Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Зайнуллиной Г.К. и Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Республики Дагестан на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 5 ноября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 3 марта 2020 г. по административному делу N 3а-153/2019 по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Завод стекловолокна" к Правительству Республики Дагестан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
открытое акционерное общество "Завод стекловолокна" (далее также - ОАО "Завод стекловолокна") обратилось в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ему на праве собственности земельных участков с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, из категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования для производственных целей, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 22 ноября 2013 г. в размере 3 828 733 руб. и с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, из категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования для производственных целей, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости по состоянию на 22 ноября 2013 г. в размере 2 788 487 руб.
В обоснование своих требований указал, что установленная кадастровая стоимость названных земельных участков не соответствует их рыночной стоимости, определенной в отчетах об оценке от 18 мая 2019 г. N и N, выполненных ООО "Эксперт", соответственно в размере 3 828 733 руб. и 2 788 487 руб, нарушает его права как собственника и ведет к уплате налога в завышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 5 ноября 2019 г. требования ОАО "Завод стекловолокна" удовлетворены. ОАО "Завод стекловолокна" восстановлен срок обращения в суд. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" установлена по состоянию на 22 ноября 2013 г. равной его рыночной стоимости по результатам судебной оценочной экспертизы в размере 3 956 813 руб, земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" - в размере 2 881 769 руб. С Правительства Республики Дагестан в пользу ОАО "Завод стекловолокна" взыскана уплаченная государственная пошлина в размере 4 000 руб, в пользу ООО "Республиканское Управление независимых экспертиз и проектирования" взысканы расходы на проведение судебной экспертизы в размере 35 000 руб, с возложением исполнения на Министерством финансов Республики Дагестан за счет казны Республики Дагестан.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 3 марта 2020 г. решение Верховного Суда Республики Дагестан от 5 ноября 2019 г. изменено, резолютивная часть решения суда дополнена указанием на дату подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости 21 июня 2019 г, в части взыскания с Правительства Республики Дагестан судебных расходов принято новое решение, которым судебные издержки отнесены на административного истца.
В кассационной жалобе, поданной через Верховный Суд Республики Дагестан 15 июня 2020 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 22 июня 2020 г, Правительство Республики Дагестан просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на их незаконность.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений не допущено.
Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее также - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде или в комиссии в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ОАО "Завод стекловолокна" является собственником земельных участков: с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, из категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования для производственных целей, расположенного по адресу: "адрес" и с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, из категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования для производственных целей, расположенного по адресу: "адрес".
На основании утвержденных Постановлением Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 г. N удельных показателей кадастровой стоимости и результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" и "данные изъяты" определена по состоянию на 22 ноября 2013 г. соответственно в размере 7 042 912, 36 руб. и 5 129 391, 52 руб.
Уведомлениями от 24 июня 2019 г. N Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Дагестан в принятии к рассмотрению заявления ОАО "Завод стекловолокна" о пересмотре кадастровой стоимости данных земельных участков отказано в связи с пропуском срока подачи заявления.
В обоснование своих требований административный истец представил отчеты об оценке от 22 августа 2019 г. N, выполненные ООО "Эксперт", согласно которым рыночная стоимость земельных участков на дату определения их кадастровой стоимости соответственно составила 3 828 733 руб. и 2 788 487 руб.
При рассмотрении административного дела судом первой инстанции с целью определения действительной рыночной стоимости объекта недвижимости определением от 11 сентября 2019 г. была назначена судебная оценочная экспертиза, которая поручена ООО "Республиканское Управление независимых экспертиз и проектирования".
Согласно заключению эксперта ООО "Республиканское Управление независимых экспертиз и проектирования" от 10 октября 2019 г. N рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты" и "данные изъяты" по состоянию на 22 ноября 2013 г. составила соответственно 3 956 813 руб. и 2 881 769 руб.
Разрешая спор, суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", обоснованно установили кадастровую стоимость находящегося в собственности у административного истца объектов недвижимости равной их рыночной стоимости определенной по результатам проведенной судебной экспертизы.
Заключение эксперта, подготовленное по результатам судебной экспертизы, проверено судами и ему дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации как относимого и допустимого доказательства рыночной стоимости названных земельных участков.
Суды признали, что данное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение эксперта соответствует законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, выводы эксперта надлежащим образом мотивированы, ясны, обоснованы исследованными обстоятельствами и не содержат противоречий.
Изложенные в жалобе доводы относительно несогласия с результатом судебной оценочной экспертизы, по существу, сводятся к несогласию с оценкой собранных по делу доказательств. Однако какие-либо доказательства, позволяющие усомниться в достоверности принятого судами первой и апелляционной инстанций экспертного заключения, в том числе в части правильности применения сравнительного подхода к определению рыночной стоимости земельного участка, административным ответчиком ни суду первой, ни суду апелляционной инстанций не представлялись. Несогласие заявителя с данной оценкой направлено на переоценку доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает принятые судебные акты вынесенными в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований, предусмотренных законом для их отмены в кассационном порядке, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 5 ноября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 3 марта 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Республики Дагестан - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Фахретдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.