Постановлением Верховного Суда РФ от 11 января 2021 г. N 83-АД20-9 настоящее постановление оставлено без изменения
Судья Первого кассационного суда общей юрисдикции Поддымов А.В., рассмотрев жалобу защитника - адвоката Евсеевой О.В., действующей в интересах акционерного общества "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат", на вступившие в законную силу постановление судьи Фокинского районного суда г. Брянска от 31 октября 2019 года и решение судьи Брянского областного суда от 10 февраля 2020 года, вынесенные в отношении акционерного общества "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" (далее - АО "Архангельский ЦБК", общество) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением судьи Фокинского районного суда г. Брянска от 31 октября 2019 года, оставленным без изменения решением судьи Брянского областного суда от 10 февраля 2020 года, АО "Архангельский ЦБК" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 16 716 руб. 13 коп. без конфискации предметов административного правонарушения.
В жалобе защитник общества Евсеева О.В. просит об отмене судебных актов, считая их незаконными, и прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Под таможенным декларированием понимается заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров (подпункт 35 пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
В соответствии со статьями 104 и 106 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру, либо в случаях, установленных в соответствии с названным Кодексом путем предоставления декларации на товары, предоставления документов, на основании которых заполнена декларация на товары, предоставления декларируемых товаров и других сведений, необходимых для таможенных целей.
Из пунктов 1 и 2 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза следует, что товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 названного Кодекса. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено названным Кодексом.
В соответствии со статьей 84 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза декларант обязан, в числе прочего, произвести таможенное декларирование товаров (подп. 1 п.2); представить таможенному органу в случаях, предусмотренных названным Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации (подп. 2 п.2); предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных данным Кодексом, либо по требованию таможенного органа (подп. 3 п.2).
В силу пункта 3 статьи 84 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 названной статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
Как усматривается из материалов дела, 19 марта 2019 года перевозчиком ОАО "Российские железные дороги" к таможенному контролю должностным лицам отдела таможенного оформления и таможенного контроля N Фокинского таможенного поста Брянской таможни для цели получения разрешения на убытие с таможенной территории Евразийского экономического союза в железнодорожном пункте пропуска железнодорожной станции "Брянск-Льговский" был представлен поезд N 3200, в составе которого находился железнодорожный вагон N. Из представленных перевозчиком для целей таможенного контроля передаточной проездной ведомости N, инвойса от 13 марта 2019 года N и декларации на товары N установлено, что в указанном железнодорожном вагоне от отправителя АО "Архангельский ЦБК" в адрес получателя ЧАО "Киевский картонно-бумажный комбинат" ("адрес") производилась международная перевозка товара "целлюлоза сульфатная белёная из хвойных пород древесины, бесхлорная", количество мест - 330, общий вес - 66 330 кг. Согласно сведениям, заявленным в товаротранспортной накладной от ДД.ММ.ГГГГ N, в вагоне N через таможенную границу Евразийского экономического союза перемещался товар - "целлюлоза сульфатная беленая из хвойных пород древесины, бесхлорная" весом 66 330 кг.
Железнодорожный вагон N с данным товаром был вывезен за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза, что подтверждается декларацией на товар и товаротранспортной накладной. ДД.ММ.ГГГГ указанный вагон с товаром по товаротранспортной накладной N возвращен перевозчиком ОАО "Российские железные дороги" в зону таможенного контроля станции "Брянск-Льговский". Согласно представленному акту общей формы от ДД.ММ.ГГГГ N данный вагон не был принят к дальнейшей перевозке железной дорогой Украины по причине выявления коммерческой неисправности в виде превышения допустимой нагрузки на ось.
1 апреля 2019 года на железнодорожной станции "Брянск-Льговский" под таможенным наблюдением произведено взвешивание товара в вагоне N 29060886, в результате которого был подтвержден факт превышения весовых характеристик товара.
4 апреля 2019 года должностными лицами Фокинского таможенного поста Брянской таможни проведён таможенный досмотр товара, представленного к убытию с территории Евразийского экономического союза в вагоне N 29060886. В результате таможенного досмотра товара с его взвешиванием (АТД от 4 апреля 2019 года N) установлен вес товара "целлюлоза сульфатная белёная из хвойных пород древесины, бесхлорная", который составил 67 195 кг.
Таможенное оформление товара, перемещаемого в вагоне N, произведено в Архангельской таможне по декларации на товар N, по которой под таможенную процедуру экспорта был помещен товар "целлюлоза сульфатная белёная из хвойных пород древесины, бесхлорная" весом брутто 198 990 кг, весом нетто 198000 кг. Согласно указанию в графе 18 данной декларации данный товар перевозился в железнодорожных вагонах N N, 29060886, 52679495. При этом товар "целлюлоза сульфатная белёная из хвойный пород древесины, бесхлорная", перевозка которого производилась в железнодорожном вагоне N, заявлен декларантом 19 марта 2019 года к убытию без указания о превышении задекларированного количества на 865 кг.
Таким образом, данный товар в нарушение требований статей 84, 104 и 106 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза не был задекларирован и не представлен под таможенную процедуру, допускающую его убытие с таможенной территории Евразийского экономического союза.
Согласно товаросопроводительным документам международную поставку товара из Российской Федерации осуществил декларант АО "Архангельский ЦБК", которым не были совершены в полном объеме необходимые действия, связанные с декларированием и помещением под таможенную процедуру, допускающую вывоз с таможенной территории Евразийского экономического союза товара "целлюлоза сульфатная белёная из хвойных пород древесины, бесхлорная", общим весом 865 кг, обнаруженного в ходе таможенного контроля, и который был представлен к убытию с таможенной территории Евразийского экономического союза в железнодорожном пункте пропуска станции "Брянск-Льговский" в составе указанного поезда.
Приведенные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 8 августа 2019 года; декларацией на товар N, передаточной ведомостью от 19 марта 2019 года N, транспортными ведомостями N N, 26886785 и 26886895, вагонным листом на повагонную отправку в вагоне N от 12 марта 2019 года, счет-проформой от 13 марта 2019 года N, товаросопроводительным документом от 12 марта 2019 года N, актом общей формы от 20 марта 2019 года N железнодорожной станции "Брянск-Льговский" Московской железной дороги ОАО "Российские железные дороги", актом таможенного наблюдения от 1 апреля 2019 года за взвешиванием железнодорожного вагона N, результатами измерения веса в динамике от 1 апреля 2019 года; поручением на таможенный досмотр от 1 апреля 2019 года и актом таможенного досмотра от 3 апреля 2019 года N, объяснениями сотрудников таможни ФИО4, ФИО5 от 4 июня 2019 года, понятых ФИО6, ФИО7, заключением эксперта ЭКС ЦЭКТУ от 11 июля 2019 года N и другими доказательствами по делу, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние АО "Архангельский ЦБК" правильно квалифицировано по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы из имеющихся в деле доказательств следует, что в вагонах N N и 52679495 согласно указанным АО "Архангельский ЦБК" данным убыл товар весом 66 330 кг. и 66 330 кг. соответственно. Оснований сомневаться в достоверности представленных обществом сведений, не имеется.
Довод жалобы о том, что в заключении эксперта ЭКС ЦЭКТУ от 11 июля 2019 года N отсутствуют ответы на все поставленные перед ним вопросы, не может повлечь отмену судебных актов, поскольку в материалах дела достаточно доказательств, позволявших сделать вывод о наличии в деянии общества указанного состава административного правонарушения. В связи с этим необходимости в назначении дополнительной экспертизы не имелось.
Вопреки доводам жалобы стоимость предмета административного правонарушения правильно определялась на дату совершения административного правонарушения.
Доводы жалобы со ссылкой на заключение специалиста САФУ имени М.В. Ломоносова и данные о погодных условиях в г. Брянске о том, что вес товара увеличился на 865 кг. в результате поглощения влаги, не могут повлечь отмену судебных актов. Из материалов дела следует, что товар находился в крытом железнодорожном вагоне в упаковке. На фотографиях кип с поврежденной упаковкой незначительно. При взвешивании установлено, что вес кип с поврежденной упаковкой такой же такой же, как и вес с неповрежденной упаковкой. Имеющиеся в материалах дела фотографии вагона и товара также не подтверждают указанный довод.
Доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и доказательств, которые были предметом исследования и оценки предыдущих судебных инстанций, они не опровергают наличие в деянии общества объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность постановлений.
Несогласие защитника общества Евсеевой О.В. с оценкой имеющихся в деле доказательств, не свидетельствует о том, что судебными инстанциями допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание назначено АО "Архангельский ЦБК" в пределах санкции ч.1 ст.16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом положений статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.2, 4.3 названного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену судебных актов, при рассмотрении жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 - 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Фокинского районного суда г. Брянска от 31 октября 2019 года и решение судьи Брянского областного суда от 10 февраля 2020 года, вынесенные в отношении акционерного общества "Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу защитника Евеевой О.В. - без удовлетворения.
Судья А.В. Поддымов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.