Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М.
судей Галимовой Р.М, Грудновой А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2 - 117/2019 по иску Волынец Юрия Михайловича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Белоярский Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) о признании решения пенсионного органа незаконным, включении периодов работы в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости и назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Волынец Юрия Михайловича на решение Белоярского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Волынец Ю.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Белоярский (далее - ГУ-УПФР в года Белоярский) о возложении обязанности на ответчика назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 02 августа 2018 года.
В обоснование исковых требований Волынец Ю.М. указал, что 02 августа 2018 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. 14 декабря 2018 года ответчиком принято решение об отказе в назначении ему пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием стажа, дающего право на назначение страховой пенсии по старости досрочно. С решением истец не согласен, считает его незаконным и необоснованным.
Решением Белоярского городского суда от 11 апреля 2019 года в удовлетворении исковых требований Волынец Ю.М. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 30 июля 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Волынец Ю.М. ставит вопрос об отмене судебных постановлений, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и апелляционного определения.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, выслушав доводы представителя заявителя, участвующего в судебном заседании посредством веб-конференции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций не были допущены такого рода нарушения норм материального или норм процессуального права.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Согласно подпункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от N400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Кроме того, досрочное назначение страховой пенсии по старости предусмотрено подпунктом 6 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в соответствии с которым, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В соответствии с пунктами 2, 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды следующих работ: 1) подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах; 2) работы с тяжелыми условиями труда; 6) работа в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологичес-ких, лесоустроительных и изыскательских работах.
Суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке путем прибавления: к периодам работ, указанных в подпункте 2, - периодов работ, указанных в подпункте 1, а также периодов работ, указанных в подпунктах 5 - 7, 9, 12, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона.
Таким образом, периоды работы по Списку N 1 и в полевых условиях суммируются со стажем работы по Списку N 2.
Для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30, пункту 6 части 1 статьи 30, пункту 6 части 1 статьи 32, части 2 статьи 33 Федерального закона N 400 "О страховых пенсиях" мужчине в возрасте 50 лет необходимо одновременно иметь страховой стаж 25 лет, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, 20 лет, стаж работы по Списку N 2 - 12 лет 6 месяцев.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 02 августа 2018 года истец Волынец Ю.М, 28 апреля 1968 года рождения обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
14 декабря 2018 года ответчиком принято решение об отказе в назначении Волынец Ю.М. досрочной страховой пенсии по старости, в связи с недостаточностью продолжительности специального стажа по Списку N 2 - 3 года 6 месяцев 7 дней, вместо требуемых 12 лет 6 месяцев.
Истец имеет специальный стаж, предусмотренный Списками N 1 и N2, а также стаж работы в полевых условиях.
Стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера по расчету пенсионного органа составляет 23 года 11 месяцев 18 дней, то есть больше требуемых 20 лет; продолжительность страхового стажа - 26 лет 5 месяцев 25 дней, при требуемых 25 лет.
Пенсионным органом не включены периоды работы по Списку N2 с 01 июля 1985 года по 20 августа 1985 года, с 13 июня 1988 года по 25 августа 1988 года, с 26 августа 1988 года по 01 декабря 1991 года, с 25 декабря 1991 года по 02 сентября 1993 года, с 03 сентября 1993 года по 13 сентября 1994 года в Полярно-Уральской геологоразведочной экспедиции и в Сосьвинском государственном геологоразведочном предприятии "Сосьвагеология" (в настоящее время наименование предприятия ОАО "Сосьвагеология") по причине наличия исправлений номеров приказов и датах, допущенных при заполнении трудовой книжки.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 117 исходил из того, что должность истца Волынец Ю.М. в качестве рабочего на геофизических работах, маркшейдерского рабочего на подземных горных выработках в период с 26 августа 1988 года по 31 декабря 1990 года и постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, утверждены Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, в которых указаны должности истца Волынец Ю.М. в качестве маркшейдерского рабочего на подземных горных выработках в период с 01 января 1991 года по 10 июля 1991 года; дробильщика жильного кварца и пъезооптического сырья в период с 11 июля 1991 года по 02 сентября 1993 года; замерщика на топоработах в период с 02 августа 1993 года по 13 сентября 1994 года, в связи с чем указанные периоды работы подлежат включению в специальный стаж по Списку N2.
Отказывая в удовлетворении требований о включении в специальный стаж по Списку N 2 периодов работы Волынец Ю.М. в должности мастера холодильных установок с 14 октября 1998 года по 20 августа 2001 года, суд первой инстанции, руководствуясь Списком N 2 раздел XXXIII шифр 23200000-14341, установленным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, пришел к выводу о несоответствии наименования должности истца Списку, в котором предусмотрена должность машиниста холодильных установок, обслуживающего аммиачно-холодильные установки.
Установив продолжительность специального стажа истца по Списку N2 - 9 лет 10 месяцев 2 дня (при требуемых 12 лет 06 месяцев), суд пришел к выводу о недостаточности стажа для назначения досрочной страховой пенсии.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, дополнительно указав на то, что период работы с 20 августа 2001 года по 10 мая 2006 года в ОАО "Уралсвязьинформ" в качестве электромонтера стационарного оборудования Р-410 с диапазоном СВЧ-излучений 1700-2400 МГц не подлежит включению в специальный стаж по Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10.
Установив, что работодателем не подтверждена работа истца в особых условиях в то время как названным Списком предусмотрены рабочие и специалисты, постоянно занятые на работах с источниками УКВ-, УВЧ-, СВЧ- излучений, выполнение которых требует обязательного применения средств индивидуальной защиты от этих излучений, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для включения указанного периода в специальный стаж.
Указанные выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствуют регулирующим спорные правоотношения нормам материального права.
Доводы кассационной жалобы истца о несогласии с выводами судебных инстанций об отсутствии оснований для включения периода работы в качестве мастера холодильных установок со ссылкой на справку работодателя Родовая община "Сыгва", электромонтера ОАО "Уралсвязьинформ" были предметом рассмотрения судами обеих инстанций и отклонены ими применительно к установленным обстоятельствам, не опровергают выводы судов, и не свидетельствуют о допущенных нарушениях норм материального и процессуального права.
Переоценка доказательств и установленных судами фактических обстоятельств спора в силу норм статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия кассационного суда общей юрисдикции не входит.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Белоярского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 апреля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Волынец Юрия Михайловича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.