Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Нафикова И.А, судей Зайнуллиной Г.К. и Фахретдиновой Р.Ф, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Правительства Республики Дагестан на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 6 ноября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 18 февраля 2020 г. по административному делу N 3а-159/2019 по административному исковому заявлению ФИО1 к Правительству Республики Дагестан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Дагестан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Заслушав доклад судьи Пятого кассационного суда общей юрисдикции Зайнуллиной Г.К, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Капланова А.А. обратилась в Верховный Суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, из категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования для размещения строительства объекта по оказанию услуг населению, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес" равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 декабря 2012 г. в размере 5 896 000 руб.
В обоснование своих требований указала, что установленная кадастровая стоимость в размере 13 058 000 руб. не соответствует его рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке от 19 августа 2019 г. N, выполненном ООО "Республиканское управление независимых экспертиз и проектирования", в размере 5 896 000 руб, нарушает его права как собственника и ведет к уплате налога в завышенном размере.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 6 ноября 2019 г. требования Каплановой А.А. удовлетворены. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" установлена равной его рыночной стоимости по результатам судебной оценочной экспертизы в размере 8 435 600 руб. С Правительства Республики Дагестан в пользу Каплановой А.А. взыскана уплаченная государственная пошлина в размере 300 руб, в пользу ООО "Независимая оценочная фирма "Алгоритм" взысканы расходы на проведение судебной экспертизы в размере 30 000 руб, с возложением исполнения на Министерством финансов Республики Дагестан за счет казны Республики Дагестан.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 18 февраля 2020 г. решение Верховного Суда Республики Дагестан от 6 ноября 2019 г. отменено в части взыскания с Правительства Республики Дагестан судебных расходов и в указанной части принято новое решение, которым судебные издержки отнесены на административного истца, резолютивная часть решения суда дополнена указанием на дату подачи заявления 26 августа 2019 г.
В кассационной жалобе, поданной через Верховный Суд Республики Дагестан 15 июня 2020 г. и поступившей вместе с делом в Пятый кассационный суд общей юрисдикции 22 июня 2020 г, Правительство Республики Дагестан просит отменить указанные судебные акты.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. Судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений не допущено.
Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статье 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее также - Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде или в комиссии в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Капланова А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, из категории земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования для размещения строительства объекта по оказанию услуг населению, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: "адрес".
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 31 января 2013 г. N утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Дагестан, оценка которых проводилась по состоянию на 1 декабря 2012 г, в соответствии с которым кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" определена в размере 13 058 000 руб.
В обоснование своих требований административный истец представил отчет об оценке от 19 августа 2019 г. N, выполненный ООО "Республиканское управление независимых экспертиз и проектирования", согласно которому рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 1 декабря 2012 г. составила 5 896 000 руб.
При рассмотрении административного дела судом первой инстанции с целью определения действительной рыночной стоимости объекта недвижимости определением от 23 сентября 2019 г. была назначена судебная оценочная экспертиза, которая поручена ООО "Институт кадастровой недвижимости и землеустройства".
Согласно заключению эксперта ООО "Институт кадастровой недвижимости и землеустройства" от 17 октября 2019 г. N рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 1 декабря 2012 г. составила 8 435 600 руб.
Разрешая спор, суды, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", обоснованно установили кадастровую стоимость находящегося в собственности у административного истца объекта недвижимости равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 декабря 2012 г. в размере 8 435 600 руб, определенной в заключении эксперта ООО "Институт кадастровой недвижимости и землеустройства" от 17 октября 2019 г. N
Заключение эксперта, подготовленное по результатам судебной экспертизы, проверено судами и ему дана оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации как относимого и допустимого доказательства рыночной стоимости названного земельного участка.
Суды признали, что данное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение эксперта соответствует законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, выводы эксперта надлежащим образом мотивированы, ясны, обоснованы исследованными обстоятельствами и не содержат противоречий.
Изложенные в жалобе доводы относительно несогласия с результатом судебной оценочной экспертизы, по существу, сводятся к несогласию с оценкой собранных по делу доказательств. Однако какие-либо доказательства, позволяющие усомниться в достоверности принятого судами первой и апелляционной инстанций экспертного заключения, в том числе в части правильности применения сравнительного подхода к определению рыночной стоимости земельного участка, административным ответчиком ни суду первой, ни суду апелляционной инстанций не представлялись.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает принятые судебные акты вынесенными в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований, предусмотренных законом для их отмены в кассационном порядке, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 6 ноября 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 18 февраля 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Правительства Республики Дагестан - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня вынесения, может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вынесения судебного акта судом апелляционной инстанции, без учета времени рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.А. Нафиков
Судьи Г.К. Зайнуллина
Р.Ф. Фахретдинова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.