Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Песоцкого В.В.
судей Брянского В.Ю, Кудрявцевой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи гражданское дело по иску Кацубина В. И. к Государственному Совету Республики Крым, Совету министров Республики Крым, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крымтехнологии", Министерству внутренней политики, информации и связи Республики Крым об устранении нарушений права по кассационной жалобе Кацубина В.И. на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 21 марта 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 1 августа 2019 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Песоцкого В.В, выслушав Кацубина В.И, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кацубин В.И. обратился с иском к Государственному Совету Республики Крым, Совету министров Республики Крым, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, Государственному унитарному предприятию Республики Крым "Крымтехнологии", Министерству внутренней политики, информации и связи Республики Крым об устранении нарушений права.
В обоснование своих требований истец указал, что на основании постановления Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года N "О вопросах управления собственностью Республики Крым" (с учетом изменений) в перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым под пунктом 75 включено имущество, ранее принадлежавшее Публичному акционерному обществу "Восход", что по мнению истца повлекло прекращение права собственности на имущество Публичного акционерного общества "Восход", в том, числе и истца как акционера. Истец просил исключить из перечня имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, указанные в пункте 75 Приложения к Постановлению Государственного Совета Республики Крым N от 03 сентября 2014 года в части объектов, расположенных по адресу: "адрес", общей площадью 12 000 кв.м и устранении нарушения права собственности путем признания данного постановления в части включения в перечень имущества пункта 75 приложения недействительным и неприменимым.
Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 21 марта 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 1 августа 2019 года, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Кацубиным В.И. поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
Представители ответчиков, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Как установлено судами и следует из материалов дела, он является акционером "данные изъяты") с долей в обществе более 25%, а также бенефициарным первичным собственником имущества "данные изъяты"
Объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: "адрес", которые принадлежали "данные изъяты" включены в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым согласно Постановлению Государственного Совета Республики Крым N от 03 сентября 2014 года.
ПАО "Восход" являлось собственником нежилого помещения - здания и хозяйственно-бытового строения по вышеуказанному адресу, о чем свидетельствует извлечение из реестра права собственности на недвижимое имущество Украины.
ПАО "Восход" не использовало возможность зарегистрироваться на территории Российской Федерации в качестве юридического лица до 01 марта 2015 года, в связи с чем в настоящее время не имеет права осуществлять свою деятельность на территории Российской Федерации.
30 апреля 2014 года Государственным Советом Республики Крым принято постановление N "О вопросах управления собственностью Республики Крым", которым установлено, что на период интеграции Республики Крым в состав Российской Федерации и до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью, все государственное имущество (государства Украина) и бесхозное имущество, а также имущество, указанное в Приложении к настоящему постановлению, находящееся на территории Республики Крым, учитывается как собственность Республики Крым.
Среди перечня имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, в пункте 75 указано нежилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
03 сентября 2014 года Государственным Советом Республики Крым принято Постановление N "О внесении изменений в Постановление Государственного Совета Республики Крым N от 30 апреля 2014 года "О вопросах управления собственностью Республики Крым", согласно которому пункт 1 постановления Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года N "О вопросах управления собственностью Республики Крым" после слов "на территории Республики Крым" дополнено словами "а также имущество, указанное в Приложении к настоящему постановлению".
28 декабря 2016 года Государственным Советом Республики Крым принято постановление "О внесении изменений в постановление Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года N "О вопросах управления собственностью Республики Крым" N, в котором пункт 75 изложен в редакции: "объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: "адрес"" с указанием данных объектов.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанции указали, что предоставленные Кацубиным В.И. документы не подтверждают его право собственности на включенное в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, конкретное имущество или размер доли в праве долевой собственности на него, в связи с чем пришли к выводу об отказе в удовлетворении иска.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит состоявшиеся судебные акты законными и обоснованными.
Согласно статье 6 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Конституции Республики Крым органы государственной власти Республики Крым, органы местного самоуправления, образованные на территории Республики Крым, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституцию Республики Крым, законы и иные нормативные правовые акты Республики Крым.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
В соответствии со статьей 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое - имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В соответствии со статьей 75 Конституции Республики Крым к ведению государственного Совета Республики Крым относится принятие постановлений Государственного Совета Республики Крым, внесение в них изменений, а согласно статьи 95 до регулирования вопросов интеграции Республики Крым в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, а также принятия предусмотренных настоящей Конституцией законов и иных нормативных правовых актов Республики Крым, Конституция Республики Крым применяется с учетом положений Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании, в составе Российской Федерации новых субъектов и положений Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя".
Частями 2, 4 Закона Республики Крым от 15 мая 2014 года N 2-ЗРК "О Государственном Совете Республики Крым - Парламенте Республики Крым" Государственный Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает законы и постановления, которые обязательны к исполнению на всей территории Республики Крым.
Порядок принятия Государственным Советом законов и постановлений определяется Конституцией Республики Крым, настоящим Законом, Регламентом Государственного Совета. Порядок опубликования и вступления их в силу определяется законом Республики Крым на основании федерального законодательства.
Согласно статье 1 Регламента Государственного Совета Республики Крым, утвержденного Постановлением Государственного Совета Республики Крым 24 декабря 2014 года N, Регламент Государственного Совета Республики Крым устанавливает процедуру подготовки и рассмотрения вопросов, принятия законов Республики Крым и постановлений Государственного Совета Республики Крым и его Президиума.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в целях обеспечения участия в отношениях гражданского оборота обладающие гражданской правоспособностью юридические лица, которые имели в соответствии с учредительными документами место нахождения постоянно действующего исполнительного органа либо в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, на территории Республики Крым или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, города федерального значения Севастополя и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц в срок до 1 марта 2015 года, если иной срок не установлен Федеральным конституционным законом от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", Федеральным законом "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" или настоящим пунктом.
Согласно части 9 статьи 19 Федерального закона от 30 ноября 1994 года N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи юридические лица, которые не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации, не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц и не приобрели статус филиала (представительства) иностранного юридического лица в срок, установленный настоящей статьей, Федеральным законом "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" или статьей 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", по истечении этого срока не имеют права осуществлять деятельность на территории Российской Федерации (за исключением деятельности, направленной на исполнение обязательств указанных юридических лиц, возникших до истечения этого срока, в объеме, необходимом для исполнения данных обязательств и прекращения деятельности указанных юридических лиц) и подлежат ликвидации.
С учетом вышеуказанных норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, а также того, что Кацубин В.И. не представил доказательств принадлежности конкретного индивидуально-определенного недвижимого имущества ПАО "Восход", которое включено в Перечень имущества, учитываемого как собственность Республики Крым, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении иска.
В целом доводы кассационной жалобы сводятся к несогласию с оценкой доказательств по делу и являются несостоятельными, поскольку доказательства по делу проверены судами и оценены в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, следовательно, они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 21 марта 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 1 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кацубина В.И. - без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Песоцкий
Судьи В.Ю. Брянский
Е.Н. Кудрявцева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.