Судья Чкаловского районного суда города Екатеринбурга Шенаурин И.А., с участием привлекаемого к административной ответственности лица М., его защитника Логуновой Т.П., представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области Эккарт А.А., Ошкуковой А.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главного врача МАУ "Центральная городская клиническая больница N ..."
М., "данные изъяты", ранее к административной ответственности не привлекавшегося, УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ в период проведения эпидемиологического расследования на основании приказа заместителя начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Чкаловском районе города Екатеринбурга N по случаю регистрации инфекционного заболевания среди медицинских работников и оказании медицинской помощи заболевшим в отношении МАУ "ЦГБ N ..." в г. Екатеринбурге по пер. Рижский, 16, при изучении медицинской документации, непосредственно обнаружено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении главным врачом МАУ ЦГКБ N ... действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий с бездействием совершенном в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а именно: - не приняты меры в отношении лиц с подозрением на инфекционную болезнь: лица, поступившие с ДД.ММ.ГГГГ в приемное отделение ЦГКБ N ... с лабораторно подтвержденным COVID-19 и представляющие опасность для окружающих, не были госпитализированы:
- ДД.ММ.ГГГГ Б. имеющему положительный результат на COVID-19 было вручено постановление Роспотребнадзора о госпитализации. Он обратился ДД.ММ.ГГГГ в приемное отделение МАУ "ЦГКБ N24", где ему был установлен диагноз внебольничная полисегментарная двусторонняя пневмония средней степени тяжести коронавирусной этиологии. Однако Б. госпитализирован не был, оставлен на амбулаторном лечении;
- ДД.ММ.ГГГГ Г. имеющей положительный результат на COVID-19 было вручено Постановление Роспотребнадзора о госпитализации. Она обратилась ДД.ММ.ГГГГ в приемное отделение МАУ "ЦГКБ N24", где ей был установлен диагноз подтвержденная COVID-инфекция. Однако Г... госпитализирована не была, оставлена на амбулаторном лечении.
Кроме того, имеющие лабораторно подтверждённый диагноз новая коронавирусная инфекция Ш. Б. И. К., А. также обращались в приемный покой МАУ "ЦГКБN24" в период с ДД.ММ.ГГГГ, и были оставлены на амбулаторном лечении с оформлением отказа от госпитализации.
Таким образом, главным врачом МАУ ЦГКБ N ... М. были нарушены требования Постановления Главного государственного санитарного врача Свердловской области от 05.02.2020г. N 66-00-01/01-3480-2020 "О введении ограничительных мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV", Постановления Главного Государственного санитарного врача РФ N 6 от 13.03.2020г. "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19" (п. 2.4), Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019" (п. 4.3), ст. 11, 33 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, п. 10.1 СП 3.1/3.2.3146-13 Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней, а именно: им не были приняты меры по госпитализации больных с лабораторно подтвержденным диагнозом COVID-19, представляющих опасность для окружающих, в период возникновения угрозы распространения заболевания, предоставляющую опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий.
М. в судебном заседании факт совершения правонарушения не признал, пояснив, что заболевшие новой коронавирусной инфекцией с легкой формой течения без симптомов законно направлялись для лечения на дому в амбулаторных условиях, в настоящее время такие больные также не госпитализируются, а направляются для лечения амбулаторно, о чем сообщается в Управление Роспотребнадзор.
Защитник привлекаемого к административной ответственности лица с нарушением не согласилась, пояснила, что согласно Приложению N 8 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19.03.2020 N 198н, не все пациенты с положительным результатом теста на COVID-19 подлежат обязательной госпитализации, а лишь указанные в п. 4 данного Приложения.
Представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области поддержали обстоятельства, указанные в протоколе об административном правонарушении.
Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, суд считает факт совершения главного врача МАУ "Центральная городская клиническая больница N ..." М. административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ установленным.
Указом Губернатора Свердловской области от 18 марта 2020 года N 100-УГ "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" на территории Свердловской области введен режим повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV). В связи с угрозой распространения на территории Свердловской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с подпунктом "б" пункта 6 статьи 41 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", статьями 6 и 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктами 3-1 и 3-3 статьи 6 Закона Свердловской области от 27 декабря 2004 года N 221-ОЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Свердловской области" Министерству здравоохранения Свердловской области постановлено совместно с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области обеспечить изоляцию граждан, у которых по результатам лабораторных исследований подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии с медицинскими показаниями (п. 14 Указа).
Согласно ст. 51 п. 6 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания.
Главный государственный санитарный врач Свердловской области на основании Постановления 05.02.2020г. N 66-00-01/01-3480-2020 "О введении ограничительных мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV" указал на необходимость незамедлительно изолировать и госпитализировать в медицинские организации, имеющие в своем составе мельцеровские боксы, больных (подозрительных на коронавирусную инфекцию).
Также указания на необходимость госпитализации (изоляции) контактных лиц (инфекционных больных) обусловлены положениями Постановления главного государственного санитарного врача РФ Поповой А.Ю. от 24.01.2020г. N2 "О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV", Постановления N 3 от 31.01.2020г. "О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV", Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации N 5 от 02.03.2020г. "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)", Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации N 6 от 13.03.2020г. "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19", Постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации N 7 от 18.03.2020г. "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-19".
Постановлением Главного Государственного санитарного врача РФ N 6 от 13.03.2020г. "О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-19", руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья предусмотрено обеспечить при выявлении проб, содержащих возбудитель, организацию немедленной госпитализации больного в медицинские организации, осуществляющие стационарную помощь инфекционным больным, с соблюдением всех правил биологической безопасности, направление материала от соответствующего лица в лаборатории подведомственных учреждений Роспотребнадзора и немедленную передачу информации об указанном случае в территориальные органы Роспотребнадзора (п. 2.4).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019", руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья необходимо обеспечить немедленную госпитализацию в медицинские организации, осуществляющие стационарную помощь инфекционным больным, и забор биологического материала для лабораторного обследования при появлении любых симптомов инфекционного заболевания у лиц, находящихся в условиях изоляции, и лабораторное обследование контактных с ними лиц (п. 4.3).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ, юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии со ст. 29 п. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Статья 33 п. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусматривает, что больные инфекционными заболеваниями, лица с подозрением на такие заболевания и контактировавшие с больными инфекционными заболеваниями лица, а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению или лечению и в случае, если они представляют опасность для окружающих, обязательной госпитализации или изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Аналогичные требования изложены в п. 10.1 СП 3.1/3.2.3146-13 Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней.
Факт совершения главным врачом ЦГБ N ... М. административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ подтверждается совокупностью исследованных доказательств: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; постановлениями Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ в отношении соответственно Б... и Г. которым контролирующим органом было предписано незамедлительно госпитализироваться в боксированную палату инфекционного отделения, спарками и выписками из Журнала ЦГБ N ... об имеющейся коронавирусной инфекции у Г., Б., Ш., Б., И., К., А... и иными материалами, исследованными в судебном заседании.
У суда нет оснований не доверять представленным доказательствам, так как они последовательны, не противоречивы и получены с соблюдением закона.
Отсутствие госпитализации граждан, с инфекционным заболеванием создает угрозу здоровью и может способствовать возникновению и распространению инфекционных заболеваний (коронавирусной инфекции COVID-19) среди населения.
Граждане, находящиеся на амбулаторном лечение, нарушают требования ст. 10 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", обязывающие граждан не осуществлять действий, влекущих за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья. Так как, наличие диагноза COVID19 создает непосредственную опасность для самого больного (контактного) и для окружающих, а также в связи с тем, что в случае оставления данных граждан без медицинской помощи, будет причинен существенный вред их здоровью и здоровью окружающих. Граждане должны были госпитализированы в специализированную медицинскую организацию, так как обследование и лечение больного может быть осуществлено только в стационарных условиях.
Доводы защиты о том, что М. действовал в строгом соответствии с положениями Приказ Минздрава России от 19.03.2020 N 198н и не госпитализировал больных с легким течением новой коронавирусной инфекции на законе не основан и противоречит Указу Губернатора Свердловской области от 18 марта 2020 года N 100-УГ "О введении на территории Свердловской области режима повышенной готовности и принятии дополнительных мер по защите населения от новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)", ведомственным актам Главного государственного санитарного врача РФ.
Приказ главного врача МАУ "ЦГБ N ..." от ДД.ММ.ГГГГ об организации оказания амбулаторной медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией и подозрением на нее в МАУ "ЦГБ N ..." не подменяет собой нормы ведомственных постановлений Главного Государственного санитарного врача РФ, предписывающие немедленную госпитализацию больным коронавирусной инфекцией, не освобождает от обязанности в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции госпитализировать всех больных, являющихся носителями новой коронавирусной инфекции.
Довод М. о том, что при госпитализации больных новой коронавирусной инфекцией любого типа течения, в том числе и с легкой формой, вызовет нехватку мест для возможно поступающих в будущем таких же зараженных с более тяжелой формой, суд во внимание не принимает, так как он противоречит постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 N 7 "Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019".
Действия М. суд квалифицирует по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ как нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий совершенные при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих и в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).
При назначении наказания, судья учитывает характер и степень опасности административного правонарушения, данные о личности виновного, который ранее не привлекался к административной ответственности.
Объектом административного правонарушения являются здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность М. судья признает, в соответствии с ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ, наличие на иждивении малолетнего ребенка.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Поскольку объектом административного правонарушения является здоровье населения, а данное правонарушение в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения создает возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ не имеется.
Исходя из смысла ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ, определяющее значение для решения вопроса о возможности назначения административного наказания ниже низшего предела является наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями.
В рассматриваемом случае судья не усматривает каких-либо исключительных обстоятельств, послуживших причиной совершения М. административного правонарушения. Также М. не представлены документы, свидетельствующие о тяжелом материальном положении.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 29.9, ст. 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях главному врачу МАУ "Центральная городская клиническая больница N ..." М., назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) руб.
Штраф должен быть оплачен правонарушителем в течение 60 дней с момента вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам: УФК по Свердловской области (Управление Роспотребнадзора по СО) ИНН 6670083677 КПП 667001001 р/с 40101810500000010010 в Уральское ГУ Банка России, БИК 046577001 КБК 14111628000016000140 ОКТМО 65754000 УИН 14102660016920001381 ЕИП 1400000000000000000000643.
В случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении указанного выше срока суд направит в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
В соответствии с ч. 2 ст. 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, вынесшими постановление на срок до трех месяцев.
Кроме того, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, судебный пристав-исполнитель возбуждает административное производство по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Санкция данной статьи предусматривает наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления через Чкаловский районный суд города Екатеринбурга.
Судья /подпись/ И.А. Шенаурин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.