Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лопаткиной Н.А, судей Грибанова Ю.Ю. и Фрид Е.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Авдеенко Натальи Борисовны к администрации города Феодосии Республики Крым о признании права на завершение оформления в собственность земельного участка по кассационной жалобе истицы Белецкой (Авдеенко - до заключения брака) Натальи Борисовны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 04 июля 2019 года.
Заслушав доклад судьи Лопаткиной Н.А, судебная коллегия
установила:
Авдеенко Н.Б. обратилась в суд с иском к администрации г. Феодосии Республики Крым, в котором просила признать право на завершение оформления и получения в собственность земельного участка, площадью 600 кв.м, расположенного по адресу: Республика Крым, г. Феодосия, пгт. Коктебель, ул. Аксенова, 37, в порядке наследования после смерти Шумиловой Галины Александровны, умершей 04 апреля 2018 года.
В обоснование искового заявления Авдеенко Н.Б. указала, что является наследником первой очереди после смерти матери Шумиловой Галины Александровны, умершей 04 апреля 2018 года.
Шумилова Г.А. при жизни воспользовалась своим законным правом на бесплатную приватизацию земельного участка для строительства и обслуживания жилого дома, обратившись в Коктебельский поселковый совет с соответствующим заявлением.
Решением Коктебельского поселкового совета N 106 от 23.12.2010 года Шумиловой Г.А. дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка в пгт. Коктебель по ул. Аксенова, 37, площадью 600 кв.м, под индивидуальное жилищное строительство.
Во исполнение указанного решения Шумиловой Г.А. был заключен договор с землеустроительной организацией, в 2011 году проект землеустройства по отводу в собственность земельного участка был полностью изготовлен.
Шумиловой Г.А. было предложено подождать с завершением оформления в собственность земельного участка пока будет утвержден генеральный план поселка Коктебель и определены границы прибрежных защитных полос.
После принятия Республики Крым в состав Российской Федерации в 2014 году, Шумилова Г.А. по утверждённому регламенту составила межевой план, обратилась в администрацию города Феодосии с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав, но 08 октября 2015 года ей было в этом отказано.
Данное постановление Шумилова Г.А. не оспаривала, так как ей были даны устные разъяснения о том, что после принятия генерального плана, возможно повторно обратиться с заявлением об оформлении участка в собственность.
Генеральный план г. Феодосии, в котором были учтены необходимые правки, был утвержден 31 октября 2018 года. Однако Шумилова Г.А. умерла, не успев дооформить свои права на спорный земельный участок.
03 сентября 2018 года истец обратилась к нотариусу Феодосийского городского нотариального округа Республики Крым Каменской О.В. с заявлением о принятии наследства, открывшегося после смерти матери. Нотариусом было дано разъяснение, в котором было указано на необходимость предоставления документов, подтверждающих принадлежность наследодателю имущества на праве собственности, или возможность разрешить указанный вопрос в судебном порядке.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 28 марта 2019 года в удовлетворении иска Авдеенко Н.Б. отказано.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Крым от 04 июля 2019 года решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 28 марта 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истица Белецкая (Авдеенко) Наталья Борисовна просит отменить апелляционное определение Верховного суда Республики Крым от 04 июля 2019 года, считая, что судом допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции участвующие в деле лица не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела (в том числе СМС-извещение, электронная почта).
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 397.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 397.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы в виду следующего.
В соответствии со статьей 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу части 1 статьи 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
18 марта 2014 года Республика Крым принята в состав Российской Федерации в результате ратификации 21 марта 2014 года договоре между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образование в составе Российской Федерации новых субъектов-республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме разрешений) на осуществление деятельности не кредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополь, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города Федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2. настоящего конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существ отношения.
В соответствии со статьей 23 Закона N 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом.
В силу части 2 статьи 23 Закона N 6-ФКЗ нормативные правовые акты Автономной Республики Крым и города Севастополя, Республики Крым и города с особым статусом Севастополя действуют на указанных территориях до окончания переходного периода или до принятия соответствующих нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Республики Крым, нормативного правового акта Российской Федерации и нормативного правового акта города федерального значения Севастополя.
Согласно части 1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ до 01 января 2019 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере. Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК " Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым.
Согласно частям 1, 2 статьи 13 Закона N 38-ЗРК завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решения органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату. Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, на следующих условиях: 1) бесплатно - в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона; 2) за плату - в собственность юридическим лицам, иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам; 3) в аренду - лицам, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, если данные лица отказались от покупки земельного участка.
В соответствии законом N 6- ФКЗ, статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статей 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым" статьями 3 и 13 Закона N 38-ЗРК, постановлением Совета министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года N 313 был утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым.
Пунктом 1 Порядка установлено, что настоящий Порядок устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или заверения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Закона N 6-ФКЗ, на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 закона N 38-ЗРК.
В соответствии с пунктом 4 Порядка, завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
В соответствии с пунктом 5 Порядка, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим порядком осуществляется на основании заявления, которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Из анализа положений Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК и разработанного для реализации его положения Порядка утверждённого постановлением Совета Министров Республики Крым от утверждённого постановлением Совета Министров Республики Крым от 02 сентября 2014 года N 313, следует, что правовые основания завершения оформления права на земельные участи установлены в отношении тех лиц, которым до принятия Федерального конституционного закона решениями органов местного самоуправления, органов исполнительной власти было дано разрешение на разработку документации по землеустройству и действовавших на 21 марта 2014 года.
Как следует из материалов дела Шумиловой Г.А. отказано в удовлетворении заявлений о предоставлении в порядке завершения оформления прав на земельный участок, расположенный по адресу: г. Феодосия, пгт. Коктебель, ул. Аксенова, 37, согласно постановлению администрации города Феодосия от 08 октября 2015 года N 682. Шумилова Г.А. при жизни данное постановление не обжаловала.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции обоснованно и правомерно установил, что у Шумиловой Г.А. при жизни не возникло право на получение спорного земельного участка в собственность.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции указал на необоснованность заявленных требований в виду того, что сама по себе возможность наследования права на завершение оформления прав на земельный участок действующим законодательством не предусмотрена, поскольку гарантированное законодательством Украины право на приватизацию земельного участка являлось личным правом гражданина и наследованию не подлежало как на момент издания решения 4 сессии 6 созыва Коктебельского поселкового совета от 23 декабря 2010 года N 106, так и на момент открытия наследства - 04 апреля 2018 года.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном понимании норма материального права, регулирующих спорные правоотношения и противоречат разъяснениям, содержащимся в определении Конституционного суда РФ от 13 марта 2018 года N 557-О, так как при жизни Шумиловой Г.А. проект землеустройства на спорный земельный участок органом местного самоуправления утверждён не был, решение передаче в собственность земельного участок органом местного самоуправления не принималось, право собственности ни по нормам законодательства Украины, ни в едином государственном реестре прав собственности и сделок с ними не зарегистрировано.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом судебного разбирательства суда нижестоящей инстанции и суд апелляционной инстанции дал им верную и обоснованную правовую оценку, всесторонне исследовав материла и обстоятельства дела, признав их несостоятельными, так как они основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права и направлены на переоценку доказательств собранных и исследованных судебными инстанциями в соответствии со статьями 55, 56, 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, аналогичные доводы кассатора не могут быть приняты во внимание судебной коллегией Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции.
Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являться достаточным основанием для пересмотра судебных постановлений по делу в кассационном порядке, заявителем не приведено.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе оставить постановления судов первой и (или) апелляционной инстанций без изменения, а кассационные жалобу, представление без удовлетворения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 04 июля 2019 год оставить без изменения, кассационную жалобу Белецкой Натальи Борисовны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.