Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Бушминой А.Е, Рогожиной Е.В, при секретаре Грязнове Ю.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Галкина Б.В. о признании не действующим в части решение Пермской городской Думы от 23 августа 2016 года N 171 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории города Перми", по апелляционным жалобам Администрации города Перми и Пермской городской Думы на решение Пермского краевого суда от 14 мая 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Кузьмичева В.А, объяснения представителя Администрации города Перми и Пермской городской Думы ФИО7, представителя Департамента экономики и промышленной политики Администрации "данные изъяты" ФИО8, возражения представителя административного истца ФИО11, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гаврилова Д.А, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
решением Пермской городской Думы от 23 августа 2016 года N 171 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории города Перми" (далее - решение Пермской городской Думы от 23 августа 2016 года N 171), опубликованном в печатном издании "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь" от 2 сентября 2016 года N 65, утверждена схема размещения рекламных конструкций (далее - Схема).
Решением Пермской городской Думы от 24 октября 2017 года N 208 "О внесении изменений в решение Пермской городской Думы от 23 августа 2016 N 171 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории города Перми", опубликованном в печатном издании "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь" от 10 ноября 2017 года N 77, Перечень рекламных конструкций на территории города Перми (далее - Перечень) дополнен строками 71-124 согласно приложению 1 к указанному решению.
В строку N включена рекламная конструкция с учетным номером: N, адресный ориентир: "адрес", вид рекламной конструкции: 2-сторонний щит, тип рекламной конструкции: отдельно стоящая, площадь информационного поля рекламной конструкции: 36 кв. м, форма собственности земельного участка (земли): земли, государственная собственность на которые не разграничена, координаты поворотных точек в системе координат города Перми: "данные изъяты"
Решением Пермской городской Думы от 25 сентября 2018 года N 172 "О внесении изменений в решение Пермской городской Думы от 23 августа 2016 года N 171 "Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории города Перми", опубликованном в печатном издании "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь" от 9 октября 2018 года N 74 и размещенным на официальном сайте муниципального образования город Пермь в сети "Интернет", Перечень рекламных конструкций на территории города Перми дополнен строками 185-916 согласно приложению 1 к указанному решению.
В строку N включена рекламная конструкция с учетным номером: N, адресный ориентир: "адрес" вид рекламной конструкции: 2-сторонний сити-борд, тип рекламной конструкции: отдельно стоящая, площадь информационного поля рекламной конструкции: "данные изъяты" кв. м, форма собственности земельного участка (земли): муниципальная земля, наличие прав третьих лиц на земельный участок: постоянное (бессрочное) пользование (МКУ "Пермблагоустройство"), координаты поворотных точек в системе координат города Перми: N.
В строку N включена рекламная конструкция с учетным номером: N, адресный ориентир: "адрес", вид рекламной конструкции: 2-сторонний сити-борд, тип рекламной конструкции: отдельно стоящая, площадь информационного поля рекламной конструкции: "данные изъяты" кв. м, форма собственности земельного участка (земли): муниципальная земля, наличие прав третьих лиц на земельный участок: постоянное (бессрочное) пользование (МКУ "Пермблагоустройство"), координаты поворотных точек в системе координат города Перми: N.
В строку N включена рекламная конструкция с учетным номером: N, адресный ориентир: "адрес" - "адрес", вид рекламной конструкции: 2-сторонний щит, тип рекламной конструкции: отдельно стоящая, площадь информационного поля рекламной конструкции: "данные изъяты" кв. м, форма собственности земельного участка (земли): муниципальная земля, координаты поворотных точек в системе координат города Перми: N.
В строку N включена рекламная конструкция с учетным номером: N, адресный ориентир: "адрес" "адрес" вид рекламной конструкции: 2-сторонний щит, тип рекламной конструкции: отдельно стоящая, площадь информационного поля рекламной конструкции: "данные изъяты" кв. м, форма собственности земельного участка (земли): муниципальная земля, наличие прав третьих лиц на земельный участок: постоянное (бессрочное) пользование (МКУ "Пермблагоустройство"), координаты поворотных точек в системе координат города Перми: N.
В строку N включена рекламная конструкция с учетным номером: N, адресный ориентир: "адрес", вид рекламной конструкции: 2-сторонний щит, тип рекламной конструкции: отдельно стоящая, площадь информационного поля рекламной конструкции: "данные изъяты" кв. м, форма собственности земельного участка (земли): муниципальная земля, наличие прав третьих лиц на земельный участок: постоянное (бессрочное) пользование (МКУ "Пермблагоустройство"), координаты поворотных точек в системе координат города Перми: N.
В строку N включена рекламная конструкция с учетным номером: N, адресный ориентир: "адрес", вид рекламной конструкции: 2-сторонний щит, тип рекламной конструкции: отдельно стоящая, площадь информационного поля рекламной конструкции: 36 кв. м, форма собственности земельного участка (земли): муниципальная земля, наличие прав третьих лиц на земельный участок: постоянное (бессрочное) пользование (МКУ "Пермблагоустройство"), координаты поворотных точек в системе координат города Перми: N.
Галкин Б.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не действующими со дня принятия строк Перечня рекламных конструкций на территории города Перми: 112, 758, 208, 493, 347, 292, 879 приложения 1 к решению Пермской городской Думы от 23 августа 2016 года N 171 и графическое отображение на карте размещения рекламных конструкций на территории города Перми мест размещения рекламных конструкций, соответствующих строкам: 112, 758, 208, 493, 347, 292, 879 приложения 2 к решению Пермской городской Думы от 23 августа 2016 года N 171, указав, что с ним заключены договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций с учетными номерами: N, однако реализовать свои права на установку и эксплуатацию рекламных конструкций не представляется возможным, поскольку для этого имеются технические препятствия, влияющие на безопасность использования рекламной конструкции. Полагает, что решение Пермской городской Думы от 23 августа 2016 года N 171 в оспариваемой части противоречит требованиям пункта 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон "О рекламе"), который имеет большую юридическую силу.
Решением Пермского краевого суда от 14 мая 2020 года административное исковое заявление удовлетворено. Признаны недействующими строки 112, 758, 208, 493, 347, 292, 879 таблицы Перечня рекламных конструкций на территории города Перми, приложения N 1 к решению Пермской городской Думы от 23 августа 2016 года N 171; графическое отображение на карте размещения рекламных конструкций на территории города Перми, мест размещения рекламных конструкций, соответствующих строкам 112, 758, 208, 493, 347, 292, 879, приложения 2 к решению Пермской городской Думы от 23 августа 2016 года N 171. С Пермской городской Думы в пользу Галкина Б.В. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В апелляционных жалобах Администрацией города Перми и Пермской городской Думой поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Относительно изложенных в апелляционных жалобах доводов административным истцом, МКУ "Пермская дирекция дорожного движения", Департаментом транспорта администрации г. Перми, а также участвующим в деле прокурором представлены возражения об их необоснованности и законности судебного акта.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на нее, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемый муниципальный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции, с соблюдением требований законодательства к его форме, порядку принятия и введения его в действие.
Проверяя соответствие оспариваемого в части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права и пришел к обоснованному выводу о признании его недействующим.
Утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории городского округа, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе", отнесены к вопросам местного значения городского округа (пункт 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно части 5.8 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации.
Разрешая спор, суд первой инстанции проанализировал приведенные нормы, сделал правильный вывод о несоответствии в части Перечня рекламных конструкций на территории города Перми Приложения 1 к решению Пермской городской Думы от 23 августа 2016 года N 171, нормативно-правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а именно пункту 5.8. статьи 19 Федерального закона "О рекламе", а также о нарушении прав, свобод и законных интересов административного истца, поскольку оспариваемые нормы препятствуют осуществлению им права на установку и эксплуатацию на территории города Перми рекламных конструкций, предоставленных на основании договоров, в соответствии с которыми на административного истца возложена обязанность по соблюдению при установке и эксплуатации рекламных конструкций требований, установленных Федеральным законом "О рекламе", в том числе требований к их безопасности.
Оснований не согласиться с таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, между ИП Галкиным Б.В. и Департаментом экономики и промышленной политики администрации города Перми на основании протокола аукциона в электронной форме заключены договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций с учетными номерами: N на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, либо на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена.
Однако реализовать свои права по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций истец не может, поскольку места размещения рекламных конструкций с указанными учетными номерами противоречат обязательным требованиям безопасности дорожного движения и федеральным правилам охранных зон воздушных линий электропередач, линий и сооружений связи, тепловых сетей.
В подтверждение своих доводов административным истцом представлены заключения кадастрового инженера ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ, а также ответы Департамента дорог и транспорта администрации города Перми, МКУ "Пермская дирекция дорожного движения", сведения специализированной программы "Vstreet".
Так, места размещения рекламных конструкций находятся: согласно строке N 208 - на трамвайных путях, N 347 - на проезжей части автомобильной дороги, N 758 - в парковочном кармане и частично на тротуаре, N 879 - на полотне строящейся проезжей части автомобильной дороги.
Суд первой инстанции, правомерно сославшись на положения части 4 статьи 19 Федерального закона "О рекламе", в соответствии с которой рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента, учел общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения, изложенные в "ГОСТ Р 52044-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", принятым постановлением Госстандарта России от 22 апреля 2003 года N 124-ст.
Приведенный ГОСТ Р 52044-2003 распространяется на средства наружной рекламы, размещенные на автомобильных дорогах и территориях городских, сельских поселений. Стандарт устанавливает общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения, а также требования к знакам информирования об объектах притяжения. К таким требованиям относится, в частности, запрет на размещение средств наружной рекламы в границах коридора безопасности, а также средства наружной рекламы не должны быть размещены: на одной опоре с дорожными знаками и светофорами; на железнодорожных переездах, в туннелях и под путепроводами; над въездами в туннели и выездами из туннелей; над проезжей частью; на дорожных ограждениях и направляющих устройствах; на подпорных стенах, деревьях, скалах, не являющихся частью дорожной инфраструктуры, и других природных объектах (пункт 6.1).
Суд пришел к правильном выводу, что размещение рекламных конструкций с учетными номерами N по адресу: "адрес", N по адресу: "адрес", N по адресу: "адрес", N по адресу: "адрес", не соответствует требованиям безопасности, предусмотренным Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 52044-2003, а соответственно строки 208, 347, 758, 879 перечня рекламных конструкций не соответствуют требованиям пункта 5.8 статьи 19 Федерального закона "О рекламе".
Место размещения рекламных конструкций согласно строке 112 находится рядом с опорой линий электропередач, 493 - на трассе линейно-кабельных сооружений связи, 292 - на тепловой сети, что подтверждается ответами ОАО "МРСК Урала" - филиал "Пермэнерго" Центральные электрические сети, ПАО "Ростелеком" Пермский филиал", МКУ "Пермблагоустройство".
Суд первой инстанции, проанализировав положения Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160, Типовые правила охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17 августа 1992 года N 197, а также Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 1995 года N 578, пришел к правильному выводу, что размещение рекламных конструкций с учетными номерами М-Щ-2017-139 по адресу: "адрес" - "адрес", N по адресу: "адрес" - "адрес", N по адресу: "адрес", не соответствует требованиям безопасности, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а соответственно строки 112, 493, 292 Перечня рекламных конструкций не соответствуют требованиям пункта 5.8 статьи 19 Федерального закона "О рекламе".
Доводы апелляционной жалобы о том, что заключения кадастрового инженера являются недопустимыми доказательствами, поскольку они противоречат между собой, отличаются по содержанию и выводам, являются несостоятельными, поскольку работы проведены методом спутниковых измерений на местности, первоначально кадастровым инженером была использована иная система координат, в связи с чем ставить под сомнение данные заключения у суда оснований не имелось.
Доводы апелляционных жалоб о возможности исследования вопросов несоответствия рассматриваемых мест размещения рекламных конструкций по "адрес" (строки 758, 292, 879 Перечня) требованиям безопасности только после окончания проведения работ по реконструкции соответствующих участков автомобильных дорог и их приемке, подлежат отклонению, поскольку МКУ "Пермблагоустройство" ответами от 2 июля 2019 года и от 28 февраля 2020 года отказало административному истцу в согласовании установки рекламных конструкций на данных участках в связи с нарушением требований безопасности в случае их установки. В связи с реконструкцией улиц "адрес" на момент рассмотрения дела судом в местах, определенных оспариваемым решением Пермской городской Думы, размещение рекламных конструкций невозможно, что нарушает права ИП Галкина Б.В. на размещение рекламных конструкций в соответствии с договором.
Доводы апелляционных жалоб не содержат новых обстоятельств, которые не были бы исследованы судом первой инстанции при рассмотрении административного дела и не получили бы надлежащую правовую оценку в решении суда.
Решение суда основано на анализе исследованных доказательств, мотивировано, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Пермского краевого суда от 14 мая 2020 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации города Перми и Пермской городской Думы - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (город Челябинск) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Пермский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.