дело N 2а-1676/2019
г. Краснодар |
7 мая 2020 года |
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Шелудько В.В, Мальмановой Э.К, при секретаре Матвеевой Я.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя администрации города Сочи по доверенности ФИО14 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда 17 декабря 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению Высоцкого О.Н. к администрации Лазаревского района города Сочи о признании незаконным решения органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, суд
установил:
Высоцкий О.Н. (далее - заявитель, административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Лазаревского района города Сочи в котором просил признать распоряжение главы администрации Лазаревского района города Сочи N 92-р от 26 апреля 2019 года об отмене распоряжения главы администрации Лазаревского района города Сочи N 283-р от 26 ноября 2018 года незаконным; возложить обязанность на администрацию Лазаревского района города Сочи отменить распоряжение главы администрации Лазаревского района города Сочи N 92-р от 26 апреля 2019 года.
В обоснование требований указано, что вступившим в законную силу решением Лазаревского районного суда города Сочи от 19 октября 2016 года установлен факт принятия Высоцким О.Н. наследства, оставшегося после смерти ФИО11, умершего ДД.ММ.ГГГГ, состоящего из жилого дома общей площадью "данные изъяты" кв. м, и земельного участка площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу: "адрес" За Высоцким О.Н. признано право собственности на жилой дом. В целях формирования земельного участка в границах кадастрового квартала N и последующей постановки его на государственный кадастровый учет была выполнена в установленном законом порядке схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, занятого жилым домом. Распоряжением главы администрации Лазаревского района города Сочи N 283-р от 26 ноября 2018 года указанная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, занятого жилым домом, утверждена. Предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью "данные изъяты" кв. м, образованного из земель разграниченной государственной собственности в границах кадастрового квартала N, занятого жилым домом по "адрес", с целью его использования - для индивидуального жилищного строительства, с условием его образования в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Земельный участок поставлен на кадастровый учет, зарегистрировано право муниципальной собственности. Однако оспариваемым распоряжением главы администрации Лазаревского района города Сочи отменено распоряжение главы администрации Лазаревского района города Сочи N 283-р от 26 ноября 2018 года с формулировкой - в соответствии с протестом прокуратуры Лазаревского района города Сочи от 23 апреля 2019 года N.
Решением Лазаревского районного суда города Сочи Краснодарского края от 12 августа 2019 года отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 26 ноября 2019 года решение от 12 августа 2019 года отменено, принято новое решение, которым удовлетворено административное исковое заявление Высоцкого О.А. Распоряжение главы администрации Лазаревского района города Сочи N 92-р от 26 апреля 2019 года об отмене распоряжения главы администрации Лазаревского района города Сочи N 283-р от 26 ноября 2018 года признано незаконным. На администрацию Лазаревского района города Сочи возложена обязанность отменить распоряжение главы администрации Лазаревского района г. Сочи N 92-р от 26 апреля 2019 года.
В кассационной жалобе представитель административного ответчика просит отменить апелляционное определение. Судом допущено нарушение норм материального и процессуального права. Распоряжение главы администрации Лазаревского района города Сочи N 92-р от 26 апреля 2019 года является законным. Предоставление земельного участка площадью большей, чем необходимо для размещения и эксплуатации существующего здания, является нерациональным использованием земель. Таким образом, по результатам протеста прокурора было вынесено оспариваемое распоряжение.
Определением судьи от 24 марта 2020 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что указание в обжалуемом решении суда на то, что предоставление земельного участка площадью большей, чем необходимо для размещения и эксплуатации существующего здания, принадлежащего административному истцу, является нерациональным использованием земель, не основано на требованиях земельного законодательства, устанавливающего требования к порядку предоставления земельного участка, утверждению схемы расположения земельного участка.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции считает обоснованными выводы суда апелляционной инстанций по следующим основаниям.
Исходя из положений части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданине могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 КАС РФ, в полном объеме.
Обязанность доказать, что оспариваемым решением нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, в силу частей 1 и 11 статьи 226 КАС РФ лежит на административном истце.
Как следует из материалов дела и установлено судом, вступившим в законную силу решением Лазаревского районного суда города Сочи от 19 октября 2016 года установлен факт принятия Высоцким О.Н. наследства, оставшегося после смерти ФИО12, умершего 29 ноября 2002 года, состоящего из жилого дома общей площадью "данные изъяты" кв.м, жилой площадью "данные изъяты" кв.м, и земельного участка площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес" За Высоцким О.Н. признано право собственности на указанный жилой дом. На Управление Росреестра по Краснодарскому краю возложена обязанность зарегистрировать право собственности за Высоцким О.Н. на жилой дом и поставить на кадастровый учел жилой дом и земельный участок площадью "данные изъяты" кв. м, по указанному адресу.
На основании вышеуказанного решения за Высоцким О.Н. зарегистрировано право собственности на жилой дом, площадью "данные изъяты" кв.м, расположенный по адресу: "адрес"
В целях формирования земельного участка в границах кадастрового квартала N и последующей постановки его на государственный кадастровый учет административным истцом была выполнена в установленном законом порядке схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, занятого жилым домом, площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу: "адрес".
Распоряжением главы администрации Лазаревского района города Сочи N 283-р от 26 ноября 2018 года утверждена указанная схема расположения земельного участка.
Предварительно согласовано предоставление земельного участка площадью "данные изъяты" кв. м, образованного из земель разграниченной государственной собственности в границах кадастрового квартала N, занятого жилым домом по пер. Ольховый, п. Нижняя Волконка в Лазаревском районе города Сочи, с целью его использования - для индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящий жилой дом на одну семью), с условием его образования в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Установлен вид разрешенного использования образованного земельного участка - "индивидуальное жилищное строительство" (отдельно стоящий жилой дом на одну семью).
Сформированный земельный участок площадью 830 кв.м. поставлен на кадастровый учет под номером N и на него зарегистрировано право муниципальной собственности, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 06.03.2019г.
23 апреля 2019 года прокуратурой Лазаревского района города Сочи принесен протест N 7-02/11-2421 на распоряжение главы администрации Лазаревского района г. Сочи N 283-р от 26 ноября 2018 года с требованием об его отмене.
Распоряжением администрации Лазаревского района города Сочи N 92-р от 26 апреля 2019 года в соответствии с протестом прокуратуры Лазаревского района города Сочи от 23 апреля 2019 года N 7-02 11-2421, отменено распоряжение главы администрации Лазаревского района города Сочи N 283-р от 26 ноября 2018 года.
Отменяя решение суда первой инстанции и разрешая требования Высоцкого О.Н, суд апелляционной инстанции, ссылаясь на Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи, утверждены решением Городского Собрания Сочи от 29 декабря 2009 года N 202 (ред. от 10 декабря 2015 года), положения статей 11.2, 11.9, 11.10, 39.15, 39.20 Земельного кодекса РФ, верно указал, что из материалов дела усматривается, что испрашиваемый к предоставлению Высоцким О.Н. под имеющимся у него в собственности жилым домом, земельный участок с кадастровым номером N, площадью "данные изъяты" кв.м, был сформирован с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, отвечал требованиям о предельных размерах земельных участков, предоставляемых для индивидуального жилищного строительства в городе Сочи, установленным в пределах от 400-1000 кв. м.
Следовательно, указание в обжалуемом решении суда на то, что предоставление земельного участка площадью большей, чем необходимо для размещения и эксплуатации существующего здания, принадлежащего административному истцу, является нерациональным использованием земель, не основано на требованиях земельного законодательства, устанавливающего требования к порядку предоставления земельного участка, утверждению схемы расположения земельного участка.
Правильно отмечено судом апелляционной инстанции и то, что иных оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка администрация муниципального образования города Сочи установлено не было.
В административном регламенте предоставления муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка", утвержденном постановлением администрации города Сочи от 07.05.2015г. N 1499, приведен исчерпывающий перечень информации, которая должна быть указана в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Департамент принимает решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена (подпункт 1 пункта 32).
Между тем, распоряжением главы администрации Лазаревского района города Сочи N 92-р от 26 апреля 2019 года отменено распоряжение главы администрации Лазаревского района города Сочи N 283-р от 26 ноября 2018 года с формулировкой - в соответствии с протестом прокуратуры Лазаревского района города Сочи от 23 апреля 2019 года N 7-02/11-2421, как основанием отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, в то время, как в регламенте предоставления муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка" такое основание отсутствует.
При этом в распоряжении главы администрации Лазаревского района города Сочи N 92-р от 26.04.2019г. не указаны основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, изложенные в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ.
С учетом изложенного, вывод суда апелляционной инстанции о том, что распоряжение главы администрации Лазаревского района города Сочи N 92-р от 26 апреля 2019 года об отмене распоряжения главы администрации Лазаревского района города Сочи N 283-р от 26 ноября 2018 года не основано на нормах действующего законодательства и нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в связи с чем, подлежит отмене.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отмене решения суда первой инстанции и принял новое решение об удовлетворении административных исковых требований Высоцкого О.Н.
Доводы жалобы не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, выражают несогласие с выводами суда по фактическим обстоятельствам настоящего спора, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебного акта, при разрешении дела судом апелляционной инстанции не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу с административным делом, вправе оставить в силе один из принятых по административному делу судебных актов.
Руководствуясь, статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 17 декабря 2019 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Администрации города Сочи по доверенности ФИО13 без удовлетворения.
ПредседательствующийСудьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.