Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Бушминой А.Е, Мироновой Н.А, при секретаре Грязнове Ю.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Пермского края в интересах неопределенного круга лиц к Березниковской городской Думе о признании недействующими Генерального плана Орлинского сельского поселения Усольского муниципального района, утвержденного решением Совета депутатов Орлинского сельского поселения от 14 ноября 2013 года N 7, и Правил землепользования и застройки Орлинского сельского поселения, утвержденных решением Земского Собрания Усольского муниципального района Пермского края от 25 января 2018 года N 425 в части установления санитарно-защитной зоны предприятия общества с ограниченной ответственностью "Статус мебель", по апелляционной жалобе Администрации города Березники на решение Пермского краевого суда от 7 февраля 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Кузьмичева В.А, возражения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
решением Совета депутатов Орлинского сельского поселения Усольского муниципального района Пермского края от 14 ноября 2013 года N 7, размещенным на официальном сайте Орлинского сельского поселения Усольского муниципального района в сети "Интернет", утвержден Генеральный план Орлинского сельского поселения Усольского муниципального района Пермского края (далее - решение от 14 ноября 2013 года N 7, Генеральный план).
Решением Земского Собрания Усольского муниципального района Пермского края от 25 января 2018 года N 425, опубликованным в официальном печатном издании "Усольская газета" и размещенным на официальном сайте администрации Усольского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", утверждены Правила землепользования и застройки Орлинского сельского поселения (далее - решение от 25 января 2018 года N 425, Правила землепользования и застройки).
Опубликованными в установленном порядке решениями Березниковской городской думы Пермского края от 29 мая 2019 года N 593 и N 594, от 24 апреля 2019 N 575, от 30 октября 2019 года N 669 в Генеральный план и Правила землепользования и застройки внесены изменения.
Первый заместитель прокурора Пермского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента вступления в законную силу решения суда Генерального плана и Правил землепользования и застройки в части установления санитарно-защитной зоны предприятия общества с ограниченной ответственностью "Статус Мебель" (далее - ООО "Статус Мебель") на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: "адрес". В обоснование заявленных требований указано, что указанная санитарно-защитная зона установлена органом местного самоуправления самостоятельно и произвольно, вопреки установленному законом порядку в отсутствие заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя. Установленная санитарно-защитная зона предприятия ООО "Статус-мебель" отображена в картах и схемах документов градостроительного зонирования, правил землепользования и застройки сельского поселения, вместе с тем, сведения о ее границах в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют. По мнению административного истца, Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе жителей Орлинского сельского поселения Березниковского городского округа Пермского края.
Решением Пермского краевого суда от 7 февраля 2020 года административное исковое заявление удовлетворено. Признаны недействующими Генеральный план и Правила землепользования и застройки в части установления санитарно-защитной зоны предприятия ООО "Статус Мебель".
В апелляционной жалобе Администрацией города Березники поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска, со ссылкой на то, что ни Положение о территориальном планировании, входящее в состав Генерального плана, ни Правила Землепользования и застройки не устанавливают санитарно-защитную зону ООО "Статус Мебель", в связи с чем отсутствуют какие-либо нарушения прав неопределенного круга лиц. Санитарно-защитная зона не установлена Генеральным планом, но в соответствии с функциональной зоной и расположенными в ней производственными объектами предусмотрена и отражена в Генеральном плане без установления размера и границ.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов участвующим в деле прокурором представлены возражения об их необоснованности и законности судебного акта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения явившихся по делу лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ), пунктам 1 и 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки поселений относится к компетенции представительного органа местного самоуправления.
Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности включает названный кодекс, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
В части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к этим отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации (часть 3 статьи 4 ГрК РФ), к которому относится и законодательство о санитарном благополучии населения.
Так, пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ) установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству определены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Согласно разделу VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон: промышленные объекты и производства четвертого класса - 100 м.
Установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности осуществляется на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (пункт 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03)
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ) и отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию (подпункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ). Характеристики зон с особыми условиями использования территорий включаются в положение о территориальном планировании генерального плана, в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения (пункт 1 части 4 статьи 23 ГрК РФ), а также в материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения (пункты 4 и 5 части 7 статьи 23 ГрК РФ).
Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 ГрК РФ).
Обращаясь в суд с требованиями о признании недействующими Генерального плана и Правил землепользования и застройки в части установления санитарно-защитной зоны предприятия ООО "Статус-мебель" (промышленный объект - производство прочей мебели), который расположен на территории Орлинского сельского поселения, административный истец исходил из того, что в нарушение указанных требований решение и санитарно-эпидемиологическое заключение Главного государственного санитарного врача Российской Федерации в отношении данного промышленного объекта на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов отсутствовали.
Разрешая спор, суд первой инстанции проанализировал приведенные нормы ГрК РФ, Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, исследовал материалы дела и пришел к выводу о том, что оспариваемые положения Генерального плана и Правил землепользования и застройки противоречат актам, имеющим большую юридическую силу, нарушают права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц - жителей Орлинского сельского поселения Березниковского городского округа Пермского края.
Оснований не согласиться с таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, в оспариваемой административным истцом части нормативными правовыми актами установлена санитарно-защитная зона предприятия ООО "Статус-мебель", расположенного на земельном участке с кадастровым номером N по адресу: "адрес", установлены границы данной зоны (Трубчатый колодец "адрес", район ООО "Статус-мебель", размер санитарно-защитной зоны - 50 м). Установленная санитарно-защитная зона также воспроизведена на карте зон с особыми условиями использования территории, на карте градостроительного зонирования в Правилах землепользования и застройки Орлинского сельского поселения.
Из сведений Единого государственного реестра юридических лиц следует, что основным видом деятельности ООО "Статус-мебель" является производство прочей мебели, что согласно санитарной классификации промышленных объектов относится к IV классу опасности, влекущему установление санитарно-защитной зоны.
В реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним санитарно-защитная зона не зарегистрирована, сведения о границах санитарно-защитной зоны отсутствуют.
В настоящее время ООО "Статус-мебель" деятельность на указанном земельном участке не ведется, а земельный участок с кадастровым номером N расположенный по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности обществу с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"".
В соответствии с основной картой Генерального плана, Картой градостроительного зонирования Орлинского сельского поселения Березниковского городского округа Пермского края, являющейся составной частью Правил землепользования и застройки на территории "адрес", обозначено расположение санитарно-защитной зоны, на карте границ зон с особыми условиями использования территории также обозначена санитарно-защитная зона.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами жалобы об отсутствии оснований полагать, что оспариваемыми Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки затрагиваются или нарушаются права, свободы или законные интересы неопределенного круга лиц, поскольку, применение установленной санитарно-защитной зоны подтверждается обращением ФИО6, которой принадлежат земельные участки, частично расположенные в границах установленной санитарно-защитной зоны.
Согласно статье 35 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены в связи с особыми условиями использования земельных участков и режимом хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
Исходя из положений пункта 9 части 1 и части 18.1 статьи 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", сведения о зонах с особыми условиями использования территории подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости с описанием местоположения границ и указанием перечня координат характерных точек таких зон, то есть границы таких зон должны быть определенными, иное нарушает законные интересы правообладателей земельных участков по их использованию.
Оценив по правилам статьи 84 КАС РФ информацию Северного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю о том, что санитарно-защитная зона в порядке, предусмотренном СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не устанавливалась, то есть санитарно-эпидемиологические заключения в части установления санитарно-защитных зон в районе земельного участка не выдавались, установив факт отсутствия решения Главного государственного санитарного врача Пермского края или его заместителя об утверждении санитарно-защитной зоны как для объекта промышленного производства, относящегося к IV классу опасности, так и для иных промышленных предприятий в границах земельного участка, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для отображения санитарно-защитных зон в отношении земельного участка в Генеральном плане и на карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами административного ответчика о том, что ни положение о территориальном планировании, входящее в состав Генерального плана, ни Правила землепользования и застройки не устанавливают санитарно-защитную зону, орган местного самоуправления с учетом требований действующего градостроительного законодательства наделен правом на отображение в картографическом материале Генерального плана ориентировочных размеров санитарно-защитных зон, закрепленных санитарной классификацией предприятий, поскольку эти доводы противоречат положениям подпункта 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ, из которого следует, что в генеральном плане необходимо отображать не зону, закрепленную санитарной классификацией предприятий, а санитарно-защитную зону, установленную в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отображение в документах территориального планирования и градостроительного зонирования санитарно-защитных зон допускается только после установления их уполномоченным органом.
Согласно пункту 25 постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года N N 222 "Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон" санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в ЕГРН.
С учетом изложенных обстоятельств, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что отображение в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки, являющихся обязательными для неопределенного круга лиц, не утвержденных в установленном порядке санитарно-защитных зон, фактически свидетельствует об установлении органом местного самоуправления такой зоны, что противоречит нормативным правовым актам большей юридической силы.
Данный вывод суда соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на правильном применении норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы администрации города Березники об обратном подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании закона, поскольку отображение в документах территориального планирования, градостроительного зонирования санитарно-защитных зон допускается только после установления их уполномоченным органом.
Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и не получили бы надлежащую правовую оценку в решении суда.
Решение суда основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Пермского краевого суда от 7 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Березники - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (город Челябинск) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Пермский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.