Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Мартыновой Н.Н, Мамия М.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым (межрайонное) о понуждении выполнить определенные действия, по кассационной жалобе ФИО1, поступившей с делом 24 декабря 2019 года, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 16.10.2019.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в г. Феодосии Республики Крым о понуждении выполнить определенные действия.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 16.07.2019 в удовлетворении исковых требований ФИО1 было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 16.10.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО1 - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФИО1 просит об отмене апелляционного определения и вынесении по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы указано, что судом должным образом не были исследованы материалы дела, суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, нарушил и неправильно применил нормы материального права.
По мнению кассатора, выводы судебной коллеги по гражданским делам Верховного суда Республики Крым противоречат законодательству о пенсионном обеспечении граждан.
В судебное заседание не явился ФИО1
В судебное заседание не явился представитель Управления пенсионного фонда РФ в г. Феодосии Республики Крым.
Согласно п. 1 ст. 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процес-суального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрис-дикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судами обеих инстанций установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии со справкой МСЭК серии КР-08 N, ФИО1 установлена 2 группа инвалидности бессрочно в связи с этим он с 01.01.2015 года является получателем ежемесячной денежной выплаты, как инвалид 2 группы.
ФИО1 имеет удостоверение "Участник боевых действий", выданного Министерством обороны Украины 05.01.1996 года (л.д. 18).
Данное удостоверение в силу Федерального Конституционного закона N6-ФКЗ от 21.03.2014 года "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города Федерального значения Севастополя" дает право истцу на меры социальной поддержки, сохраненных для жителей Республик Крым в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2014 года N 421 "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельные категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым и города Федерального значения Севастополя".
Ежемесячная денежная выплата назначена ФИО1 по наиболее выгодному варианту в соответствии со ст.28.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по категории "инвалиды", по состоянию на 04.02.2018 выплата составляет 2590, 24 руб. (с учетом отказа от полного набора социальных услуг
Ежемесячная денежная выплата, установленная Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" истцу не назначалась в связи с отсутствием удостоверения "Ветеран боевых действий", оформленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению истца, указанная выплата должна быть назначена в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", в результате неправильного назначения выплаты возникла недоплата в размере 16 525, 34 рублей за период 31.01.2015 по 01.06.2019. Полагает, указанные действия ответчика незаконными, в связи с этим обратился с иском в суд.
Суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно указал, что документы, подтверждающие право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, выданные государственными и иными официальными органами Украины, являются непосредственно действующими без ограничения срока их действия и необходимости какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации.
Замена документов, являющихся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), на аналогичные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, производится исключительно по желанию гражданина. Между тем в материалы дела не представлено сведений о получении, или замене удостоверения ветерана боевых действий ФИО1 для перевода с одного вида социальной поддержки на другой.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Особенности правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя установлены Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 421-ФЗ.
Право на получение ежемесячной денежной выплаты как одной из мер социальной поддержки ветеранов боевых действий, предусмотрено Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1, пунктом 7 статьи 23.1 Федерального закона право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 указанного федерального закона. Ежемесячная денежная выплата производится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
В силу статьи 28 Федерального закона реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" определены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, и определен круг лиц, относящихся к данной категории.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к одной из мер социальной поддержки ветеранов отнесены ежемесячные денежные выплаты.
Статьей 28 Федерального закона "О ветеранах" определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
Административным регламентом предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30.10.2012 N 353н (п. 21.3) предусмотрено, что основанием для назначения гражданину соответствующей выплаты, является удостоверение ветерана боевых действий, соответствующее форме утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2003 N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий".
Во исполнение приведенных выше положений Федерального закона "О ветеранах" Правительство Российской Федерации постановлением от 19 декабря 2003 г. N 763 утвердило единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий, его описание и инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета данного удостоверения.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 2 Федеральным законом от 22.12.2014 N 421-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" реализация прав на получение мер социальной защиты (поддержки) в натуральной или денежной форме, а также получение выплат по обязательному социальному страхованию осуществляется гражданами с 01.01.2015 г. в порядке, размерах, объеме и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, на основании документов, подтверждающих соответствующий статус гражданина, который был установлен законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 21.02.2014 г. Документы, подтверждающие право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя либо города федерального значения Севастополя, могут быть заменены на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством РФ. Замена указанных документов осуществляется на основании обращения гражданина в порядке, установленном Правительством РФ (ч. 2).
Во исполнение требований федерального законодателя постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 года N 1532 утверждены Правила, которые определяют порядок замены документов, подтверждающих право на получение мер социальной защиты (поддержки) и выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым либо Республики Крым, государственными и иными официальными органами г. Севастополя либо города федерального значения Севастополя, на документы, являющиеся основанием для предоставления мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно п. 3 Правил замена подтверждающих документов производится по месту жительства па территории Российской Федерации на основании заявления предоставленного гражданином (представителем гражданина) в органы (организации), уполномоченные на выдачу соответствующего документа, являющегося основанием для предоставление мер социальной защиты (поддержки), предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.09.2017 N 595 утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что ФИО1 не получал удостоверения "Ветеран боевых действий", оформленного в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и с заявлением о замене имеющегося у него удостоверения "Участник боевых действий", выданного Министерством обороны Украины 05.01.1996, на удостоверение "Ветеран боевых действий", не обращался.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 12 указанного Федерального конституционного закона предусмотрено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, правовое регулирование, при котором лицам, имеющим право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), как устанавливающее право выбора гражданином наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки, не может расцениваться как ущемляющее права граждан (определения от 18.07.2006 N 295-О, от 24.01.2008 N 47-О-О, от 19.02.2009 N 159-О-О, от 15.07.2010 N 1019-О-О).
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
В связи с вышеизложенным судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 16.10.2019 оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Н.Н. Мартынова
М.Р. Мамий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.