Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Зиновьевой К.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Кемеровской области, поданную через суд первой инстанции 6 февраля 2020 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 28 ноября 2019 года
по административному делу N 2а-969/2019 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 13 по Кемеровской области (далее - Межрайонная ИФНС России N 13 по Кемеровской области) к Осиповой Анастасии Владимировне о взыскании задолженности по налогам и пени.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Евтифеевой О.Э, пояснения представителя Межрайонной ИФНС России N 13 по Кемеровской области Неверова И.О, поддержавшего доводы кассационной жалобы, установила:
Межрайонная ИФНС России N 13 по Кемеровской области обратилась в Новокузнецкий районный суд Кемеровской области с административным исковым заявлением о взыскании с Осиповой А.В. задолженности по транспортному налогу за 2014 год в размере 2 300 руб, пени по транспортному налогу за 2014 год в размере 18, 98 руб, задолженности по транспортному налогу за 2015 год в размере 507 руб, пени по транспортному налогу за 2015 год в размере 2, 03 руб, задолженности по имущественному налогу за 2016 год в размере 295 руб, пени по имущественному налогу за 2016 год в размере 3, 99 руб, задолженности по земельному налогу за 2014 год в размере 12 руб, пени по земельному налогу за 2014 год в размере 0, 79 руб, задолженности по земельному налогу за 2015 год в размере 12 руб, пени по земельному налогу за 2015 год в размере 0, 79 руб, задолженности по земельному налогу за 2016 год в размере 50 руб, пени по земельному налогу за 2016 год в размере 3, 31 руб, всего в сумме 3 205, 89 руб.
Требования мотивированы тем, что по сведениям, предоставленным налоговому органу органами ГИБДД административный ответчик в 2014-2015 годах имела зарегистрированные транспортные средства: SUBARU IMPREZA, 95 л.с, г/н "данные изъяты" дата отчуждения 22 августа 2015 года; TOYOTA COROLLA FIELDER, 110 л.с, г/н "данные изъяты", дата отчуждения 23 декабря 2014 года.
Кроме того, в период 2014-2016 имела в собственности: земельный участок с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 11 919 кв.м, расположенный по адресу: "адрес"; нежилое здание с кадастровым номером "данные изъяты", площадью 1 970 кв.м, расположенное по адресу: "адрес".
Осиповой А.В. были направлены в установленный законом срок: налоговое уведомление N 309617 от 1 апреля 2015 года со сроком уплаты не позднее 1 октября 2015 года транспортного налога за 2014 год сумме 2 300 руб, земельного налога за 2014 год в сумме 59 руб.; налоговое уведомление N 82980595 от 27 августа 2016 года со сроком уплаты не позднее 1 декабря 2016 года транспортного налога за 2015 год в сумме 507 руб, земельного налога за 2015 год в сумме 59 руб.; налоговое уведомление N 44510748 от 6 сентября 2017 года со сроком уплаты не позднее 1 декабря 2017 года земельного налога за 2016 год в сумме 50 руб, имущественного налога за 2016 год в сумме 295 руб.
Неисполнение Осиповой А.В. обязанности по уплате налогов за период 2014-2016 послужило основанием для направления требований:
N 30500 по состоянию на 10 ноября 2015 года об уплате в срок до 1 февраля 2016 года имеющейся у налогоплательщика задолженности по транспортному налогу в общей сумме 2 300 руб. и пени в сумме 19, 01 руб, по земельному налогу в размере 59 руб. и пени в размере 0, 53 руб.;
N 17083 по состоянию на 14 декабря 2016 года об уплате в срок до 13 февраля 2017 года задолженности по транспортному налогу в размере 507 руб. и пени в размере 2, 03 руб, по земельному налогу в размере 59 руб. и пени в размере 0, 24 руб.;
N 1437 по состоянию на 26 августа 2018 года об уплате в срок до 3 декабря 2018 года задолженности по земельному налогу в размере 295 руб. и пени в размере 3, 99 руб, по земельному налогу в размере 74 руб. и пени в сумме 4, 89 руб.
Требования оставлены административным ответчиком без исполнения.
Определением мирового судьи судебного участка N 3 Новокузнецкого судебного района Кемеровской области от 19 апреля 2019 года судебный приказ от 5 апреля 2019 года о взыскании с Осиповой А.В. в пользу Межрайонной ИФНС России N 13 по Кемеровской области задолженности по налогам отменен.
Решением Новокузнецкого районного суда Кемеровской области от 16 августа 2019 года с Осиповой А.В. в пользу Межрайонной ИФНС России N 13 по Кемеровской области взыскана задолженность по транспортному налогу за 2014 год в размере 2 300 руб. и пени 18, 98 руб, задолженность по транспортному налогу за 2015 год в размере 507 руб. и пени 2, 03 руб, задолженность по имущественному налогу за 2016 год в размере 295 руб. и пени 3, 99 руб, задолженность по земельному налогу за 2014 год в размере 12 руб. и пени 0, 79 руб, задолженность по земельному налогу за 2015 год в размере 12 руб. и пени 0, 79 руб, задолженность по земельному налогу за 2016 года размере 50 руб. и пени 3, 31 руб, всего в сумме 3 205, 89 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 28 ноября 2019 года решение Новокузнецкого районного суда Кемеровской области от 16 августа 2019 года отменено, принято новое решение о взыскании с Осиповой А.В. недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 295 руб. и пени 3, 99 руб, недоимки по земельному налогу за 2016 год в размере 50 руб. и пени 0, 67 руб, всего в сумме 349, 66 руб. В остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Межрайонной ИФНС России N 13 по Кемеровской области ставится вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решение первой инстанции.
Проверив материалы административного дела, заслушав представителя административного истца, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции.
Отменяя решение первой инстанции, и принимая новое решение, которым отказано в удовлетворении требований в части взыскания налогов за 2014 и 2015 годы, судебная коллегия указала, что с административного ответчика подлежит взысканию недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 295 руб, пени на указанную недоимку в размере 3, 99 руб, недоимка по земельному налогу за 2016 год в размере 50 руб, пени на указанную недоимку в размере 0, 67 руб, поскольку заявление о вынесении судебного приказа подано налоговым органом 3 апреля 2019 года, то есть с пропуском установленного абзацем 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срока для взыскания налогов за 2014 и 2015 годы, который истек 2 июня 2018 года. Срок для обращения в суд по требованию от 26 августа 2018 года о взыскании налогов и пени за 2016 год административным истцом нарушен не был, как не был нарушен и срок для обращения в суд с административным иском (5 июня 2019 года) после отмены судебного приказа 19 апреля 2019 года.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, пеней, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, пеней, превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Из материалов дела следует, что общая сумма налогов и пени, подлежащих взысканию, превысила 3 000 руб. по требованию N 1437 от 26 августа 2018 года, срок исполнения требования установлен до 3 декабря 2018 года. Таким образом, заявление о выдаче судебного приказа N 2а-422/19 от 5 апреля 2019 года подано налоговым органом в установленный законом срок. Выводы судебной коллегии о пропуске срока на обращение с требованием о взыскании налогов за налоговые периоды 2014 и 2015 годов постановлены на основе неправильного применения норм материального права, обстоятельствам административного дела не соответствуют.
Кроме того, пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Пени за каждый день просрочки определяются в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Судебной коллегией произведен расчет пени по земельному налогу за 2016 год на сумму недоимки 50 руб. в размере 0, 67 руб. за 56 дней просрочки уплаты. Период для расчета пени апелляционное определение не содержит. Согласно уведомлению N 44510748 от 6 сентября 2017 года уплата налога должна быть произведена не позднее 1 декабря 2017 года, в требование N 1437 включены пени по земельному налогу в размере 4, 89 руб. по состоянию на 26 августа 2018 года. Период просрочки для начисления пени превышает 56 дней, выводы судебной коллегии не мотивированы, обстоятельствам дела не соответствуют.
Кроме того, при определении общей суммы налогов и пеней, подлежащей взысканию с физического лица, в том числе для целей исчисления сроков, установленных частью 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, судебной коллегий не дана оценка предъявлению требований о взыскании пени по земельному налогу за 2014 год в размере 0, 79 руб. и пени по земельному налогу за 2015 год в размере 0, 79 руб, в то время как в требованиях N 30500 по состоянию на 10 ноября 2015 года и N 17083 по состоянию на 14 декабря 2016 года предъявлены пени по указанному налогу в размере 0, 53 руб. и 0, 24 руб. соответственно. Указанные обстоятельства в ходе рассмотрения дела не являлись предметом судебной оценки в суде первой и апелляционной инстанций.
С учетом изложенного, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что апелляционное определение нельзя признать законным и обоснованным, апелляционное определение подлежит отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 28 ноября 2019 года отменить, административное дело направить в суд апелляционной инстанции на новое рассмотрение.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.