30 апреля 2019 г. (л.д.37), представлением об устранении нарушений от 29 мая 2019 года (л.д. 79-80), а также иными доказательствами, которым должностным лицом и нижестоящими судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, регулирующего указанные правоотношения, не свидетельствует об ошибочности их выводов и о наличии оснований к отмене обжалуемых постановления и судебных актов.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Доводы жалобы о том, что глава Першинской сельской администрации не является субъектом вмененного административного правонарушения, были предметом рассмотрения судей нижестоящих инстанций и обоснованно ими отклонены.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Устава муниципального образования Заводоуковский городской округ (далее - Устав), принятого решением Думы муниципального образования Заводоуковский район от 20 июня 2005 г. N 236, в состав территории Заводоуковского городского округа входит, в том числе, с. Першино. Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа включено в полномочия органов местного самоуправления городского округа по решению вопросов местного значения (пункт 13 части 1 статьи 7 Устава).
В силу статьи 30 Устава в структуру администрации городского округа входят отраслевые (функциональные) и территориальные (сельские администрации) органы администрации городского округа. Структура, полномочия и порядок деятельности структурных подразделений администрации городского округа определяются положениями об этих подразделениях, утверждаемыми главой городского округа, за исключением случаев, предусмотренных в федеральном законе.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Першинской сельской администрации Заводоуковского городского округа (далее - Положение), утвержденного распоряжением главы администрации Заводоуковского городского округа от 11 января 2006 г. N 15, настоящее Положение определяет статус и полномочия Першинской сельской администрации по осуществлению местного самоуправления на подведомственной территории с учетом ее особенностей, исторически сложившихся традиций и интересов населения. Першинская сельская администрация является структурным подразделением администрации Заводоуковского городского округа, осуществляет на закрепленной территории исполнительные, распорядительные, управленческие функции в пределах полномочий, установленных настоящим Положением, имеет бланки, штампы, печать (пункт 1.2 Положения). Пунктом 1.5 Положения предусмотрено, что территория сельской администрации расположена в границах населенных пунктов: село Першино, село Сединкино. Согласно пункту 2.20 Положения, Першинская сельская администрация, выполняя полномочия по осуществлению местного самоуправления на подведомственной территории, помимо прочего, обеспечивает первичные меры пожарной безопасности.
Распоряжением администрации Заводоуковского городского округа от 21 января 2008 г. N 5-рп Алексеева Э.В. с 21 января 2008 года назначена на должность главы Першинской сельской администрации. В соответствии с пунктом 2.1 должностной инструкции главы Першинской сельской администрации, с которой Алексеева Э.В. 09.04.2012 ознакомлена под роспись, глава сельской администрации руководит деятельностью сельской администрации, действует от имени сельской администрации в связи с осуществлением полномочий, предусмотренных Положением о сельской администрации, организует исполнение полномочий сельской администрации, несет персональную ответственность за исполнение возложенных на сельскую администрацию полномочий. Указанные полномочия закреплены и в пунктах 3.4 и 3.5 Положения.
Принимая во внимание изложенное, с учетом того, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности на подведомственной территории (населенный пункт с. Першино) возложено на Першинскую сельскую администрацию, глава сельской администрации несет ответственность за их несоблюдение на данной территории.
Довод жалобы о том, что сельская администрация входит в структуру администрации городского округа как ее территориальный орган, не является юридическим лицом, а глава сельской администрации не возглавляет орган местного самоуправления, в данном случае в связи с вышеизложенными полномочиями главы сельской администрации не исключает его ответственности, как должностного лица, с учетом положений статьи 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" и статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с изложенным не является основанием к отмене состоявшихся по делу об административном правонарушении постановления должностного лица и судебных актов и ссылка автора жалобы на решение Заводоуковского районного суда Тюменской области от 10 февраля 2012 года, в соответствии с которым обязанность организовать мероприятия по устранению нарушений правил пожарной безопасности, в том числе, на территории Першинской сельской администрации, возложена на администрацию Заводоуковского городского округа.
В настоящем случае установлено, что требования пожарной безопасности, закрепленные в нормативных актах, не соблюдены, ответственным должностным лицом является глава Першинской сельской администрации Алексеева Э.В, при этом каких-либо доказательств, указывающих, что должностным лицом предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению до момента выявления нарушений, в материалах дела не имеется.
Не указывают на принятие главой сельской администрации всех возможных мер, на надлежащее исполнение должностных обязанностей в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности, представленные в материалы дела письма от 2012 и 2014 годов, поскольку не исключали необходимости принятия мер по устранению нарушений в случае их наличия и в дальнейшем, в том числе к моменту проведения проверки в 2019 году. Обращения к главе Заводоуковского городского округа о выделении асфальтовой срезки (л.д.38) и о выделении дополнительных средств (л.д.40) вины должностного лица также не исключают, поскольку данные меры предприняты уже после проведения проверки и выявления нарушений требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима.
Выводы должностного лица и судей о наличии в действиях главы Першинской сельской администрации Алексеевой Э.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждаются материалами дела.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 26 июля 2019 года уполномоченным должностным лицом - заместителем начальника МОНД и ПР N 7 УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области с участием главы Першинской сельской администрации Алексеевой Э.В. вынесено постановление по делу об административном правонарушении, в котором содержатся все сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы.
Постановление о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел. Наказание назначено в пределах санкции части 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. назначенное Наказание является обоснованным, справедливым и отвечающим цели административного наказания.
Судьями районного и областного судов дело проверено в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, всем доводам жалоб дана полная и объективная оценка.
При пересмотре дела судьями районного и областного судов глава Першинской сельской администрации Алексеева Э.В. в судебных заседаниях участвовала, обосновывала позицию по делу. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление заместителя начальника МОНД и ПР N 7 УНД и ПР ГУ МЧС России по Тюменской области N53 от 26 июля 2019 года, решение судьи Заводоуковского районного суда Тюменской области от 09 сентября 2019 года, решение судьи Тюменского областного суда от 25 сентября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении главы Першинской сельской администрации Заводоуковского городского округа Алексеевой Эмилии Викторовны оставить без изменения, жалобу главы Першинской сельской администрации Заводоуковского городского округа Алексеевой Эмилии Викторовны - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.