Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Якубовской Е.В, судей Макаровой Е.В, Горковенко В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым о признании решения незаконным и понуждении к совершению определенных действий по кассационной жалобе ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 23 октября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым (далее УПФР в г. Симферополе, пенсионный орган) о признании решения незаконным и понуждении к совершению определенных действий.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 07 мая 2019 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 23 октября 2019 года решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 07 мая 2019 года отменено, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе истец ссылается на то, что при вынесении апелляционного определения допущены нарушения норм материального и процессуального права, в связи с чем указанное судебное постановление подлежит отмене.
В суд кассационной инстанции поступили заявления ФИО1, представителя УПФР в г. Симферополе по доверенности ФИО6 о рассмотрении дела в их отсутствие. При таких обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации (далее - ГПК РФ) кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Заслушав доклад судьи Якубовской Е.В, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
Судебными актами установлено, что с 01 февраля 1997 года по настоящее время истец работает врачом акушером-гинекологом в КРУ "Центр профилактики и борьбы со СПИДом".
Решением УПФР в г. Симферополе от 10 июля 2018 года N ФИО1 отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Федеральный закон N 400-ФЗ), так как специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, составил 24 года 9 месяцев 18 дней, при необходимых 30 годах.
В расчет специального стажа работы пенсионным органом не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации, командировки. Период работы с 01 февраля 1997 года по 03 декабря 2017 года в должности врача акушера-гинеколога поликлинического отделения КРУ "Центр профилактики и борьбы со СПИДом" исчислен в календарном исчислении, так как участие в проведении родов (операций) не подтверждено.
Согласно справке, уточняющей особый характер или условия груда, необходимые для назначения льготных пенсий, от 14 июня 2018 года N, ФИО1 работает в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Республики Крым "Центр профилактики и борьбы со СПИДом" в должности врача акушера-гинеколога с 01 февраля 1997 года по 03 декабря 2017 года (на полную ставку 1, 0) с 04 декабря 2017 года по настоящее время (на 0, 5 ставки). С 01 февраля 1997 года по настоящее время выполнял работы в режиме сокращенной продолжительности рабочего времени в объеме полной ставки (с вредными и опасными условиями груда). Проводил динамическое диспансерное наблюдение женщин с ВИЧ-инфекцией. Данные о периодах работы, не подлежащих включению в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение отсутствуют.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из нижеследующего.
Согласно части 1 статьи 1 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года, Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания настоящего Договора.
В соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) до 1 января 2015 года действовал переходный период, в течение которого урегулировались вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 11 Закона N 6-ФКЗ законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, подлежит применению на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 01 января 2015 года.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее Закон N 400-ФЗ) предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила 3 исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как определено пункте 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 марта 2011 года N 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и других работ, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы вопределенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В силу частей 3, 4 статьи 30 Федерального закона N 400- ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Пенсия за выслугу лет в соответствии со статьей 7 Закона Украины от 05 ноября 1991 года N 1788-XII назначалась при наличии у лица права на нее и при условии увольнения с работы, которая давала право на назначение указанной пенсии.
Таким образом, установление наличия у лица права на пенсию за выслугу лет и исчисление ряда периодов в льготном размере являлось не безусловным, и пенсия назначалась лишь при условии увольнения с работы, которая давала право на назначение пенсии по выслуге лет.
Законодатель, устанавливая на территории Республики Крым и города Севастополя переходный период, и, вводя с 01 января 2015 года иные условия и нормы пенсионного обеспечения, предоставил гражданам возможность адаптироваться к изменениям в пенсионном законодательстве, в силу чего, до 1 января 2015 года на территории Республики Крым действовало пенсионное законодательство Украины и лица, имеющие право на пенсионное обеспечение по выслуге лет имели возможность реализовать свои права, в том числе и заявитель мог реализовать право выхода на пенсию по выслуге лет по условиям пенсионного законодательства Украины.
Судебная коллегия кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о том, что поскольку ФИО1 после возникновения у него права на пенсию по выслуге лет в соответствии со статьей 7 Закона Украины от 05 ноября 1991 года N 1788-XI1, не воспользовался данным правом и за назначением пенсии в пенсионный орган Украины не обращался, не уволился с занимаемой должности и продолжал работать, а также ввиду того, что в действующем пенсионном законодательстве Российской Федерации отсутствуют основания назначения пенсии по выслуге лет.
Доводы кассационной жалобы свидетельствуют не о нарушениях судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, а о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами, направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств, что не входит в компетенцию кассационного суда общей юрисдикции.
Таким образом, ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену судебного акта в кассационном порядке, в жалобе не приведено, позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергает, о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не могут повлечь отмену по существу правильного судебного постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 23 октября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.