Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М.
судей Галимовой Р.М, Грудновой А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-7797/2019 по иску Усачева Олега Станиславовича к Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области, Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Карталинский" о зачете в льготном исчислении периода участия в контртеррористической операции, по кассационной жалобе Усачева Олега Станиславовича на решение Центрального районного суда города Челябинска от 15 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 14 января 2020 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Усачев О.С. обратился в суд с иском к Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области (далее - ГУ МВД России по Челябинской области), Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Карталинский" (далее - ОМВД России "Карталинский") о зачете в льготном исчислении из расчета один день за три дня периода участия в контртеррористической операции с 24 апреля 2002 года по 24 апреля 2002 года, с 13 апреля 2003 года по 11 октября 2003 года, с 10 июля 2004 года по 20 января 2005 года.
В обоснование иска Усачев О.С. указал, что в период с 24 апреля 2002 года по 24 апреля 2002 года, с 13 апреля 2003 года по 11 октября 2003 года, с 10 июля 2004 года по 20 января 2005 года находился в служебной командировке на территории Чеченской республики, где выполнял служебно-боевые задачи по защите территориальной целостности Российской Федерации. Решением мирового судьи судебного участка N 4 Центрального района города Челябинска от 22 февраля 2006 года N 2-221 указанные периоды признаны днями участия в проведении контртеррористических операций. В настоящее время является ветераном боевых действий. Однако ответчиком данные периоды не зачтены в льготном исчислении.
Решением Центрального районного суда города Челябинска от 15 октября 2019 года в удовлетворении исковых требований Усачева О.С. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 14 января 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Усачев О.С. ставит вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконные, просит принять по делу новое решение об удовлетворении их исковых требований.
Указом Президента Российской Федерации от 07 июня 2000года N1054, Федеральным законом от 25 июля 1998года N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом", постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2001года N 135-9 предусмотрено:
Зачет в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии и в срок службы в специальных званиях время фактического участия в проведении контртеррористических операций из расчета 1 день службы за 3 дня.
В течение всего указанного периода командировки сотрудник находился в служебной командировке в Чеченской республики, принимал участие в контртеррористической операции, где выполнял служебно-боевые задачи по защите территориальной целостности Российской Федерации, восстановлению гарантированных прав и законных интересов граждан, фактически участвовал в боевых действиях (далее КТО) и других мероприятиях по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятые судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
Судом первой инстанции установлено, что Усачев О.С. проходит службу в ОМВД России "Карталинский" с 03 декабря 1998 года по настоящее время.
Периоды нахождения истца в командировке 24 апреля 2002 года, 14 апреля 2003 года, с 16 апреля 2003 года по 30 июня 2003 года, с 03 июля 2003 года по 01 августа 2003 года, с 01 августа 2003 года по 16 августа 2003 года, с 19 августа 2003 года по 16 сентября 2003 года, с 19 сентября 2003 года по 30 сентября 2003 года, с 02 октября 2003 года по 17 октября 2003 года, с 10 июля 2004 года по 14 июля 2004 года, с 16 июля 2004 года по 05 августа 2004 года, с 08 августа 2004 года по 24 сентября 2004 года, с 27 сентября 2004 года по 24 октября 2004 года, с 27 октября 2004 года по 21 ноября 2004 года, с 25 ноября 2004 года по 21 декабря 2004 года, с 26 декабря 2004 года по 01 января 2005 года, с 04 января 2005 года по 20 января 2005 года зачтены истцу в полуторном размере, период 15 апреля 2003 года, с 01 июля 2003 года по 02 июля 2003 года, с 17 августа 2003 года по 18 августа 2003 года, с 17 сентября 2003 года по 18 сентября 2003 года, 01 октября 2003 года, 15 июля 2004 года, с 06 августа 2004 года по 07 августа 2004 года, с 25 сентября 2004 года по 26 сентября 2004 года, с 25 октября 2004 года по 26 октября 2004 года, с 22 ноября 2004 года по 24 ноября 2004 года, с 22 декабря 2004 года по 25 декабря 2004 года, с 02 января 2005 года по 03 января 2005 года зачтен в льготном исчислении (один день службы за три) как периоды участия в КТО.
На основании приказов первого заместителя командующего Объединенной группировкой войск от МВД России "О выплате денежного вознаграждения сотрудникам ОВД РФ, принимавшим фактическое участие в проведении КТО на территории Северо-Кавказского региона РФ и зачете выслуги лет в льготном исчислении", периодами участия истца в КТО являются периоды с 15 апреля 2003 года, с 01 июля 2003 года по 02 июля 2003 года, с 17 августа 2003 года по 18 августа 2003 года, с 17 сентября 2003 года по 18 сентября 2003 года, 01 октября 2003 года, 15 июля 2004 года, с 06 августа 2004 года по 07 августа 2004 года, с 25 сентября 2004 года по 26 сентября 2004 года, с 25 октября 2004 года по 26 октября 2004 года, с 22 ноября 2004 года по 24 ноября 2004 года, с 22 декабря 2004 года по 25 декабря 2004 года, с 02 января 2005 года по 03 января 2005 года.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей", статьи 23 Федерального закона "О противодействии терроризму", постановления Правительства Российской Федерации от 09 февраля 2004 года N65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N941, установив, что дни непосредственного участия в КТО зачтены истцу в льготном исчислении, а период командировки в полуторном размере, пришел к правильному выводу о том, что отсутствуют основания для включения периодов с 24 апреля 2002 года по 24 апреля 2002 года, с 13 апреля 2003 года по 11 октября 2003 года, с 10 июля 2004 года по 20 января 2005 года в выслугу лет в льготном исчислении периодов нахождения в служебных командировках из расчета один день за три дня периодов участия в контртеррористической операции, поскольку истцом не представлено доказательств его непосредственного участия в таковых.
С данным выводом согласился и суд апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона N 4468-1 от 12 февраля 1993 N 4468 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей", время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2000 года N 690 в подпункт "г" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей" был введен абзац, в соответствии с которым в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, засчитывается на льготных условиях (из расчета 1 месяц службы за полтора месяца) служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 01 января 2001 года.
В силу пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О противодействии терроризму" военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один день службы засчитывается за полтора дня, а время непосредственного участия в контртеррористических операциях - из расчета один день службы за три дня.
В силу пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 09 февраля 2004 года N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" военнослужащим Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии один месяц службы (военной службы) засчитывается за полтора месяца; время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединенной группировки в контртеррористических операциях засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии из расчета один месяц службы (военной службы) за три месяца.
При этом периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операция, и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 02 августа 2006 года - руководителем контртеррористической операции.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" предусмотрено предоставление военнослужащим и сотрудникам дополнительные гарантии и компенсации только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта (но не ранее дня введения на соответствующей территории чрезвычайного положения или отнесения местности к зоне вооруженного конфликта и не позднее дня отмены чрезвычайного положения или решения об отнесении к зоне вооруженного конфликта, определенных Правительством Российской Федерации). Периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
В соответствии с пунктами "е" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается на льготных условиях один день службы за три дня время непосредственного участия в контртеррористической операции - на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, военнослужащие и сотрудники которых привлекались для проведения контртеррористической операции, и утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.
Из содержания вышеприведенных норм следует, что непосредственное участие сотрудников органов внутренних дел в контртеррористических операциях оформлялось на основании соответствующих приказов, которые являются основанием для включения таких периодов в выслугу лет для назначения пенсии из расчета один месяц службы (военной службы) за три месяца.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов о том, что сам по себе факт нахождения истца в служебных командировках на территории Чеченской Республики, направленного для выполнения задач по обеспечению правопорядка и безопасности, не свидетельствуют о его участии в проведении каких-либо конкретных контртеррористических операций и выполнения последним боевых задач в условиях чрезвычайного положения, основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы истца о том, что в спорный период времени он находился в служебной командировке на территории Чеченской Республики, где выполнял служебно-боевые задачи, что предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание правильности выводов судов об установленных ими обстоятельствах и правильности применения судами норм материального права. Между тем, при рассмотрении данного спора судами нормы материального права применены верно, а при исследовании и оценке доказательств, собранных по делу, нарушений норм процессуального права не допущено.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Челябинска от 15 октября 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 14 января 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Усачева Олега Станиславовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.