Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Уральское качество" Жуйкова Вадима Игоревича на постановление мирового судьи судебного участка N 6 Орджоникидзевского судебного района г. Перми от 19 ноября 2019 года, решение судьи Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 10 декабря 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Уральское качество" Жуйкова Вадима Игоревича, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 6 Орджоникидзевского судебного района г. Перми от 19 ноября 2019 года, оставленным без изменения решением Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 10 декабря 2019 года, директор общества с ограниченной ответственностью "Уральское качество" (далее также - ООО "Уральское качество", общество, юридическое лицо) Жуйков В.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Жуйков В.И. выражает несогласие с указанными выше судебными актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию. Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ).
В части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации приведен перечень лицензионных требований, который, как следует из пункта 7 части 1, является открытым.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Положение о лицензировании).
В силу пункта 3 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, являются следующие требования:
а) соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Из положений подпунктов "б" и "г" пункта 10, подпункта "д(2)" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила содержания общего имущества), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, следует, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, помимо прочего, включает в себя работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов (под которыми согласно Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке твердых коммунальных отходов и перемещению их в мусоровоз).
Пунктом 11(1) Правил содержания общего имущества предусмотрено, что минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливается Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Минимальный перечень работ и услуг), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, в него включены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
Пунктом 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (далее - Правила и нормы эксплуатации), утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170, предусмотрено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.
Из материалов дела следует, что Жуйков В.И. является директором ООО "Уральское качество". Общество на основании лицензии N059-000436 от 15.07.2016 осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, в том числе домами "данные изъяты".
По обращению ООО "УК РЭП-Прикамье" прокуратурой Орджоникидзевского района г. Перми проведена проверка соблюдения ООО "Уральское качество" жилищного законодательства в части работ по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, материал проверки направлен в ИГЖН Пермского края для решения вопроса о привлечении к административной ответственности в связи с выявленными нарушениями жилищного законодательства.
В ходе проверки 19 ноября 2019 года установлено, что жители многоквартирных домов "данные изъяты" используют место сбора и накопления отходов по адресу: "данные изъяты" Договор на совместное использование и содержание места сбора и накопления отходов по адресу: "данные изъяты" на момент проверки не заключен. Тем самым, в многоквартирных домах "данные изъяты" в нарушение положений части 2.3 статьи 161, пункта 7 части 1 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании, пунктов 10, 11 Правил содержания общего имущества, пункта 26(1) Минимального перечня работ и услуг, пункта 3.7.1 Правил и норм эксплуатации не организованы места (площадки) накопления отходов.
В связи с выявленными нарушениями в отношении Жуйкова В.И, как руководителя юридического лица (должностного лица в значении, приведенном в статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения директором ООО "Уральское качество" Жуйковым В.И. административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, в том числе: сведениями, указанными в протоколе об административном правонарушении от 03 сентября 2019 года (л.д.3), перепиской между ООО "Уральское качество" и ООО "УК РЭП-Прикамье" по вопросу совместного пользования и содержания МСНО, заключения соответствующего договора (л.д.11-14, 25-35), выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.16), распечаткой сведений с портала ГИС ЖКХ (л.д.17), выпиской из реестра лицензий (л.д.18), лицензией на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (л.д.19), письмом прокуратуры Орджоникидзевского района от 27.06.2019 года (л.д.21), требованием прокуратуры Орджоникидзевского района от 03.06.2019 (л.д.46), обращением директора ООО "УК РЭП-Прикамье" в прокуратуру (л.д.47), а также другими материалами дела, которым мировым судьей и судьей районного суда дана надлежащая правовая оценка в соответствии с положениями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их нижестоящие судебные инстанции пришли к обоснованным выводам о виновности должностного лица Жуйкова В.И. в совершении вмененного ему административного правонарушения.
Доводы жалобы о соблюдении лицензионных требований, выполнении обществом услуг по содержанию многоквартирных домов и оказанию услуг надлежащим образом, несостоятельны, противоречат имеющимся доказательствам.
Доказанный факт использования жителями многоквартирных домов "данные изъяты" (управление которыми осуществляет ООО "Уральское качество") в отсутствие законных оснований контейнерной площадки, разрешение на которую получено другим юридическим лицом, свидетельствуют о ненадлежащем выполнении ООО "Уральское качество" (в том числе и его директором) обязанностей по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, соответственно, указывает на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Доводы о заключенном договоре с "данные изъяты" обоснованно отклонены нижестоящими судебными инстанциями, как не свидетельствующие о надлежащем выполнении должностным лицом Жуйковым В.И. своих должностных обязанностей в части соблюдения при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами конкретных лицензионных требований, поскольку не подтверждают и организации мест накопления твердых коммунальных отходов для жителей вышеуказанных домов, и содержание контейнерной площадки, которой они фактически пользуются.
Вопреки доводам жалобы не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения ссылки на заключение с ООО "УК РЭП-Прикамье" договора NСКП 35-2019 на совместное пользование и содержание МСНО от 09 августа 2019 года с протоколом разногласий (при этом сведений о подписании протокола разногласий заявителем не представлено, с учетом письма ООО "УК РЭП-Прикамье" и претензии) (л.д.66, 92). Указанные обстоятельства не свидетельствуют, что на момент выявления правонарушения обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов выполнялась лицензиатом надлежащим образом, либо были предприняты все возможные меры по соблюдению возложенных на него обязанностей.
Жуйков В.И. является надлежащим субъектом вмененного ему административного правонарушения, в настоящем случае он привлечен к ответственности как должностное лицо.
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Жуйков В.И. является директором ООО "Уральское качество", как лицо, выполняющее организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, является в силу примечания к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом.
С учетом того, что ООО "Уральское качество" является лицензиатом и осуществляло предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, законный представитель данного юридического лица (Жуйков В.И.) является надлежащим субъектом, и как должностное лицо несет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Всем имеющимся в материалах дела доказательствам дана надлежащая правовая оценка, несогласие с которой является выбранным способом защиты лица, желающего избежать привлечения к административной ответственности. Каких-либо неустранимых сомнений в виновности директора ООО "Уральское качество" Жуйкова В.И. по материалам дела не усматривается. Положения статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены.
Оснований ставить под сомнение установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства не усматривается, действия Жуйкова В.И. правильно квалифицированы по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, соблюдением положений статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отсутствии надлежащим образом уведомленного Жуйкова В.И, в присутствии его защитника.
В постановлении по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании. Выводы, изложенные в постановлении, мотивированы.
Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности для данной категории дел.
При назначении административного наказания мировым судьей требования статей 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также соблюдены, наказание назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
При пересмотре дела судьей районного суда дело проверено в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, всем доводам жалобы дана надлежащая правовая оценка.
При рассмотрении дела об административном правонарушении, как и при пересмотре дела по жалобе на постановление, лицо, в отношении которого ведется производство по делу, извещалось надлежащим образом, в судебных заседаниях участия не принимало, распорядившись правом по своему усмотрению, при этом пользовалось юридической помощью защитника, участвовавшего в судебных заседаниях, обосновывавшего позицию Жуйкова В.И. по делу, в реализации права обоснования своей позиции по делу и иных процессуальных прав Жуйков В.И. ограничен не был. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 6 Орджоникидзевского судебного района г. Перми от 19 ноября 2019 года, решение судьи Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 10 декабря 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Уральское качество" Жуйкова Вадима Игоревича оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Уральское качество" Жуйкова Вадима Игоревича - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.