Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиновьевой К.В.
судей Никулиной И.А, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Дзержинского муниципального образования, поданную через суд первой инстанции 12 февраля 2020 г, на решение Иркутского районного суда Иркутской области от 24 июля 2019 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 12 ноября 2019 г, по административному делу 2а-2060/2019 по административному исковому заявлению прокурора Иркутского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Дзержинского муниципального образования о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В, выслушав представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации Еськову Ю.С, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Иркутского района обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Дзержинского муниципального образования, в котором просил признать незаконным бездействие администрации Дзержинского муниципального образования, выразившееся в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования; обязать администрацию Дзержинского муниципального образования в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
В обоснование требований указал, что в ходе проведенного анализа состояния законности в сфере организации похоронного дела, прокуратурой Иркутского района установлено, что на территории Дзержинского муниципального образования для погребения умершего и оказания услуг по погребению не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, что нарушает гарантированные законом права неопределенного круга лиц, права родственников и близких умершего на безвозмездное получение гарантированных услуг по погребению, поскольку служба осуществляет функции, предусмотренные статьями 6, 9, 12 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Решением Иркутского районного суда Иркутской области от 24 июля 2019 г, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 12 ноября 2019 г, требования удовлетворены, постановлено:
Признать незаконным бездействие администрации Дзержинского муниципального образования, выразившееся в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования;
Обязать администрацию Дзержинского муниципального образования в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
В кассационной жалобе Администрация Дзержинского муниципального образования ставит вопрос об отмене судебных актов, просит принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований отказать.
В судебном заседании представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации Еськова Ю.С. возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Администрация Дзержинского муниципального образования своего представителя в судебное заседание не направила, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещена надлежащим образом, направила в суд заявление, в котором просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее также - Федеральный закон N 8-ФЗ), который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (статья 1).
Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с названным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела (далее - специализированная служба), порядок деятельности которых определяется названными органами (пункты 1 и 2 статьи 25, статья 29 Федерального закона N 8-ФЗ).
Специализированная служба на безвозмездной основе оказывает супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантированный законом следующий перечень услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом) (пункты 1 и 2 статьи 9 Федерального закона N 8-ФЗ).
В Указе Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 г. N 1001 "О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших" установлено, что специализированные службы оказывают на безвозмездной основе перечисленные выше услуги по погребению по первому требованию указанных в пункте 1 статьи 9 Федерального закона N 8-ФЗ лиц, а также обращено внимание на недопустимость отказа специализированных служб в оказании таких услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств и по другим основаниям (пункт 1), предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению.
При отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности, погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел, также осуществляется специализированной службой, предоставляющей услуги, включающие оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение (статья 12 Федерального закона N 8-ФЗ).
Из содержания части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) следует, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают рядом полномочий, в частности, создают муниципальные предприятия и учреждения, осуществляют финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
На основании части 4 статьи 51 Федерального закона N 131-Ф3 муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Исходя из положений пункта 22 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона N 131-Ф3, пункта 14 статьи 2 закона Иркутской области от 3 ноября 2016 г. N 96-ОЗ "О закреплении за сельскими поселениями Иркутской области вопросов местного значения", части 2 статьи 1, пункта 23 части 1 статьи 6 Устава Дзержинского муниципального образования, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения Дзержинского муниципального образования, наделенного статусом сельского поселения.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что в Дзержинском муниципальном образовании не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела. Ежегодно главой Дзержинского муниципального образования устанавливается стоимость гарантированного перечня услуг по погребению, предоставляемых специализированной службой по вопросам похоронного дела, однако такая служба в муниципальном образовании отсутствует. Отсутствие муниципального общественного кладбища не является основанием для освобождения органа местного самоуправления от исполнения возложенной на него законом обязанности по созданию специализированной службы. Специализированная служба осуществляет функции исполнителя волеизъявления умершего, оказывает гарантированные законом услуги по погребению лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, осуществляет погребение умерших, личность которых не установлена, отсутствие такой службы нарушает гарантированные законом права неопределенного круга лиц.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Доводы кассационной жалобы о том, что у административного ответчика имеются договорные отношения со специализированной службой, расположенной на территории соседнего муниципалитета, на общественном кладбище которого исторически производится погребение умерших граждан, проживающих на территории Дзержинского муниципального образования, материалами дела не подтверждены, и опровергаются объяснениями представителя административного ответчика в судебном заседании суда первой инстанции, из которых следует, что соответствующий договор не заключен.
Кроме того, федеральный законодатель предусмотрел создание специализированной службы именно органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого она осуществляет деятельность, как гарантию безусловного исполнения требований Федерального закона N 8-ФЗ.
Исходя из положений Федерального закона N 8-ФЗ и Федерального закона N 131-Ф3, органы местного самоуправления вправе создавать специализированные службы в форме межмуниципальных хозяйственных обществ, однако из материалов дела следует, что органом местного самоуправления Дзержинского муниципального образования данное право не реализовано.
Доводы кассационной жалобы о том, что специализированная служба не будет иметь возможность осуществлять погребение ввиду отсутствия на территории муниципального образования общественного кладбища, не могут быть приняты во внимание, поскольку орган местного самоуправления может обеспечить такую возможность, реализуя полномочия, предоставленные законодательством, в том числе в рамках межмуниципального сотрудничества либо путем создания на территории поселения мест захоронения.
Доводы кассационной жалобы не опровергают правильность выводов судов и не содержат оснований к отмене судебных актов.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба администрации Дзержинского муниципального образования удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Иркутского районного суда Иркутской области от 24 июля 2019 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 12 ноября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.