Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Бушминой А.Е, Мироновой Н.В, при секретаре Грязнове Ю.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению публичного акционерного общества "Башинформсвязь" о признании недействующими пунктов 253, 422, 5366, 1012, 129, 479, 3826, 168, 202 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636, по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 мая 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Кузьмичева В.А, заключение прокурора отдела Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, полагавшего решение суда подлежащим отмене в части, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
пунктами 253, 422, 5366, 1012, 129, 479, 3826, 168, 202 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2019 год), утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N636, размещенного на официальном сайте Правительства Республики Башкортостан (http://www.pravitelstvorb.ru) и официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан (http://www.npa.bashkortostan.ru), - нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, расположенное по адресу: "адрес", - нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, расположенное по адресу: "адрес", - нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, расположенное по адресу: "адрес", - нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, расположенное по адресу: "адрес", - нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, расположенное по адресу: "адрес", - нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, расположенное по адресу: "адрес", - нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, расположенное по адресу: "адрес", - нежилое помещение с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, расположенное по адресу: "адрес", - нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, расположенное по адресу: "адрес", признаны объектами недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации как кадастровая стоимость.
Публичное акционерное общество "Башинформсвязь", собственник вышеуказанных зданий, обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими с момента принятия нормативного правового акта указанных пунктов Перечня на 2019 год, обосновывая свою позицию тем, что объекты капитального строительства и земельные участки, на которых они расположены, не соответствуют требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что, в свою очередь, нарушает права и законные интересы общества, незаконно возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 мая 2020 года административное исковое заявление удовлетворено, признаны недействующими с момента принятия пункты 253, 422, 5366, 1012, 129, 479, 3826, 168, 202 Перечня на 2019 год в части включения в него спорных зданий. Взысканы с Правительства Республики Башкортостан в пользу административного истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
В апелляционной жалобе Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене судебного акта и вынесении решения об отказе в удовлетворении заявленных требований ввиду неправильного применения судом норм материального и процессуального права, ссылаясь на то, что спорные нежилые здания не могут быть исключены из перечня на 2019 год, так как соответствуют установленным требованиям статьи 2.1. Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N43-з "О налоге на имущество организаций" и пункта 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, пункт 202 обжалуемого постановления уже был признан недействующим решением Верховного суда Республики Башкортостан от 15 мая 2020 года.
Участвующим в деле прокурором представлены возражения относительно доводов апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) своевременно и в надлежащей форме.
Исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав положения подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 14, пункта 2 статьи 372, пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N 43-з "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон о налоге на имущество организаций), постановления Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения", сделал верный вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам (статьи 3 и 14 НК РФ).
Согласно пункту 2 статьи 375 НК РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 этого кодекса.
На территории Республики Башкортостан в соответствии со статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 30 октября 2014 года N141-з "О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций" с 1 января 2015 года введен налог на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ, в том числе указаны административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1), нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
Так, в Республике Башкортостан к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. м и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, а также отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункты 1, 3 части 1 статьи 2.1. Закона Республики Башкортостан от 28 ноября 2003 года N43-з "О налоге на имущество организаций").
В соответствии с постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 мая 2018 года N 233 "О мерах по организации процесса определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и его уточнения", в перечень включаются объекты недвижимого имущества, перечисленные в пунктах 1, 3-4 части 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан "О налоге на имущество организаций".
По смыслу приведенных предписаний федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Судом первой инстанции было установлено, а также материалами дела подтверждается, что
- нежилое здание, данные о наименовании отсутствуют, площадью "данные изъяты" кв. м с кадастровым номером N по адресу: "адрес", расположено на земельном участке с кадастровым номером N категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования: "для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности";
- нежилое здание с наименованием "часть административного здания" площадью "данные изъяты" кв. м с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", расположено на земельном участке с кадастровым номером N категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования: "для размещения и обслуживания служебного здания Караидельского районного узла связи";
- нежилое здание с наименованием "Мелеузовский районный узел связи" площадью "данные изъяты" кв. м с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", расположено в границах земельного участка с кадастровым номером N категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования "для эксплуатации производственной базы";
- нежилое здание с наименованием "административное здание" площадью "данные изъяты" кв. м с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", расположено в границах земельного участка с кадастровым номером N категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования "для размещения и обслуживания административных зданий отделений ФГУП "Почта России" и ОАО "Башинформсвязь";
- нежилое здание с наименованием "административное здание" площадью "данные изъяты" кв. м с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", расположено в границах земельного участка с кадастровым номером N категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования "для размещения автоматической телефонной станции и производственных сооружений по оказанию услуг связи на территории Балтачевского района";
- нежилое здание с наименованием "комплекс строений: часть административного здания, (количество этажей 3), гараж, склад" площадью "данные изъяты" кв. м с кадастровым номером N по адресу: "адрес", расположено в границах земельного участка с кадастровым номером N категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования "под объекты связи, радиовещания, телевидения и информатики";
- нежилое здание с наименованием "здание АТС-25" площадью "данные изъяты" кв. м с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", расположено в границах земельного участка с кадастровым номером N категории земель населенных пунктов с видом разрешенного использования "для обслуживания АТС-5";
- нежилое здание с наименованием "административное здание Бижбулякского РУС ОАО "Башинформсвязь" площадью "данные изъяты" кв. м с кадастровым номером N, по адресу: "адрес", расположено в границах земельного участка с кадастровым номером N категории земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатик, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с видом разрешенного использования "под объекты связи, радиовещания, телевидения и информатики".
Анализируя указанные виды разрешенного использования земельных участков, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что на дату принятия оспариваемого постановления земельные участки, не являясь безусловно определенными в целях применения положений статьи 378.2 НК РФ, прямо не предполагает размещения на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Следовательно, суд первой инстанции правильно констатировал, что спорные здания по указанному основанию в Перечень на 2019 год включены быть не могли.
Поскольку вид разрешенного использования земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, из буквального прочтения однозначно не позволяет прийти к выводу о размещении на них объектов исключительно в целях, соответствующих приведенному налоговому законодательству, то административным ответчиком должны быть представлены данные о фактическом использовании объектов недвижимости или сведения, содержащиеся в кадастровом паспорте объектов или документах технического учета (инвентаризации), указывающие на размещение в зданиях офисных, торговых объектов, объектов общественного питания или объектов бытового обслуживания не менее 20 процентов общей площади здания.
Как установлено судом и подтверждается материалами административного дела, мероприятия по определению вида фактического использования зданий на момент включения в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества не проводились.
Между тем из содержания представленной в дело технической документации на спорные здания усматривается, что площадь помещений, наименование которых предусматривает размещение помещений для размещения офисов делового, административного и коммерческого назначения составляет менее 20 процентов об общей площади спорных зданий. Из содержащихся в данной технической документации сведений не следует, что в указанных зданиях имеются помещения, прямо предназначенные для размещения офисных помещений, либо помещений общественного питания, либо помещений для осуществления деятельности, связанной с оказанием бытовых услуг населению.
Является верным заключение суда первой инстанции об отсутствии допустимых доказательств наличия помещений площадью более 20 процентов общей площади спорных зданий, фактически используемых для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В то же время наименование помещения "кабинет" нельзя расценить как предусматривающее размещение офиса для целей статьи 378.2 НК РФ, поскольку термин "кабинет" не является тождественным термину "офис".
Таким образом, документами технического учета (инвентаризации) не подтверждается, что спорные здания подлежали включению в Перечень исходя из критерия предназначения расположенных в них помещений.
То обстоятельство, что согласно техническим паспортам и сведениям в ЕГРН в наименовании некоторых спорных зданий имеется слово "административное", о правомерности включения в Перечень на 2019 год само по себе без учета содержащихся в экспликации наименования и назначения помещений, их образующих, а также без проведения мероприятий по определению вида фактического использования, свидетельствовать не может.
Следовательно, суд первой инстанции правомерно констатировал, что сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и документами технического учета (инвентаризации) не подтверждается законность включения спорных зданий в Перечень и соответствие оспариваемых норм положениям статьи 378.2 НК РФ.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ административный ответчик обязан доказать законность включения спорных зданий в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем, ни Министерством земельных и имущественных отношений, ни Правительством Республики Башкортостан относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорных зданий и помещений в них условиям, установленным НК РФ и необходимым для включения названных объектов в Перечень, не представлено, не содержится их и в апелляционной жалобе.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что здания не отвечали признакам объекта недвижимости, в отношении которого налоговая база могла быть определена исходя из кадастровой стоимости, в связи с чем, они не подлежали включению в Перечень на 2019 год, и законно признал пункты 253, 422, 5366, 1012, 129, 479, 3826, 168 Перечня на 2019 год недействующими.
Однако, суд первой инстанции при вынесении решения в части признания недействующим с момента принятия пункта 202 постановления Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" в отношении нежилого здания с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты" кв. м, расположенного по адресу: "адрес", не учёл, что решением Верховного суда Республики Башкортостан от 15 мая 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 11 августа 2020 года, данный пункт указанного постановления Правительства Республики Башкортостан уже признан недействующим.
В силу части 1 статьи 214 КАС РФ суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта, если установит, что имеются основания, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 39, частями 6 и 7 статьи 40, пунктами 1 - 3, 5 и 6 части 1 статьи 194 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 части 1 статьи 194 КАС РФ предусмотрено, что суд прекращает производство по административному делу об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете.
Принимая во внимание, что на момент вынесения обжалуемого решения пункт 202 был исключен из Перечня на 2019 год решением Верховного суда Республики Башкортостан от 15 мая 2020 года, судебная коллегия полагает необходимым в указанной части решение суда отменить, а производство прекратить.
Другие доводы, приведенные в апелляционной жалобе аналогичны доводам, заявлявшимся в суде первой инстанции, которым в решении дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 мая 2020 года в части признания недействующим с момента принятия пункта 202 постановления Правительства Республики Башкортостан от 24 декабря 2018 года N 636 "Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", содержащего указание на объект недвижимого имущества - нежилого здания с кадастровым номером N, общей площадью "данные изъяты"9 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", отменить.
В этой части производство по делу прекратить.
В остальной части решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 21 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.