Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зарипова Ю.С., рассмотрев жалобу Геворгяна Геворга Артуровича на постановление мирового судьи судебного участка N 1 Омутинского судебного района Тюменской области от 23 августа 2019 года, решение судьи Омутинского районного суда Тюменской области от 24 октября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении инспектора ДПС отдельного взвода ДПС ОГИБДД МО МВД России "Омутинский" Геворгяна Геворга Артуровича, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Омутинского судебного района Тюменской области от 23 августа 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Омутинского районного суда Тюменской области от 24 октября 2019 года, инспектор ДПС отдельного взвода ДПС ОГИБДД МО МВД России "Омутинский" Геворгян Г.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Геворгян Г.А. выражает несогласие с указанными выше актами, просит об их отмене, прекращении производства по делу.
Прокуратура Омутинского района Тюменской области, уведомленная в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче жалобы Геворгяном Г.А, направила возражения.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил.
Из положений статьи 12.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе регистрационных документов на транспортное средство, не имеющим при себе документов на право управления им влечет административную ответственность.
В силу статьи 12.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применение к владельцам и водителям транспортных средств, другим участникам дорожного движения не предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, или нарушение установленного порядка применения предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч рублей; на должностных лиц - двадцати тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что приказом начальника УМВД России по Тюменской области от 30.11.2018 N497 л/с Геворгян Г.А. назначен на должность инспектора ДПС отдельного взвода ДПС ОГИБДД МО МВД России "Омутинский".
18 июня 2019 года в 19 часов 15 минут на 167 километре автодороги Тюмень-Омск Геворгян Г.А. во время вынесения постановления в отношении водителя транспортного средства Хонда Цивик, государственный регистрационный знак "данные изъяты", ФИО1 постановления о привлечении его к административной ответственности по статье 12.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имея законных оснований, изъял у него водительское удостоверение и свидетельство о регистрации транспортного средства и уехал с ними преследовать автомобиль Мицубиси ASX, государственный регистрационный знак "данные изъяты", в результате чего водитель ФИО2 на протяжении 12 минут не имел возможности управлять своим автомобилем.
В связи с указанными действиями Геворгяна Г.А, указывающими на наличие состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении него вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
Обстоятельства совершения Геворгяном Г.А. административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждены совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, в том числе: сведениями, указанными в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 30 июля 2019 года (л.д.5-10), обращениями "данные изъяты" (л.д.11, 12), рапортами должностных лиц (л.д.23, 26-27), уведомлением по факту обращения (л.д.28), письменными объяснениями Геворгяна Г.А. (л.д.29-30, 33-34, 35), письменным объяснением "данные изъяты" (л.д.31-32), видеозаписью с видеорегистратора (л.д.36), а также другими материалами дела, оценив которые в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьи нижестоящих судебных инстанций пришли к обоснованному выводу о виновности должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В настоящем случае Геворгяну Г.А. вменено совершение им, как сотрудником ГИББДД, действий к владельцу и водителю транспортного средства "данные изъяты", направленных на ограничение права на управление и пользование транспортным средством.
Из положений пунктов 1, 2, 8, 20 части 1 статьи 13 Федерального закона от 07 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" следует, что сотрудники полиции вправе: требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий; проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении; составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях; останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.
Одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является изъятие вещей и документов. Порядок и основания изъятия вещей и документов урегулированы положениями статьи 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой изъятие применяется в отношении вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении.
Данным нормам корреспондируют положения Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, утвержденного Приказом МВД России от 23.08.2017 N 664, в том числе пункта 213 данного Административного регламента.
Документы, которые в настоящем случае забрал Геворгян Г.А, не относятся к числу документов, которые могут быть изъяты при установленных в рамках имевшейся ситуации обстоятельствах. При этом отсутствие данных документов у водителя "данные изъяты", после того как Геворгян Г.А. начал осуществление преследование другого транспортного средства, ограничило его право на управление и пользование транспортным средством.
Доводы жалобы Геворгяна Г.А. о необоснованном вменении факта изъятия, поскольку такой меры, предусмотренной статьей 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, он не предпринимал, не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения.
В настоящем случае Геворгян Г.А. совершил действия по фактическому изъятию у "данные изъяты" водительского удостоверения и свидетельства о регистрации транспортного средства при отсутствии для этого законных оснований.
Действительно, в рамках своих полномочий Геворгян Г.А. имел право требовать от водителя "данные изъяты" предоставить водительское удостоверение и регистрационные документы на транспортное средство, а также проверять указанные документы при составлении административного материала. В тоже время, закон не предоставлял ему право, забрав указанные документы, покинуть место составления протоколов и постановлений, лишив тем самым "данные изъяты" возможности управлять транспортным средством на период своего отсутствия. Имевшая место причина оставления места составления административных материалов отношении "данные изъяты" без составления в отношении него процессуальных документов (для преследования другого транспортного средства), не свидетельствует о правомерном ограничении (на период преследования вышеуказанного транспортного средства) возможности "данные изъяты" управлять своим транспортным средством.
Доводы жалобы о необоснованном вменении временного интервала в 12 минут, в течении которого было нарушено право "данные изъяты" на управление транспортным средством, в связи с тем, что законодательство не ограничивает сроки, в течение которых рассматривается дело об административном правонарушении, несостоятельны, так как именно в указанный период времени дело об административном правонарушении не рассматривалось, никаких процессуальных действий в данный период в отношении "данные изъяты" не предпринималось, административный материал составлялся уже после возвращении Геворгяна Г.А. на место совершения административного правонарушения.
Обстоятельства того, что постановления, вынесенные в отношении "данные изъяты" им не оспорены, вины самого Геворгяна Г.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не исключают.
Доводы об отсутствии умысла опровергаются представленными в материалы дела доказательствами, поскольку Геворгян Г.А, как должностное лицо, знающий положения нормативных правовых актов и обязанный их соблюдать, взяв документы и незаконно не возвратив их перед преследованием другого транспортного средства, не мог не понимать, что тем самым создал препятствия "данные изъяты" в пользовании и управлении транспортным средством.
Каких-либо оснований для признания представленных в материалы дела доказательств недопустимыми не имеется. Всем представленным в материалы дела доказательствам судьями нижестоящих инстанций дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на предмет относимости, допустимости и в своей совокупности достаточности для установления вины Геворгяна Г.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено в присутствии Геворгяна Г.А. в соответствии с положениями статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержит необходимые сведения, предусмотренные статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Права Геворгяну Г.А. разъяснены, копия постановления о возбуждении дела об административном правонарушении вручена.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судьями требования статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела не допущено.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Требования территориальной подсудности судьей нарушены не были.
Административное наказание назначено Геворгяну Г.А. как должностному лицу в соответствии с санкцией статьи 12.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением положений 3.1, 3.5, 4.1-4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым.
При пересмотре дела по жалобе на постановление судья районного суда, проверил дело в соответствии с требованиями статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынес законное и обоснованное решение.
При рассмотрении дела мировым судьей Геворгян Г.А. присутствовал в судебном заседании, обосновывал свою позицию по делу, о рассмотрении жалобы на постановление извещался надлежащим образом, в суд не явился, распорядившись правом по своему усмотрению, возможности реализации процессуальных прав, Геворгян Г.А. лишен не был. Нарушений гарантированных Конституцией Российской Федерации и статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прав, в том числе права на защиту, не усматривается.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13-30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 1 Омутинского судебного района Тюменской области от 23 августа 2019 года, решение судьи Омутинского районного суда Тюменской области от 24 октября 2019 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении "данные изъяты" ДПС отдельного взвода ДПС ОГИБДД МО МВД России "Омутинский" Геворгяна Геворга Артуровича оставить без изменения, жалобу Геворгяна Геворга Артуровича - без удовлетворения.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Ю.С. Зарипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.