ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело N 88а-8969/2020
номер дела суда 1-й инстанции 2а-4399/2019
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 14 мая 2020 года
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Иванова А.Е, судей Шелудько В.В, Усенко Н.В, рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя Федерального агентства воздушного транспорта по доверенности ФИО на решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 13 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 29 октября 2019 года по административному иску Семенова А.В. к Федеральному агентству воздушного транспорта о признании незаконным отказа в выдаче свидетельства.
Заслушав доклад судьи Иванова А.Е, объяснение представителя административного истца ФИО, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, установил:
Семенов А.В. обратился в суд с административным иском к Федеральному агентству воздушного транспорта (далее - Росавиация) о признании незаконным отказа в выдаче ему нового свидетельства и об обязании устранить нарушение его прав, свобод и законных интересов.
Решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 13 мая 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 29 октября 2019 года, административный иск Семенова А.В. удовлетворен. Признано незаконным решение Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) от 25 октября 2018 года N исх-27117/01 об отказе Семенову А.В. в выдаче свидетельства коммерческого пилота. На Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) возложена обязанность выдать Семенову А.В. свидетельство коммерческого пилота на основании его заявления от 03 октября 2018 года с внесением в него квалификационных отметок и примечаний, которым соответствует Семенов А.В.
В кассационной жалобе, представитель Росвиации по доверенности ФИО просит отменить состоявшиеся судебные акты, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указав, что принятые судебные акты являются незаконными, поскольку судами при рассмотрении дела неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции, представитель административного истца Семенова А.В. по ордеру N от ДД.ММ.ГГГГ - адвокат ФИО доводам кассационной жалобы возражал, просил состоявшиеся судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив и обсудив доводы кассационной жалобы, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 13 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 29 октября 2019 года подлежащим отмене с направлением в Прикубанский районный суда г. Краснодара дела на новое рассмотрение, что обусловлено следующим.
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (статья 3 КАС РФ).
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов. Если для определённой категории административных дел федеральным законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка (части 1 и 3 статьи 4 КАС РФ).
Суд обеспечивает равную судебную защиту прав, свобод и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.
Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путём восстановления их нарушенных прав и свобод (статьи 6, 8, 9 КАС РФ).
При разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное (части 2 и 5 статьи 15 КАС РФ).
Обязанность доказывания указанных обстоятельств возлагается на орган, организацию, наделённые государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (статья 226 КАС РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции, в силу части 2 статьи 328 КАС РФ, являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие основания имеются.
Предмет спора составляют общественные отношения, связанные с реализацией права граждан на получение свидетельства коммерческого пилота и, как следствие, с приобретением специального статуса лица, входящего в состав лётного экипажа гражданской авиации, объективные критерии которого установлены Воздушным кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 52 Кодекса к авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полётов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полётов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала (пункт 1).
Согласно Перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации Российской Федерации, утверждённому приказом Минтранса России от 4 августа 2015 года N 240, пилот, внешний пилот, штурман, бортрадист, бортинженер (бортмеханик), лётчик-наблюдатель входят в состав лётного экипажа гражданской авиации.
Подготовка специалистов согласно Перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, осуществляется по программам подготовки, утверждённым уполномоченным органом в области гражданской авиации. Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами (пункты 2 и 4 статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации).
Образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов авиационного персонала, осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц требованиям авиационных правил, и порядок выдачи данного документа устанавливаются указанными уполномоченными органами. Специалисты авиационного персонала гражданской авиации подлежат обязательной аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункты 3 и 4 статьи 8 Кодекса).
К выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна допускаются лица, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства.
Правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение указанных свидетельств требованиям федеральных авиационных правил, а также правила выдачи указанных свидетельств устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункты 1 и 11 статьи 53 Кодекса).
Из этого исходят Правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением 7 сверхлёгкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлётной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полётов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 года N 670 (далее - Правила, утверждённые постановлением от 6 августа 2013 года N 670), говоря о том, что свидетельства выдаются Федеральным агентством воздушного транспорта лицам, прошедшим подготовку по программам подготовки, утверждённым в соответствии со статьёй 54 Воздушного кодекса Российской Федерации, и проверку соответствия их знаний, навыков, опыта, возраста и состояния здоровья требованиям федеральных авиационных правил.
Как видно из изложенного, Воздушный кодекс Российской Федерации, рассматривая профессиональную подготовку в качестве объективного критерия правового статуса лиц из числа лётного экипажа согласно Перечню (пилот, внешний пилот, штурман, бортрадист, бортинженер (бортмеханик), лётчик-наблюдатель), не раскрывает непосредственно содержание профессиональной подготовки.
Профессиональная подготовка как правовая категория, как объект правового регулирования, как образовательная функция урегулирована ранее действовавшим Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года N3266-1 "Об образовании". Согласно этому закону она имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определённой работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. Государство в необходимых случаях создаёт лицам, не имеющим основного общего образования, условия для получения ими профессиональной подготовки. Профессиональная подготовка может быть получена в образовательных учреждениях, а также в образовательных подразделениях организаций, имеющих соответствующие лицензии, и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией (статья 21).
В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" термин "профессиональная подготовка" заменён иным термином "профессиональное обучение". Тождественность этих терминов признаётся административным ответчиком.
В силу статьи 2 данного федерального закона профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимся знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определённых трудовых, служебных функций (определённых видов трудовой, служебной деятельности, профессий (пункт 13).
Статья 73 данного федерального закона, определяя целевую направленность профессионального обучения, устанавливает, что оно направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, получение этими лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования (часть 1);
под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевшим профессии рабочего или должности служащего (часть 2);
под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учётом потребностей производства, вида профессиональной деятельности (часть 3);
под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности без повышения образовательного уровня (часть 4);
профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. Учебные центры профессиональной квалификации могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством в качестве структурных подразделений юридических лиц (часть 6);
продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации (часть 8).
По смыслу статей 195.1, 195.3, Трудового кодекса Российской Федерации профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции. Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Установленные другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определённой трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.
Применительно к профессиональной деятельности лиц из числа лётного экипажа роль профессионального стандарта выполняют Федеральные авиационные правила "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полётов гражданской авиации", утверждённые приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 147, разработанные в соответствии со статьёй 53 Воздушного кодекса Российской Федерации, со статьями 32, 33 и 37 Конвенции о международной гражданской авиации и в целях реализации стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (Приложение 1 "Выдача свидетельств авиационному персоналу").
Из материалов дела следует и судами первой и апелляционной инстанций установлено, что 5 октября 2018 года Семенов А.В. обратился в Росавиацию с заявлением о выдаче свидетельства пилота коммерческой авиации. С заявлением были представлены: копия паспорта и заграничного паспорта; копия диплома ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации" серии N N от 22 декабря 2017 года по заочной форме обучения по направлению подготовки "Аэронавигация" с присвоением квалификации "бакалавр" по профилю "Лётная эксплуатация гражданских воздушных судов", из них часть образовательной программы в объеме 20 зачетных единиц освоена в ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации"; копия диплома ФГБОУ ВПО "Южно-Уральский государственный университет" N от 2014 года; копия протокола проверки знаний (тестирования); справка, подтверждающая опыт и копии листов летных книжек; копия справки, подтверждающей прохождение проверки навыков и копия акта проверки; копия акта проверки на тренажере (simulator check) и technical loq; копия медицинского заключения; копия сертификата тестирования по английскому языку IV уровень IСАО; копия квитанции об оплате госпошлины.
Письмом начальника Управления летной эксплуатации Росавиации от 25 октября 2018 года N Исх-27117/01 Семенову А.В. было отказано в выдаче свидетельства по причине наличия в представленных документах сведений, указывающих на несоответствие кандидата требованиям пункта 1 статьи 52 и пункта 4 статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации, предусматривающего профессиональную подготовку специалистов авиационного персонала по программам подготовки, утверждённым уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что Семеновым А.В. при обращении в Росавиацию с заявлением о выдаче свидетельства пилота коммерческой авиации были представлены документы в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 9 "Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации", подтверждающие его соответствие требованиям ФАП N 147, установленным для пилота коммерческой авиации, в связи с чем, судом сделан вывод об отсутствии у Федерального агентства воздушного транспорта оснований для отказа в выдаче Семенову А.В. свидетельства коммерческого пилота.
Однако с таким выводом судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции согласиться не может по следующим основаниям.
Судами установлено, сторонами не отрицается, что для получения административным истцом свидетельства пилота коммерческой авиации в государственный орган в числе прочих документов представлены:
- диплом ФГБОУ ВПО "Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)" (далее ЮУрГУ) о профессиональной подготовке по дополнительной профессиональной программе "Подготовка пилотов коммерческой авиации" от ДД.ММ.ГГГГ;
- диплом ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации" о получении профессионального образования по направлению 25.03.03 (бакалавриат) "Аэронавигация" по профилю "Лётная эксплуатация гражданских воздушных судов" по заочной форме обучения.
Не отрицая отсутствия у ЮУрГУ права проводить профессиональную подготовку, суды заключили, что диплом о профессиональном образовании может компенсировать отсутствие документа о профессиональной подготовке.
Так, согласно решению суда первой инстанции, выданный административному истцу диплом ФГБОУ ВПО "Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)" (далее ? ЮУрГУ) не должен являться основанием для выдачи свидетельства пилота. В подтверждение теоретической подготовки истцом предъявлялся диплом ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации". На основании изложенного суды сделали вывод о том, что административный истец предъявил согласно установленному перечню документы, которые подтверждали его соответствие ФАП-147 1 (л. 6 - 7 судебного решения).
Вместе с тем, в силу пункта 1 статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации к авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку.
Содержание термина "профессиональная подготовка" раскрывается в статье 54 Воздушного кодекса Российской Федерации - "подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации" - и нормах законодательства об образовании.
Действовавшие до 28 июня 2016 года ФАП-23 в пункте 2 в определении термина "профессиональная подготовка" содержали ссылку на статью 21 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании".
До 01 сентября 2013 года согласно пункту 1 статьи 21 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.
С 01 сентября 2013 года согласно пункту 13 статьи 2, частям и 2 статьи Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего. Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.
В силу пункта 13 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" профессиональное обучение вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определённых трудовых, служебных функций (определённых видов трудовой, служебной деятельности, профессий).
Исходя из изложенного, понятие "профессиональная подготовка" в смысле статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации включает в себя понятие "профессиональное обучение" в совокупности с требованиями подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, установленных статьёй 54 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Применительно к рассматриваемому спору пункт 2 ФАП-2З определял теоретическую подготовку как этап процесса профессиональной подготовки авиационного персонала, имеющий целью приобретение обучаемым специальных знаний, их поддержание и совершенствование в соответствии с установленными требованиями. Как следует из указанной правовой нормы теоретическая подготовка по своему объёму не тождественна профессиональной подготовке в целом, поскольку другими этапами профессиональной подготовки пунктом 2 ФАП-2З определены тренажерная подготовка и лётная подготовка.
В свою очередь, пункт 12 статьи 2, статья 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" профессиональное образование определяют, как самостоятельный вид образования.
Более того, профессиональное образование и профессиональная подготовка регулируются разными блоками правовых норм глава 8 и глава 9 указанного федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" различаются и виды основных образовательных программ.
К основным профессиональным образовательным программам относятся, в частности, образовательные программы высшего образования программы бакалавриата.
К основным программам профессионального обучения программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих.
В силу пункта 1.1 ФГОС ВПО 161 ООО "Аэронавигация" федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 161000 "Аэронавигация" образовательными учреждениями высшего профессионального образования.
Поскольку тренажёрная, лётная подготовка этапы процесса профессиональной подготовки, и как следствие, часть программы профессиональной подготовки, и не являются составляющей ФГОС высшего профессионального образования 161000 "Аэронавигация".
Исходя из изложенного, суды необоснованно заключили, что диплом бакалавра (документ о профессиональном образовании) может подтверждать прохождение гражданином профессиональной подготовки.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в кассационном определении от 17 сентября 2019 года N69-КА19-2, правоотношения по профессиональной подготовке авиационного персонала, с учётом значимости задач государственного регулирования для обеспечения безопасности полётов воздушных судов, а также авиационной безопасности (на что обращено внимание в преамбуле Воздушного кодекса Российской Федерации), регулируются совокупностью правовых норм в сфере образования и в сфере использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации в их взаимосвязи. При этом правовое регулирование в названной сфере, установленное Воздушного кодекса Российской Федерации, имеет определяющее значение, исходя из правового принципа приоритета специальной нормы.
В этой связи без прохождения всех этапов профессиональной подготовки (теоретической, тренажёрной, лётной) нет оснований считать, что гражданин обладает надлежащей профессиональной подготовкой и, как следствие, может быть отнесён к авиационному персоналу в соответствии с пунктом статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, исходя из предмета и характера спора судам первой и апелляционной инстанций надлежало применить приведённые выше положения во взаимосвязи с положениями статей 2, 10, 11, 12, 13, 17, 54, 55, 60, 69, 70, 85 и 861 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", которыми раскрывается юридическая природа профессионального образования, в том числе высшего профессионального образования, профессиональной подготовки (профессионального обучения), дополнительного профессионального образования, образовательных профессиональных программ, программ профессионального обучения, документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении, а также определяются особенности реализации образовательных программ в области подготовки авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов. Уяснение данных правовых вопросов имеет особое юридическое значение для правильного рассмотрения настоящего дела.
Вопросы о том, находит ли своё выражение теоретическая, тренажёрная и лётная части подготовки пилота в образовательном стандарте ФГОС ВПО 161000 "Аэронавигация", допускается ли профессиональная переподготовка по программам обучения пилота коммерческой авиации в образовательных учреждениях гражданской авиации Российской Федерации лиц из числа выпускников высших (средних) технических учебных заведений до уровня, соответствующего свидетельству пилота коммерческой авиации, может ли осуществляться освоение образовательной программы в сокращённые сроки при реализации ускоренного обучения по индивидуальному плану уже имеющих высшее профессиональное образование по другим направлениям подготовки (специальностям), имеются ли правоограничения для получения свидетельства коммерческого пилота лицами, окончившими высшее учебное заведение по направлению 161000 "Аэронавигация" (квалификация (степень) "бакалавр") по заочной форме либо проходившими первоначальную лётную подготовку в иностранных учебных заведениях, либо в сертифицированных частных авиационных учебных центрах, установлен ли запрет обучения лётчиков в учебных центрах, являющихся структурными подразделениями или дочерними предприятиями авиакомпаний, не выяснялись. Применительно к настоящему делу судами не исследовался вопрос и о том, в каких случаях осуществляется так называемое первичное профессиональное обучение, в каких случаях переподготовка, а в каких случаях повышение квалификации.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции не могут расцениваться как соответствующие требованиям закона.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть, что при проверке законности оспариваемого решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 статьи 226 КАС РФ, в полном объёме.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда первой инстанции не проверял и не выяснял, имелись ли у Росавиации полномочия на принятие оспариваемого решения; является ли надлежащей процедура проверки соответствия знаний, навыков, опыта лица, претендующего на получение свидетельства, требованиям Федеральных авиационных правил; все ли документы были представлены, имелись ли расхождения в сведениях, находящихся у органа по выдаче свидетельства, и сведениях, указанных в представленных документах, что давало бы право уполномоченному органу проводить проверку с целью определения достоверности представленных сведений; если такая проверка проводилась, соблюдены ли сроки её проведения.
Суд апелляционной инстанции, проконстатировав в решении представление Семеновым А.В. пакета документов, вслед за судом первой инстанции полноту их не исследовал, суждений по этому вопросу не высказывал и не выяснял, какие из сведений, содержащихся в представленных документах, позволяют утверждать о соответствии профессиональной подготовки кандидата требованиям Федеральных авиационных правил.
Судебная коллегия полагает, что при новом рассмотрении дела необходимо устранить в этой части противоречие, проверить полноту представленных документов и их содержание, выяснить, в каком же из представленных документов содержатся сведения, подтверждающие или опровергающие правомерность отказа Росавиации в выдаче свидетельства.
Таким образом, обжалуемые судебные акты нельзя признать законным, в связи с чем они подлежат отмене, а административное дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции для установления указанных в настоящем определении обстоятельств и разрешения административного дела в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь, статьями 318, 327 - 331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 13 мая 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 29 октября 2019 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в Прикубанский районный суд г. Краснодара.
Председательствующий А.Е. Иванов
Судьи В.В. Шелудько
Н.В. Усенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.