Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Зиновьевой К.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, поданную через суд первой инстанции 4 февраля 2020 года, на решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 31 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 28 ноября 2019 года
по административному делу N 2а-3169/2019 по административному исковому заявлению Акиваева Акива Амалтаевича о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области (далее - Управление Росреестра по Иркутской области) по исправлению технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э, пояснения представителя Управления Росреестра по Иркутской области Рубцовой И.А, поддержавшую доводы кассационной жалобы, установила:
Акиваев А.А. обратился в Свердловский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением о признании незаконными действий Управления Росреестра по Иркутской области по исправлению технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", внесенные 6 марта 2019 года, возложении обязанности исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об исправлении технической ошибки в сведениях кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", внесенные 6 марта 2019 года.
Требования мотивированы тем, что административному истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, с кадастровым номером "данные изъяты", расположенный по адресу: "адрес", площадью 1 190 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под эксплуатацию существующих зданий.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка определена в порядке, установленном законом, на дату 7 мая 2013 года в размере 2 943 893, 4 руб. и внесена в Единый государственный реестр недвижимости 11 июля 2014 года. Соответственно, полагаясь на записи о кадастровой записи в Едином государственном реестре недвижимости с 2014 года, исчислял и уплачивал земельный налог, исходя из указанной стоимости.
В апреле 2019 года Межрайонная ИФНС России N 20 по Иркутской области сообщила заявителю, что 6 марта 2018 года государственным регистратором принято решение об исправлении технической ошибки в сведениях Единого государственного кадастра недвижимости в отношении кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего Акиваеву А.А.
Согласно выписке от 11 апреля 2019 года в реестр 6 марта 2019 года внесена кадастровая стоимость, без заявления об изменении, в размере 16 425 534, 3 руб. Указана дата применения указанной стоимости с 27 декабря 2016 года.
Полагает, что действия регистрирующего органа по исправлению технической ошибки 6 марта 2019 года нарушают его права и не соответствуют пункту 4 статьи 61 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости".
Решением Свердловского районного суда г. Иркутска от 31 июля 2019 года признаны незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области по исправлению технической ошибки в сведениях кадастра недвижимости Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", произведенные 6 марта 2019 года. На Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области возложена обязанность исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об исправлении технической ошибки в сведениях кадастра недвижимости Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес", внесенные 6 марта 2019 года
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 28 ноября 2019 года решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 31 июля 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управлением Росреестра по Иркутской области ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений при рассмотрении дела судами допущено не было.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что орган регистрации прав вправе сделать выводы о допущенной ошибке только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушения прав и законных интересов других лиц. Суд пришел к выводу об отсутствии в записях Единого государственного реестра недвижимости технических ошибок, грамматических и арифметических ошибок, допущенных органом регистрации прав, а также каких-либо противоречий между сведениями в Едином государственном реестре недвижимости и сведениями, содержащимися в документах, на основании которых они вносились в реестр объектов недвижимости в 2013 года, в связи с чем у административного ответчика отсутствовали законные основания для исправления технической ошибки в кадастровой стоимости спорного земельного участка. Исправление технической ошибки об изменении кадастровой стоимости земельного участка нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также создает угрозу такого нарушения, поскольку обязанность уплачивать налог от измененной кадастровой стоимости земельного участка возникает с даты ее применения.
Судебная коллегия, проверяя законность решения суда в апелляционном порядке с выводами суда согласилась.
Из материалов дела следует, и установлено судам, Акиваев А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", расположенного по адресу: "адрес". Земельный участок образован 7 мая 2013 года в результате раздела земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты".
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" определена при постановке на кадастровый учет на основании акта утверждения кадастровой стоимости от 5 мая 2014 года в размере 2 943 893, 40 руб, в порядке, установленном пунктом 2.1.17. "методических указаний", утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 12 августа 2006 года N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", путем умножения площади вновь образованного в результате раздела земельного участка на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка. Кадастровая стоимость преобразованного земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" была определена при утверждении результатов кадастровой оценки Постановлением Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области" с удельным показателем 2 473, 86 руб. / 1 кв.м. с установленным 9 видом разрешенного использования. Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" была внесена в Единый государственный реестр недвижимости 11 июля 2014 года.
Постановлением Правительства Иркутской области от 12 декабря 2016 года N 781-пп "О внесении изменений в приложение 1 к постановлению Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года N 517-пп" в раздел "город Иркутск" приложения 1 к постановлению Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года N 517-пп "О результатах определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Иркутской области" внесены изменения, согласно которым для земельного участка в строке 46501 с кадастровой стоимостью "данные изъяты" установлен вид разрешенного использования - 5 и удельный показатель кадастровой стоимости 13 802, 97 руб. / за 1 кв.м.
Согласно уведомлению об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости от 6 марта 2019 года принято решение об исправлении технической ошибки, согласно которому исправления внесены на основании Постановления Правительства Иркутской области N 781-пп, сведения о кадастровой стоимости исправлены на 16 425 534.30 руб, удельный показатель исправлен на 13 802, 97 руб. / 1 кв.м.
Согласно акту определения кадастровой стоимости земельных участков от 5 марта 2019 года кадастровая стоимость земельного участка определена в связи с исправлением технической ошибки в сведениях о кадастровой стоимости.
Согласно части 1 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости, исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях.
Согласно пункту 16 статьи 21 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в случае исправления технической и (или) методологической ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, допускается изменение кадастровой стоимости, полученной после исправления таких ошибок, только в сторону понижения.
Оценивая представленные доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о незаконности принятого решения об исправлении технической ошибки, поскольку обстоятельства, свидетельствующие о ее наличии, а также о наличии оснований для изменения кадастровой стоимости путем исправления технической ошибки, в ходе рассмотрения дела не нашли подтверждения.
Доводы кассационной жалобы о том, что в связи с изменением удельного показателя, подлежащего применению для определения кадастровой стоимости земельного участка, на основании постановления Правительства Иркутской области от 12 декабря 2016 года N 781-пп не была определена кадастровая стоимость земельного участка, не свидетельствуют о незаконности судебных актов, поскольку указанные обстоятельства не подтверждают наличие технической ошибки в данных о кадастровой стоимости.
Доводы кассационной жалобы о том, что техническая ошибка возникла вследствие ошибки, допущенной при проведении государственной кадастровой оценки при группировке земельных участков по виду разрешенного использования, не могут быть приняты во внимание, основаны не неправильной оценке спорных правоотношений. После внесения изменений в приложение N 1 к Постановлению Правительства Иркутской области от 15 ноября 2013 года N 517-ПП кадастровая стоимость земельного участка в установленном законом порядке не была определена. Нарушения, допущенные при проведении государственной кадастровой оценке и при определении кадастровой стоимости, в соответствии с требованиями статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не носят технический характер и не подлежат исправлению путем исправления технических ошибок. Вопреки доводам кассационной жалобы, оценивая законность принятого решения об исправлении технической ошибки, спор оспаривании результатов определения кадастровой стоимости не разрешался судом, доводы о нарушении родовой подсудности не обоснованы.
Не опровергают правильности выводов судов доводы кассационной жалобы о том, что при исправлении технической ошибки определена дата начала применения кадастровой стоимости - соответствующая дате вступления в законную силу постановления Правительства Иркутской области от 12 декабря 2016 года N 781-пп, поскольку с учетом положений, установленных 24.20 Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, указанные доводы не соответствуют нормам материального права, что в том числе также свидетельствует о незаконности оспариваемого решения об исправлении технической ошибки. Кроме того, возникшее вследствие исправления технической ошибки несоответствие, вызывает неоднозначное толкование сведений Единого государственного реестра недвижимости для целей их применения, что влечет нарушение прав административного истца.
С учетом характера спорных правоотношений, состав лиц, подлежащих привлечению к участию в деле, судом определен правильно, нарушений требований процессуального закона, влекущих наличие безусловных оснований для отмены судебных актов, допущено не было.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку, изложенную в судебных актах, выводы судов обстоятельствам дела соответствуют. Доводы жалобы фактически направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела, что не может являться основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке. Существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, доводы не подтверждают.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Свердловского районного суда г. Иркутска от 31 июля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 28 ноября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.