Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М.
судей Галимовой Р.М, Грудновой А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2831/2019 по иску Злотникова Вадима Павловича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, по кассационной жалобе Злотникова Вадима Павловича на решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Злотников В.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Нижневартовске Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (межрайонное) (далее - ГУ-УПФР в городе Нижневартовке ХМАО-Югры), в котором просит возложить обязанность на ответчика применять в расчете стажевый коэффициент - 0, 67 и отношение заработков - 1, 7 в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", отменить решение пенсионного органа об отказе в назначении пенсии от 21 января 2019 года; обязать ответчика выполнить расчет в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" за период с 01 июля 1993 года по 01 июля 1998 года и установить расчетный индивидуальный пенсионный коэффициент (далее-ИПК); обязать ответчика погасить задолженность по невыплаченной пенсии по старости за период с 05 марта 2018 года по 01 апреля 2019 года в размере 100 138 руб. 53 коп.
В обоснование исковых требований Злотников В.П. указал, что решением ГУ-УПФР в городе Нижневартовке ХМАО-Югры от 21 января 2019 года N 59928618 ему было отказано в установлении пенсии. Считает данное решение незаконным в части расчета величины индивидуального пенсионного коэффициента. Ошибка была допущена при расчете расчетного размера его пенсии по состоянию на 01 января 2002 года. Полагает, что ответчик неверно применил величину ИПК и отношение заработков. Его общий трудовой (страховой) стаж составляет 37 лет 1 месяц 4 дня. Полагает, что ИПК должен составлять 0, 67, однако, в расчете ответчика он равен 0, 55. Также, его стаж на территории Российской Федерации после 13 марта 1992 года до 01 июля 1998 года прошел на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в городе Лангепасе, в связи с чем, по его мнению, отношение заработков должно быть 1, 7. Вместе с тем, в расчете ответчика он равен 1, 2. Индивидуальный пенсионный коэффициент по расчетам истца составил 21, 678, что больше требуемого размера на 2018 год - 13, 8 (в расчете ответчика ИПК равен 9, 739). Полученный результат говорит о том, что ему незаконно отказано в установлении пенсии. Страховая пенсия рассчитывается по формуле: СП=ФВ + ИПК * СПК, где ФВ - фиксированная выплата в 2018 году составляет 4 982 рубля 90 копеек, ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент 33, 015 (по расчетам истца), СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента (в 2018 году составляет 81 рубль 49 копеек). Таким образом, размер его страховой пенсии в 2018 году составляет 7 673 рубля 29 копеек (4 982, 9 + 33, 015 * 81, 49). С 01 января 2019 года размер его страховой пенсии составляет 8 214 рублей 42 копейки (5 334, 19 + 33, 015 * 87, 24). За весь период с 05 марта 2018 года (день подачи заявления о назначении пенсии) по 01 апреля 2019 года им не получено пенсионных средств на сумму 100 138 рублей 53 копейки.
Решением Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 июля 2019 года в удовлетворении исковых требований Злотникова В.П. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры от 26 ноября 2019 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Злотников В.П. ставит вопрос об отмене решения Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 июля 2019 года, как принятого с нарушениями норм материального и процессуального права.
Стороны в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 397.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), вступившим в силу с 01 января 2015 года.
До 01 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего до 1 января 2015 года), трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение лиц, проживающих на территориях Российской Федерации и Республики Беларусь и являющихся их гражданами, осуществляется с применением норм Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года (далее по тексту - Договор).
В соответствии со статьями 2, 3 Договора настоящий договор регулирует государственное социальное обеспечение, обязательное (государственное) социальное страхование и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лиц, проживающих на территориях Договаривающихся Сторон и являющихся их гражданами, а также членов семей этих лиц, подпавших или подпадающих под действие законодательства Договаривающихся Сторон. Настоящий Договор распространяется на отношения, регулируемые законодательством Договаривающихся Сторон о государственном социальном обеспечении, обязательном (государственном) социальном страховании и обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в том что относится к трудовым пенсиям по возрасту (по старости), инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) и социальным пенсиям (подпункт 3 пункта 1 статьи 3 Договора).
Как следует из части 1 статьи 10 Договора, каждая Договаривающаяся Сторона назначает и исчисляет пенсию (за исключением социальной пенсии) на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории, с применением положений настоящего Договора и своего законодательства.
Согласно части 1, части 2 статьи 11 Договора при определении права на пенсию согласно законодательству Договаривающихся Сторон и при конвертации пенсионных прав согласно законодательству Российской Федерации учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.
В случае, если согласно законодательству одной из Договаривающихся Сторон право на пенсию возникает и без учета страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории другой Договаривающейся Стороны, первая Договаривающаяся Сторона назначает пенсию на основании страхового (трудового) стажа, приобретенного на ее территории.
Подсчет и подтверждение страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии предусмотрено статьей 12 Договора, согласно которому подсчет и подтверждение страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию. В том случае, если при назначении пенсии в Российской Федерации согласно настоящему Договору страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территории Российской Федерации, учитываемый при конвертации пенсионных прав, составляет менее 25 лет у мужчин и менее 20 лет у женщин, исчисление размера пенсии, соответствующего страховому (трудовому) стажу, приобретенному на территории Российской Федерации, производится из фактически отработанного времени. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 11 настоящего Договора в страховой (трудовой) стаж, учитываемый при конвертации пенсионных прав, засчитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территории Республики Беларусь.
В соответствии со статьей 23 Договора назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в Республике Беларусь) после вступления в силу настоящего Договора осуществляются в следующем порядке:
1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором;
2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 года на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором. По желанию и на основании заявлений граждан Договаривающихся Сторон им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству Договаривающейся Стороны, гражданами которой они являются, без применения положений настоящего Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит.
В силу статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", со дня вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не подлежит применению за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно статье 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся на территории Российской Федерации, лицами, застрахованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
Пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ предусмотрены варианты определения расчетного размера трудовой пенсии по состоянию на 1 января 2002 года и установлен разный порядок исчисления стажевого коэффициента для застрахованных лиц, имеющих общий трудовой стаж (абзац 3), а также для застрахованных лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (абзац 4).
На основании пункта 6 части 1 статьи 32, статьи 35 Закона право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют мужчины при наличии индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 13, 8 по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Согласно расчету ответчика в оспариваемом истцом решении УПФ от 21 января 2019 года, величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) Злотникова В.П. составляет 9, 739, что меньше требуемой величины.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 17 декабря 2018 года Злотников В.П. обратился в ГУ-УПФ РФ в г. Нижневартовске ХМАО-Югры (межрайонное) с заявлением о предварительном расчете страховой пенсии по старости.
Злотников В.П. является гражданином Республики Беларусь, на дату обращения в пенсионный орган Российской Федерации достиг возраста 57 лет, в стаж для назначения пенсии в государстве, гражданином которого он является, включены периоды учебы и работы, проходившей на территории СССР и Республики Беларусь. Работа в период с 13 марта 1992 года по 01 июля 1998 года осуществлялась истцом на территории Российской Федерации. По состоянию на 30 марта 2018 года страховой стаж истца составил 37 лет 01 месяц 04 дня, стаж на территории России после 13 марта1992 года - 6 лет 3 месяца 13 дней.
Решением ГУ-УПФ РФ в г. Нижневартовске ХМАО-Югры (межрайонное) от 21 января 2019 года Злотникову В.П. отказано в назначении страховой пенсии по старости, предусмотренной частью 1 пункта 6 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и пункта 1 статьи 23 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года, в связи с отсутствием требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента.
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении иска Злотникова В.П, суд первой инстанции исходил из того, что по состоянию на 1 января 2002 года истец имел общий стаж на территории Российской Федерации менее 25 лет, в связи с чем оснований для применения стажевого коэффициента 0, 67 у ответчика не имелось; Злотников В.П, являясь иностранным гражданином, по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не проживал, в период с 13 марта 1992 года по 01 июля 1998 года временно пребывал на территории Российской Федерации в связи с трудовой деятельностью, отношение заработков установлен в максимальном размере 1, 2, величина индивидуального пенсионного коэффициента 9, 739, которая меньше требуемой величины 13, 8, и пришел к выводу об отсутствии оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона N 400.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции
Указанные выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствуют регулирующим спорные правоотношения нормам материального права.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с решением суда со ссылкой на то, что в расчете должно применяться соотношение заработков 1, 7, стажевый коэффициент - 0, 67, основаны на неверном толковании норм материального права.
Поскольку истец имел общий стаж на территории Российской Федерации менее 25 лет, требуемого в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона N 173, оснований для применения стажевого коэффициента в размере 0, 67 у истца не имелось.
При расчете размера страховой пенсии судом учтен пункт 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, согласно которому расчетный размер трудовой пенсии определяется по установленной формуле с применением отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации. Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате по Российской Федерации учитывается в размере не свыше 1, 2, на основании которого осуществляется конвертация пенсионных прав по состоянию на 01 января 2002 года (с даты вступления в законную силу закона "О страховых пенсиях" N400-ФЗ).
Размер страховой части пенсии по Договору составил 624 руб. 25 коп.
Индивидуальный пенсионный коэффициент - 9, 739 (624, 25 : 64, 10 - стоимость пенсионного коэффициента на 01 января 2015 года.
Вопреки доводам кассационной жалобы суды учли, что в соответствии со статьей 8, статьей 35 Федерального закона N400 право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет при наличии не менее 9 лет страхового стажа и величины ИПК в размере не менее 13, 8 по состоянию на 2018 год.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32, статьи 35 Федерального закона N 400 право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют мужчины при наличии ИПК не менее 13, 8, по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 лет в районах Крайнего Севера, и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
При таких обстоятельствах, право на страховую пенсию по старости на дату подачи заявления в пенсионный орган Злотников В.П. не имел.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 июля 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Злотникова Вадима Павловича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.