Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Бакулина А.А, судей: Рогачевой В.В, Котиковой О.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску Васьковского И. А. к администрации Пудожского муниципального района Республики Карелия о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилого фонда, по кассационной жалобе администрации Пудожского муниципального района Республики Карелия на решение Пудожского районного суда Республики Карелия от 5 ноября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 11 февраля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Бакулина А.А, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Васьковский И.А. обратился в суд с иском по тем основаниям, что он относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением администрации Пудожского муниципального района РК от 31 августа 2006 года N 409 он был определен в Авдеевский детский дом, с указанного времени и до вступления в законную силу решения Пудожского районного суда РК от 25 декабря 2018 года истец был зарегистрирован по адресу: "адрес" В настоящее время регистрации не имеет. Указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ в отношении него была применена мера пресечения "данные изъяты", а с "данные изъяты" "данные изъяты" "данные изъяты". 12 марта 2019 года истец обратился к ответчику с заявлением о признании его нуждающимся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда. По результатам рассмотрения заявления ему было отказано по причине достижения возраста 23 лет, а также ввиду того, что за ним закреплено жилое помещение по адресу: "адрес". При этом постановлением администрации Пудожского городского поселения от 25 июня 2018 года названный многоквартирный жилой дом был признан аварийным и подлежащим сносу. Указывает, что срок на обращение с указанным исковым заявлением им пропущен по уважительной причине, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ года он состоит на учете у врача - "данные изъяты", в 2009 году ему была установлена инвалидность, в период с 10 декабря 2010 года и по настоящее время находится на лечении "данные изъяты". Наличие имеющегося заболевания препятствовало своевременно обратиться в суд.
На основании изложенного истец просил обязать администрацию Пудожского муниципального района РК включить его в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда, площадью не ниже нормы предоставления, по договору найма специализированного жилого помещения на территории Пудожского муниципального района.
Решением суда исковые требования удовлетворены. Суд обязал администрацию Пудожского муниципального района РК включить Васьковского И.А. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда, площадью не ниже нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения на территории г. Пудожа Пудожского муниципального района. С администрации Пудожского муниципального района РК в пользу Васьковского И.А. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 11 февраля 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрации Пудожского муниципального района Республики Карелия ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам их незаконности.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны, извещенные надлежащим образом о дне времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Информация о рассмотрении дела также своевременно размещена на интернет сайте Третьего кассационного суда общей юрисдикции.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что не имеется оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ являющихся основаниями для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
В ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 11 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права.
В силу ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года (в действующей редакции) (далее - ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязань: осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжение1: жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договор.:" социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети.
оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
В соответствии с п. 3 ст. 8 ФЗ список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями формирует орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В ст. 4 Федерального закона N 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указано, что положения ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции с учетом изменений, внесенных Федеральным законом N 15-ФЗ) распространяются на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, то есть до 1 января 2013 года.
Постановлением Правительства РФ N 397 от 04 апреля 2019 года утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Согласно данным Правилам, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).
Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).
Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.
В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01 января 2013 года или после 01 января 2013 года имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.
Согласно ст. 4 Закона Республики Карелия "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" N 921-ЗРК от 28 ноября 2005 года (в редакции Закона РК от 21 октября 2019 года N 2409-ЗРК) государственными полномочиями Республики Карелия по формированию списка детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ умерла мать истца Васьковского И.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в период, когда истец находился в несовершеннолетнем возрасте. Отец истца Васьковский А.П. был лишен родительских прав решением суда от ДД.ММ.ГГГГ, последний умер ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации Пудожского муниципального района РК N 409 от 31 августа 2006 года несовершеннолетний Васьковский И.А. был определен в Авдеевский детский дом, постановлением б/н от ДД.ММ.ГГГГ Пудожской городской администрацией за Васьковским И.А. закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ истец осужден за совершение преступления к наказанию в виде N месяцев лишения, освобожден в апреле N года. "данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
В соответствии с решением Пудожского районного суда РК от 25 декабря 2018 года Васьковский И.А. был признан прекратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес". где он был зарегистрирован в период нахождения в Авдеевском детском доме. В настоящее время Васьковский И.А. имеет регистрацию только по месту пребывания в медицинской организации по адресу: "адрес", с 05 февраля 2019 по 05 февраля
2022 года. Истцу установлена 3 группа инвалидности бессрочно.
Также по делу установлено, что с 29 ноября 2007 года в жилом помещении, которое было закреплено за истцом, был зарегистрирован Игнатов И.А, не являющийся с Васьковским И.А. членами одной семьи. В соответствии с постановлением администрации Пудожского городского поселения N-п от 20 ноября 2013 года принято решение заключить с Игнатовым И.А. договор социального найма.
При этом постановлением администрации Пудожского городского поселения N-п от 25 июня 2018 года "адрес" признана аварийной, то есть непригодной для проживания.
Суд первой инстанции, оценив представленные по делу доказательства, пришел к правильному выводу о том, что истец в настоящее время не обеспечен каким-либо пригодным для проживания жилым помещением, обращение Васьковского И.А. в установленный законом срок (до достижениям им возраста 23 лет), а также фактическое вселение и проживание в закрепленном за ним жилом помещении, были невозможны по независящим от истца обстоятельствам, в связи с чем возложил на ответчика обязанность предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда, площадью не ниже нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору найма специализированного жилого помещения на территории г.Пудожа Пудожского муниципального района.
Как правильно отмечено, судом апелляционной инстанции, само по себе обращение истца к ответчику по достижении возраста 23 лет не является основанием для отказа в предоставлении истцу жилого помещения.
Так, в соответствии с правовой позицией, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года, отсутствие указанных лиц (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей) на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения.
В качестве уважительных причин несвоевременной постановки детей-сирот. детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, может рассматриваться состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении.
Суд первой инстанции установил, что Васьковский И.А. остался без попечения родителей будучи в несовершенн ак ем возрасте. По данным выписки из стационарной карты Васьковского И.А. в январе 2007 года в отношении истца было возбуждено уголовное дело по факту избиения воспитанницы детского дома, в ходе следствия истец признан невменяемым, в назначении принудительных мер медицинского характера отказано. После совершения краж в июле-августе 2008 года в рамках следствия вновь по результатам экспертизы истец признан невменяемым, ему установлен диагноз - эмоционально-неустойчивое расстройство личности импульсивного типа с частыми декомпенсациями. С января 2009 года по январь 2010 года истец лечился принудительно в психиатрической больнице.
Таким образом, истец страдает психическим заболеванием с несовершеннолетнего возраста. Характер заболевания истца не позволил Васьковскому И.А. в установленный законом срок в период, когда он достиг уже совершеннолетнего возраста, обратиться с заявлением в уполномоченный орган с целью обеспечения его жилым помещением.
Кроме того, жилое помещение, которое было закреплено за истцом, с ноября 2007 года не было свободно от прав иных лиц, в вышеуказанной квартире был зарегистрирован Игнашов И.А. Тот факт, что Игнашов И.А. умер N, в настоящее время правового значения не имеет, так как на момент освобождения квартиры от прав иных лиц жилье, которое предлагается истцу, уже стало непригодным для проживания.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по включению Васьковского И.А. в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и по предоставлению истцу специализированного жилого помещения на администрацию Пудожского муниципального района РК, поскольку основанием для заключения с истцом договора найма специализированного жилого помещения в данном случае будет являться соответствующее распоряжение ответчика.
С таким выводом суда обосновано согласилась судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия, полагая, что он основан на верном применении норм материального и процессуального права, при правильном определении юридически значимых обстоятельств по делу.
В силу ст. ст. 67, 3271 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
В силу своей компетенции суд кассационной инстанции исходит из признанных установленными судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судебными инстанциями, и правом переоценки доказательств не наделен.
Отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов. Указаний на судебную ошибку кассационная жалоба не содержит.
Нарушений судами норм материального или процессуального права не установлено. Оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Пудожского районного суда Республики Карелия от 5 ноября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 11 февраля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Пудожского муниципального района Республики Карелия без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.